Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие и современное состояние экономического образования в России

Тип: реферат
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Анализ развития и современного состояния экономического образования на школьном и вузовском уровнях в Российской Федерации. Особенности требований к образованию в условиях глобализации. Российская педагогическая культура и ее основные приоритеты.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Тема. Развитие и современное состояние экономического образования в России

Содержание

  • Введение
  • 1. Экономическое образование в средней школе
  • 2. Экономическое образование в высших учебных заведениях
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Глобальная экономика и информационное общество актуализируют вопрос о методологии образования: что, а главное, как нужно сегодня преподавать. В условиях роста информации и существенного изменения и повышения требований к работнику надо преподавать не знание-информацию, которое в сущности своей репродуктивно, а идти дальше - формировать знание-мысль, ресурс действительно продуктивный. Необходимо учить не систематичности, а системности, т.е. умению самостоятельно переходить от хорошо освоенной части предметной области к другим ее частям, воспринимать проблему как целое того или иного порядка.

Человек теперь не только фактор производства, но и его результат. Человеческий капитал, в свою очередь, можно рассматривать как совокупность знаний, компетенций, квалификаций, играющих важнейшую роль в качестве средства производства и его факторов. Процесс развития такой экономики заключен в наращивании запаса способностей и набора потребностей человека, что дает возможность просчитывать экономическую эффективность образования в социуме.

В результате производящие знания и информационные продукты отрасли становятся первичным сектором экономики. Это означает в первую очередь, что данный сектор снабжает народное хозяйство наиболее существенным и важным ресурсом производства.

Креативность, творчество, самовыражение выходят на первый план в человеческой деятельности. При этом преодолевается разделение на знания и умения. Следовательно, требуется поиск новых подходов к обучению и передаче знаний.

Конечный результат обучения, сформулированный в ФГОСах как подготовка креативного специалиста, принципиально некорректен. В частности, экономист понимается просто как специалист, обладающий очень многими знаниями, умениями, способностями. А между тем Дж.М. Кейнс уже описал портрет ученого-экономиста: "Талантливые или просто компетентные экономисты являются самой редкой породой. Предмет легок, но малочисленны те, кто добивается в нем успеха. Парадокс находит свое объяснение в том факте, что ученый-экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен достигать уровня совершенства в нескольких различных областях и обладать способностями, которые редко соединяются вместе. Он должен быть математиком, историком, государственным человеком, философом. Он должен понимать язык символов и выражать свои мысли в ясных терминах".

Российская педагогическая культура всегда предполагала развитие каждой личности, побуждала к поиску новых идей, выдвижению оригинальных гипотез. Поэтому подготовка не просто компетентных, но творчески мыслящих специалистов должна выдвигаться в качестве цели нашей деятельности.

Один из аспектов постановки проблемы образования в глобальной экономике - это связь знания и ценностей, образования и воспитания. Образование никогда не было односторонне интеллектуальным, исключительно инструментальным, узкопрофессиональным делом.

Для образования в условиях глобализации одинаково важны все названные идентичности, но если выстраивать их по ранжиру, искать ведущую, то, несомненно, ею окажется идентичность человека. Потенциал открытости и взаимозависимости в ней самый большой, и именно он должен выдержать вызов глобализации.

В работе рассмотрено развитие и современное состояние экономического образования в Российской Федерации на двух уровнях - школьном и вузовском.

1. Экономическое образование в средней школе

Экономические знания в советской общеобразовательной школе были представлены главным образом в рамках предмета "обществоведение" и частично в курсе экономической географии. Преподавание обществоведения в школе было введено в 1920-х годах. Этот курс соединил сведения об истории, экономике и праве. Обществоведение было призвано сформировать у школьников цельное марксистское мировоззрение. Что касается экономической составляющей обществоведения, то здесь изучались вопросы организации промышленного и сельскохозяйственного труда (ремесло, кустарничество, мелкое крестьянское хозяйство, колхоз, совхоз), экономические связи между городом и деревней и т.п. В середине 30-х годов XX в. обществоведение как учебный предмет в общеобразовательной школе было упразднено и введено вновь только с 1962/63 учебного года.

Во второй половине 80-х годов XX в. содержание школьного курса обществоведения было пересмотрено с учетом требований, адекватных развернувшимся процессам демократизации общества. В это время в начальной школе появляется предмет "Окружающий мир"; в 5-7-х классах преподаются три курса истории: всемирная история, история народов России и история отдельных национально-государственных образований; в 8-11-х классах вводится курс "Человек и общество".

Изучение экономики в качестве отдельного предмета началось в российских школах с 1991/92 учебного года. Становление школьного экономического образования в России происходило в тесном сотрудничестве ведущих российских вузов с образовательными организациями США и Европы. Можно выделить три основных направления этого сотрудничества.

Первое направление связано с приходом в нашу страну американской некоммерческой организации Junior Achievement (JA). Российская межрегиональная общественная организация "Достижения молодых" была зарегистрирована в декабре 1991 г. Ее основателем и президентом стал академик Е.П. Велихов. Одной из первых программ JA в России была "Прикладная экономика". Она получила широкое распространение в 1990-е годы. Стремительное развитие программы во многом объясняется тем, что, во-первых, у нее практически не было конкурентов, во-вторых, в различных регионах страны было проведено большое число семинаров для школьных учителей, и каждый учитель, прошедший такое обучение, бесплатно получал комплект учебников. Но главной причиной широкого распространения программы, конечно же, была востребованность экономики как учебного предмета, как в школах, так и вузах, да и в обществе в целом. К этому времени многие родители и администрация школ уже осознали необходимость экономических знаний для детей и способствовали формированию спроса на школьное экономическое образование Пахомова Л.И. Влияние интеграционных процессов в Европе на образовательную систему России и оценка их последствий// «Глобализация. Философские, экономические, социальные, технические аспекты: межвузовский сборник научных статей: Санкт-Петербургский госуниверситет водных коммуникаций, Мурманский филиал, - Мурманск: изд-во МФ СПГУВК, 2007 .

Второе направление сформировалось на основе деятельности некоммерческой образовательной организации "Международный центр экономического и бизнес-образования" (МЦЭБО), созданной в 1992 г. при поддержке нью-йоркского Института "Открытое общество" (Open Society Institute). Основателем и директором МЦЭБО является С.А. Равичев. С 1993 г. крупнейшим зарубежным партнером МЦЭБО стал Национальный совет по экономическому образованию (НСЭО). Благодаря деятельности МЦЭБО и его региональных центров в России появились качественные учебно-методические материалы по экономике, разработанные отечественными преподавателями и их американскими коллегами. МЦЭБО внес также большой вклад в подготовку учителей экономики.

Третье направление стартовало в рамках международного проекта в программе ЕС ТАСИС "Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и общих университетах". В 1994 г. конкурс выиграл новый российский вуз - Высшая школа экономики. ВШЭ, уже имевшая высокую репутацию в программе ТАСИС, стала оператором проекта. В процессе его реализации (1994-2008 гг.) были осуществлены программы переподготовки преподавателей экономических дисциплин для систем среднего и высшего образования, написаны учебники по экономическим дисциплинам для среднего и высшего образования. К участию в проекте ВШЭ привлекла Новосибирский госуниверситет и Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Доступ к программам проекта получили национальная комплексная программа экономического образования в американских школах, Economics International - международная программа обмена, направленная на распространение экономического образования в странах с развивающейся рыночной экономикой.

В становлении и развитии современной системы школьного экономического образования в России можно выделить три этапа, различающихся по степени нормативно-правового регулирования и по уровню учебно-методического обеспечения (табл.1).

Современную ситуацию в школьном экономическом образовании в целом приходится характеризовать как период стагнации. Если опираться на такие количественные показатели его развития, как число нормативных документов и количество учебно-методических изданий, то ситуация представляется вполне благополучной. Однако после 2004 г. в стране произошло резкое сокращение числа школ, в которых экономика преподается в качестве отдельного предмета. Анализ причин сложившейся ситуации с неизбежностью выявляет по меньшей мере три главных фактора, препятствующих развитию школьного экономического образования: особенности действующего Федерального базисного учебного плана (ФБУП), проблемы кадрового обеспечения, нехватка качественных учебников.

...
Другие файлы:

Агропромышленный комплекс России: современное состояние, проблемы, перспективы развития
Современное состояние агропромышленного комплекса в целом по России. Современное состояние аграрного сектора экономики Пермского края. Перспективы сов...

Демографическое развитие России: современное состояние, проблемы и пути их решения
Предмет и методы демографии и статистики населения, направления исследования. Источники данных о населении. Численность и состав населения России. Сов...

Совершенствование системы дошкольного образования города Иркутска
Современное состояние системы образования РФ. Раннее и дошкольное детство как особый национальный ресурс для решения проблем социального и экономическ...

Высшее образование в России: история становления и современное состояние
Педагогические идеи в системе образования. Первые учебные заведения в России. Особенности развития высшего образования между Первой и Второй мировыми...

Российская система образования
Образование как социальный феномен. Методология преподавания в период формирования двухуровневой системы профессионального образования в ВУЗах России,...