Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность возрастных психологических особенностей дошкольников. Характеристика методик преподавания психологии. Составление и описание программы по развитию воображения у дошкольников на уроках психологии. Применение на практике развивающей программы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ЧАСТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра юридической психологии

«К защите допускаю»

____________О.П.Котикова

«_____»_____________2011г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Методика преподавания психологии»

на тему: «Развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии»

Студент группы 70805з А.Э.Чаркина

Руководитель О.П.Котикова

Минск- 2011

РЕФЕРАТ

курсовой работы Чаркиной А.Э.

«Развитие воображения у дошкольников на занятиях по психологии»

Ключевые слова: воображение, развитие воображения у дошкольников, возрастные особенности дошкольников, методика преподавания психологии.

В курсовой работе исследуется развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по психологии, которое включает в себя следующие этапы:

1 возрастные психологические особенности дошкольников;

2 методика преподавания психологии для дошкольников;

3 развитие воображения на занятиях по психологии;

4 составление и описание программы по развитию воображения у дошкольников;

5 применение на практике развивающей программы.

Раскрыта сущность возрастных психологических особенностей дошкольников, методика преподавания психологии, развитие воображения на занятиях по психологии. На базе конкретного ДУ разработана и применена программа по развитию воображения у старших дошкольников.

В результате проведенного исследования сделаны следующие выводы:

1 наиболее интенсивно воображение развивается именно в дошкольном возрасте;

2 воображение старших дошкольников носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Однако в этом возрасте творческое воображение ниже;

3 воображение каждого ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей;

4 существует большое количество способов, с помощью которых можно развивать воображение у детей дошкольного возраста. Но а самое главное - это уделять достаточно внимания и времени развитию воображения, так как с хорошо развитым воображением в будущем ребенку будет легко усваивать школьную программу.

воображение дошкольник психология

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Возрастные психологические особенности дошкольников

1.2 Методика преподавания психологии для дошкольников

1.3 Развитие воображения на занятиях по психологии

2. ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПСИХОЛОГИИ

2.1 Пояснительная записка

2.2 Тематический календарный план

2.3 Содержание программы

Заключение

Список использованных источников

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Воображение - это важнейшая сторона человеческой жизни. Если бы человек не обладал фантазией, то мы бы лишились практически всех научных открытий, произведений искусства, изобретений конструкторов и т.д. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. Именно благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Если у человека снижается способность фантазировать, то в этом случае можно говорить, что его личность обедняется. Ведь в этом случае у человека снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Основная его задача - это представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у человека формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта. Воображение и фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.

У новорожденного ребенка воображения еще нет. Воображение развивается в процессе жизни ребенка, в его деятельности, в обучении и воспитании. Для развития воображения необходимо накопление соответствующего опыта, расширение круга представлений об окружающей действительности. Этот опыт приобретается как путем личных наблюдений ребенка, так и через взрослых.

В становлении личности ребенка роль воображения очень велика. И именно поэтому очень важно развивать и тренировать воображение ребенка. А период дошкольного детства является самым продуктивным периодом для развития воображения.

Целью курсовой работы является составление и применение на практике программы, направленной на развитие воображения у детей дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:

- выявить возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста;

- рассмотреть методики преподавания психологии для дошкольников;

- изучить развитие воображения дошкольников на занятиях по психологии;

- применить на практике разработанную программу по развитию воображения на занятиях по психологии у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс развития воображения старших дошкольников.

Объект - воображение старших дошкольников.

При работе над курсовой работой использовалась литература различных авторов, как отечественных так и зарубежных. Работа по практической части проводилась в детском дошкольном учреждении ясли-сад №189, который находится по адресу: г.Гомель, ул.Жукова д.10.

1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1 ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Дошкольное детство - первый период психического развития ребенка и поэтому данный период является самым ответственным. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности. Развиваются основы познавательных процессов и видов деятельности. [1, с. 3] Рост и развитие ребенка протекает неравномерно. Процесс идет то быстрее, то медленнее. Причем очень часто бывают резкие перемены, скачки. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад. Ведь приобретение новых навыков делает детей эмоционально неустойчивыми, т.к. их нервная система еще не зрелая.

Детство охватывает период времени от рождения ребенка до окончания школы, а по возрастной физической классификации делится на семь периодов:

1 Младенчество - это период времени от рождения до одного года жизни;

2 Раннее детство - от одного года до трех лет;

3 Младший и средний дошкольный возраст - от трех до четырех-пяти лет;

4 Старший дошкольный возраст - от четырех-пяти до шести-семи лет;

5 Младший школьный возраст - от шести-семи до десяти-одиннадцати лет;

6 Подростковый возраст - от десяти-одиннадцати до тринадцати-четырнадцати лет;

7 Ранний юношеский возраст - от тринадцати-четырнадцати до шестнадцати-семнадцати лет.

Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности, которые легко заметить. Надо только внимательно наблюдать за развитием ребенка и анализировать его психологию и поведение. Каждый психологический возраст требует своего стиля общения с детьми, применения особых приемов и методов обучения и воспитания.

В целом, весь процесс детского развития можно разделить на три этапа:

1 дошкольное детство - от рождения ребенка до шести-семи лет;

2 младший школьный возраст - от шести-семи до десяти-одиннадцати лет, с первого по четвертый-пятый классы школы;

3 средний и старший школьный возраст - от десяти-одиннадцати до шестнадцати-семнадцати лет, с пятого по одиннадцатый класс школы.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, которая похожа на возрастной кризис, а именно - при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. [2, с.34-36]

В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к миру взрослых людей. [3, с.26] Освоение действий с предметами и сравнение их с действиями взрослого формирует у ребенка представление о взрослом как об образце. Поэтому дошкольник подходит к «открытию» мира взрослых. В раннем детстве ребенок познавал социальную действительность со стороны предметов, созданных людьми. А уже перед дошкольником открывается мир взрослых со стороны их взаимоотношений и деятельности. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте перестраивается в следующее соотношение: ребенок - предмет - взрослый. Главная потребность ребенка состоит в том, что бы перейти в мир взрослых. Ребенок хочет быть как они (взрослые) и действовать вместе с ними. Но реально выполнять все функции старших просто не может. И из-за этого складываются противоречия между его потребностью быть как вз...

Другие файлы:

Развитие воображения дошкольников на занятиях по психологии
Исторический анализ проблемы преподавания психологии в образовательных учреждениях. Разработка и методика реализации программы кружка "Мечта" по разви...

Развитие творческого воображения у дошкольников посредством художественного конструирования
Воображение и творческий потенциал личности. Конструирование как средство развития творческих способностей и воображения детей дошкольников. Условия и...

Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"
Воображение как познавательный психический процесс, особенности его развития в дошкольном возрасте. Педагогические условия развития воображения на зан...

Развитие воображения младших школьников на занятиях по психологии
Сущность понятия "воображение" как познавательного психического процесса, его виды. Психологическая характеристика младшего школьного возраста, развит...

Методы и приемы развития воображения в старшей группе ДОУ
Развитие творческого воображения дошкольников как психолого-педагогическая проблема. Возрастные и индивидуальные особенности видов представлений и фор...