Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Характеристика особенностей волевого поведения детей дошкольного возраста. Развитие волевого поведения как современная психолого-педагогическая проблема. Проектирование деятельности воспитателя. Методические рекомендации на примере развивающих игр.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Развитие волевого поведения детей дошкольного возраста

1. Теоретические основы развития волевого поведения детей дошкольного возраста

1.1 Характеристика особенностей волевого поведения детей дошкольного возраста

Воля - это психическая деятельность человека, проявляющаяся в сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей, осуществление которых связано с преодолением трудностей и препятствий [11, с. 196].

Для того чтобы развивать волевое поведение ребенка - дошкольника, педагогу необходимо четко представлять, чего именно он хочет добиться, какие свойства личности будут развиваться.

С детских лет человек выполняет действия и совершает поступки, в той или иной мере регулируемые волей. Жизненная практика закрепляет регулирование действий в виде волевых свойств личности. Эти свойства наряду с другими образуют стиль поведения человека.

Но отдельный человек не изолирован от других людей. Он член общества, представитель класса, имеющего свою идеологию, мораль, обычаи и традиции. В практической деятельности личность руководствуется индивидуальными потребностями, интересами, а также идеями, моральными нормами, традициями людей, в среде которых живет.

Идеология, выраженная в мировоззрении, мораль и традиции, господствующие в обществе, являются широкой основой, на которой вырастают конкретные действия и поступки человека.

Вместе с тем существуют конкретные жизненные обстоятельства каждого человека: большая или меньшая материальная обеспеченность, определенные взаимоотношения в семье, воспитательные воздействия, природные условия. Сливаясь с общими условиями в единый поток, эти конкретные условия создают среду для формирования волевых свойств личности.

Рассмотрим основные волевые свойства.

Целеустремленность - волевое свойство личности, проявляющееся в умении ставить и достигать общественно значимые цели. Целеустремленный человек не разменивается на мелочи, он понимает общественные потребности и интересы и на основе этого ставит такие цели, которые отражают эти потребности и интересы.

Целеустремленная личность имеет также отчетливые, ясные личные цели. При этом те и другие цели гармонически сочетаются. Они как бы сливаются воедино.

Целеустремленный - это одержимый (в самом положительном понимании этого термина) человек. Он точно знает, за что борется, куда идет. Ясность цели - вот основное достоинство целеустремленного человека.

У некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Такие люди тоже ставят ясные цели. Однако содержание их целей отражает только личные потребности и интересы.

Решительность - волевое свойство личности, проявляющееся в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Решительный человек всесторонне и глубоко обдумывает цели действия и способы их достижения, понимает важность принимаемого решения, отдает себе отчет в возможных последствиях.

На первый взгляд, кажется, что решительный человек легко и свободно выбирает цель. Однако это не так.

Решительность - свойство личности, свидетельствующее о высоком уровне развития воли. Особенно отчетливо проявляется решительность в момент принятия цели, а также при осуществлении принятого решения.

Мы встречаем людей, у которых явно не хватает решительности. Они долго и мучительно обдумывают, сомневаются в правильности принимаемого решения. Опасаются за последствия самого решения и результата его осуществления.

Раздвоенность мыслей, чувств - характерная особенность нерешительного человека. У нерешительного не хватает сил побороть противоречивые мысли, чувства, направить их в какое-то определенное русло.

Недостатки решительности проявляются также и в том, что человек, не продумав, не взвесив, принимает поспешное решение. В этом случае он торопится избавиться от неприятного ему состояния напряжения, которое сопровождает выбор цели.

Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в способности длительное время направлять и контролировать поведение в соответствии с намеренной целью.

Человек, обладающий этим волевым свойством, постоянно «держит» в сознании принятую задачу и строит свое поведение с таким расчетом, чтобы «приблизить» ее. Настойчивый человек правильно оценивает обстановку, находит в ней то, что помогает достижению цели.

Настойчивость не останавливается перед неудачами, не поддается возникшему чувству сомнения, упрекам, а порой и противодействию других людей. Он снова и снова мобилизует свои психические и физические цели, с тем чтобы делать новые и новые попытки реализовать задуманное.

В жизни мы нередко встречаем людей, у которых настойчивость как бы «застывает» на низком уровне. Такие люди могут быть умными и даже талантливыми, однако управлять длительное время своим поведением в более или менее сложных условиях или при первых трудностях они не в состоянии.

Есть люди, которые на первый взгляд отличаются исключительной настойчивостью. Близкое же знакомство с ними показывает, Что они просто упрямы.

Выдержка - волевое свойство личности, проявляющееся в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Сложные условия жизни вызывают повышенное психическое и физическое напряжение.

Человеку нередко приходится действовать в сложных условиях, например, в обстановке, угрожающей здоровью и жизни, личной и общественной чести и достоинству и т.д.

Выдержка - свойство личности, в котором выражена и закреплена тормозная функция воли. Примером исключительной выдержки может служить поведение героев Отечественной войны, наших космонавтов, летчиков.

Проявляет выдержку школьник, отвечая на обидное оскорбление одноклассника спокойным осуждающим взглядом или меткой остротой.

Обычно в быту, содержание термина «выдержка» несколько суживается. Мы употребляем его лишь применительно к эмоциональной стороне психики, когда хотим подчеркнуть способность человека сдерживать свои эмоции, речевые и физические реакции, основанные на них.

Самостоятельность - волевое свойство личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.

Самостоятельный человек без посторонней помощи вскрывает проблемную ситуацию, исходя из нее ставит цель. Он не ждет подсказки, указаний от других людей.

Встречаются люди, отличающиеся внушаемостью. Они не могут по собственной инициативе начать и закончить более или менее сложное волевое действие.

Воля человека характеризуется и другими свойствами - такими, как смелость, отвага, мужество, стойкость, дисциплинированность. Но они в значительной мере являются индивидуальным сочетанием рассмотренных выше свойств.

Если волевые свойства приобретают устойчивость, то они отражают уровень развития воли личности. У каждого человека представлены все свойства личности, но развиты они неодинаково.

Людей с высоким уровнем развития волевых свойств справедливо называют людьми сильной воли. Но нередко встречаются люди, у которых развито какое-либо одно свойство, остальные же оказываются на более низком уровне развития.

Есть люди, у которых низок уровень развития всех волевых свойств. Таких людей обычно называют слабовольными.

Воля как регулятор поведения развивается в процессе жизнедеятельности. Находясь в коллективе и занимаясь трудом, игрой, человек воспитывает свою волю.

Первостепенное значение в развитии воли и формировании волевых свойств личности имеет повседневный регулярный труд. В труде личность связана обязанностями с другими членами коллектива.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны - это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

В младенчестве проявление эмоций заключается в комплексе оживления. На втором месяце жизни младенец особым образом реагирует на людей, выделяя и отличая их от окружающих предметов, его реакции на человека являются специфическими и почти всегда ярко эмоционально окрашенными. На улыбку матери в возрасте около 2-3 месяцев младенец реагирует также улыбкой и общей активизацией движений. Это и называется комплексом оживления. Первые элементы комплекса оживления появляются на втором месяце жизни. Это - замирание, сосредоточение, улыбка, причем все ни вначале возникают как реакции на обращение взрослого к ребенку. На третьем месяце жизни эти элементы объединяются в систему и появляются одновременно. На заключительном этапе его развития комплекс оживления демонстрируется ребенком всякий раз, когда у ребенка появляется потребность общения со взрослым.

К трем - четырехмесячному возрасту дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет сос...

Другие файлы:

Воспитание культуры поведения у детей среднего дошкольного возраста
Культуры поведения детей дошкольного возраста: характеристика, особенности воспитания. Анализ театрализованной деятельности с точки зрения средства в...

Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста
Культура поведения - показатель воспитанности ребенка. Нормы и правила поведения детей дошкольного возраста. Опыт работы воспитателей по воспитанию ку...

Игра как средство воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста
Сущность и содержание понятия "культура поведения". Игровые средства и модели воспитания культуры поведения в учреждении дошкольного образования. Сист...

Дидактическая игра как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста
Понятие о познавательных процессах в психолого-педагогической литературе. Развитие психики у детей дошкольного возраста. Дидактические игры и их роль...

Игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей младшего дошкольного возраста
Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста. Условия и технология формирования опыта. Формирование произвольн...