Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения в условиях школы

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Рассмотрение влияния основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, группы сверстников, средств массовой информации) на молодых людей. Социально-педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

План

Введение

1. Общая характеристика девиантного поведения у подростков

1.1 Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков

1.2 Формы проявления девиантного поведения

2. Социально педагогическая деятельность с подростками девиантного поведения в условиях общеобразовательной школы

Заключение

Список использованных источников

Тезаурус

Приложение

Введение

В настоящее время проблема социально-педагогической профилактики девиантного поведения детей подросткового возраста является одной из актуальных. Так социально-экономическая нестабильность в стране, снижение уровня жизни многих россиян, медленное возвращение влияния социальных институтов, призванных заниматься воспитанием детей и подростков, прежде всего института семьи, привели к значительному увеличению числа семей так называемой "группы риска" и к увеличению количества социальных сирот и подростков девиантного поведения.

Профилактика девиантного (отклоняющегося) поведения несовершеннолетних бесспорно необходима и актуальна при развитии социальных отношений в России. Социальная напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других девиантных проявлений.

Социологи фиксируют сегодня кризис социальной сферы в силу противоречивого влияния основных субъектов социума (семьи, учебного заведения, группы сверстников, средств массовой информации) на молодых людей. Несмотря на конфликты с родителями (на которые указывают опрошенные нами подростки), семья является для них значимой сферой жизни. Она влияет на ее членов через традиции, сложившийся стиль общения, эмоциональную атмосферу, самим укладом жизни программируя дальнейший жизненный путь детей.

Второй по значимости субъект влияния на поведение молодежи - образовательное учреждение (школа, среднее профессиональное или высшее учебное заведение), оказывает наиболее противоречивое воздействие на современных молодых людей. Школа традиционно ответственность за асоциальное поведение полностью перекладывает на плечи семьи.

Социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма подростков часто являются причинами девиантного поведения. Стремление испытать острые ощущения, любопытство, недостаточная способность прогнозировать последствия своих действий, гипертрофированное стремлении быть независимым влияют на специфику взаимоотношений с окружающим миром. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, с одной стороны, и требованиям общества - с другой, служит реальным источником девиации.

Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам. В последнее время все большую роль в этом процессе играет социальный педагог. Одной из его функций является профилактика девиантного поведения подростков. Однако специфика деятельности социального педагога в направлении профилактики девиантного поведения подростков изучена недостаточно. Таким образом, проблема разработки социально-педагогических методов профилактики девиантного поведения требует изучения как на теоретическом, так и на научно-практическом уровне.

Актуальность и социальная значимость проблемы, педагогическая целесообразность ее решения обусловили выбор темы исследования: "Социально-педагогические методы профилактики девиантного поведения".

Объект исследования: профилактика девиантного поведения подростков.

Предмет исследования: социально-педагогические методы профилактики девиантного поведения подростков.

Цель исследования: теоретически обосновать проблему профилактики девиантного поведения подростков, подобрать методы и разработать систему профилактики девиантного поведения подростков и апробировать ее.

Задачи исследования.

1. На основе теоретического анализа педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования раскрыть сущность и структуру ключевых понятий (девиантное поведение, профилактика).

2. Определить основные социально-педагогические методы профилактики девиантного поведения подростков.

Смоделировать систему социально-педагогической деятельности по профилактике девиантного поведения у подростков.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: организационные (сравнительный способ); эмпирические (метод экспертной оценки, тестирование, констатирующий и формирующий эксперименты); методы обработки научной информации (качественный и количественный способы); интерпретационный метод (генетический способ).

1. Общая характеристика девиантного поведения у подростков

Девиантное поведение [лат. deviatio -- отклонение] -- система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Девиантное поведение бывает различных видов. По форме своего проявления девиантное поведение можно разделить на проявляющееся в открытой, явной форме (например, хищения, хулиганство и др. преступления), и в скрытой, латентной форме (например, бюрократизм, подхалимство и др.). Девиантное поведение можно также разделить на индивидуальное и групповое, а также на первичное и вторичное.

В широком смысле, понятие "девиантное поведение" охватывает любые виды отклонений от социальных норм - и положительные (геройство, самопожертвование, выдающиеся творческие способности, альтруизм и т.п.), и отрицательные (агрессия, алкоголизм, наркомания, суициды и т.п.).

Даже в самом развитом, высокоорганизованном и цивилизованном обществе не удается достичь такого положения, когда бы абсолютно все его члены строго и повсеместно следовали утвердившимся в нем нормам и правилам, неукоснительно выполняя предписанные им социальные роли. В любом обществе всегда происходит какое-либо нарушение этих норм, правил и ролей, с которыми общество не может мириться. Такие социальные отклонения называются отклоняющимся, или девиантным поведением.

Социальную напряженность в стране порождает серьезный рост различного рода нарушений несовершеннолетними подростками социальных норм: ширятся масштабы преступлений, алкоголизма, проституции и других проявлений девиантного поведения. Уровень преступлений был самым высоким за последние 30 лет и составил 1856 преступлений на 100 тыс. человек. Не может не настораживать общество также и то, что под влиянием, прежде всего социально-экономических причин и снижения морально- этического уровня значительной части населения за последние годы наблюдается распространение такого социального порока, как проституция во всех ее видах: женская, мужская, гомосексуальная, костюмированная (под противоположный пол). Дельцы от наркобизнеса втягивают в орбиту потребителей наркотиков все большее и большее количество людей, особенно несовершеннолетних. В Российской Федерации на каждые 100 тыс. подростков в возрасте 15-17 лет 40 человек состоят на учете, это или наркоманы, или токсикоманы.

В зависимости от способа взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества, В.Д.Менделевич выделяет 5 видов девиантного поведения:

1)делинквентное;

2)аддиктивное;

3)патохарактерологическое;

4)психопатологическое;

5)на базе гиперспособностей.

Делинквентное поведение - это поведение, нарушающее социальные и правовые нормы.

Под аддиктивным поведением понимается такое поведение, при котором происходит изменение психического состояния посредством приема психоактивных веществ (ПАВ) или через постоянную фиксацию внимания на развитие и поддержание интенсивных эмоций (например, религиозный или спортивный фанатизм, Интернет-зависимость, гемблерг, т.е. патологическая склонность к азартным играм и т.д.).

Патохарактерологический вид девиации обусловлен процессом воспитания, психопатологический - проявлениями психических заболеваний. Особым видом девиантного поведения являются девиации, обусловленные гиперспособностями человека.

Среди всех этих видов девиантного поведения первый - делинквентное поведение, в крайних своих формах являющееся уголовно наказуемым деянием, наиболее часто становится в центр общественного внимания.

Поэтому на практике чаще используется более узкий смысл понятия девиантного поведения. Дело в том, что в реальной общественной жизни практически невозможно обеспечить полное, абсолютное соблюдение всех норм. Поэтому многие девиации допускаются: с ними мирятся, но в определенных пределах, не нарушающих целостность социальной системы. Если же какой-либо вид девиантного поведения грозит ее функционированию (например, преступность), к нему применяют социальные и правовые санкции.

1.1 Понятие и возникновение девиантного поведения у подростков

Подростковый возраст -- самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравст...

Другие файлы:

Работа социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков
Профилактика девиантного поведения подростков как направление работы социального педагога. Профилактика девиантного поведения подростков, основанная н...

Формы и методы деятельности социального педагога в условиях школы
Девиантное поведение учащихся как социально-педагогическая проблема. Характеристика деятельности социального педагога по профилактике девиантного пове...

Технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях средней школы
Сущность девиантного поведения, особенности его проявления в подростковом возрасте. Динамика развития отклоняющихся форм поведения. Ознакомление с осн...

Работа социального педагога с девиантными подростками
Особенности девиантного поведения как предмета социально-педагогической деятельности. Компоненты технологии работы социального педагога с трудными под...

Работа социального педагога по профилактике агрессивного поведения у детей дошкольного возраста в условиях детского сада
Проблема оказания социально-педагогической помощи детям дошкольного возраста с агрессивным поведением. Программа работы социального педагога по профил...