Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Работа с пословицами на уроках чтения

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Пословицы как жанр фольклора. Характеристика программ по литературному чтению. Классификация пословиц и поговорок на тематические группы, цели их использования. Развитие у детей наблюдательности, речи, чутья к звуковым красотам языка, чувства юмора.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Пословицы как жанр фольклора

Глава 2. Приёмы работы с пословицами на уроках чтения

Глава 3. Характеристика 4-х программ по литературному чтению и учебников

3.1 В.Г. Горецкий - традиционная программа по чтению

3.2 О.В. Кубасова - программа «Гармония»

3.3 Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение в четырёхлетней начальной школе»

3.4 Р.Н. и Е.В. Бунеевы - программа «Школа 2100»

Заключение

Список использованной литературы и источников

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой обозначена как «Работа с пословицами на уроках чтения». Под пословицами в широком смысле понимаются краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) смысл или только переносный смысл, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. - М., 2004. - С. 11.. Так, пословица «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы ни плакало» отличается двойным смыслом - буквальным и иносказательным. Пословица «горбатого могила исправит» имеет только образный смысл.

Актуальность заявленной темы обусловлена тем, что язык многих носителей русского языка сегодня сухой, шаблонный. Великий знаток языка М.А. Шолохов отмечал: « Их (пословиц) тысячи, десятки тысяч! Как на крыльях они перелетают из века в век, от одного поколения к другому… Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знание жизни, радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев… честность и обман, трудолюбие и лень, красота истин и уродство предрассудков» Шолохов М. Вводная статья// Пословицы и поговорки русского народа: Из сборника В.И. Даля. - М., 1987. - С.3..

Данному историческому этапу развития общества присущ низкий уровень патриотизма и трудолюбия; современное поколение обладает «клиповым мышлением», в процессе обучения выявляются сложности в таких моментах как умение выделить главное, умение анализировать, построение логических цепочек и т.д. По новым стандартам образования данные требования являются основополагающими к выпускнику школы.

Начальная школа является первой ступенью школьного образования. По мнению автора программы «Гармония» О.В. Кубасовой, «литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирование их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения» Кубасова О.В. Информационно - методическое письмо о новом учебнике по литературному чтению «Любимые страницы» для I класса четырёхлетней начальной школы// Начальная школа. - 2000. - № 8. - С. 42..

На данных уроках в процессе обучения проявляется значение пословиц для интеллектуального и нравственного уровня младших школьников. Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.

Интерес к пословицам отмечен уже давно, о чём свидетельствуют относительно ранние традиции их записи, восходящие в России к XVI - XVII векам Тарланов З.К. Русские пословицы: синтаксис и поэтика. - Петрозаводск, 1999. - С. 27.. П. Симони утверждал, что «сборники собственно пословиц появляются в России впервые в XVII» Тарланов З.К. Русские пословицы: синтаксис и поэтика. - Петрозаводск, 1999. - С. 29..

Использование пословиц в обучении имеет давнюю историю, значительное место в которой занимает Ф.И. Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М.: Просвещение, 1992. - 512 с. от 1844 года изучение пословиц выделял в качестве самостоятельного вопроса. Методическая система данного автора была слишком новой, необычной для своего времени.

Нельзя не упомянуть о труде В.И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа» Пословицы и поговорки русского народа: Из сборника В. И. Даля. - М.: Правда, 1987. - 656 с., где пословицы располагаются не по алфавиту, а по тематическим гнёздам. Они касались всех сфер бытовой жизни: отношения к родине, ведения хозяйства, отношений в семье, внешнего вида, поведения, возраста, нравственности, образования и т.п. Они ещё раз подчёркивают громадную роль слова -- носителя народной мудрости, хранителя её во времени и пространстве.

В «Азбуке» Толстой Л.Н. Азбука: Страницы из «Азбуки». - М.: Детская литература, 1990. - 93 с. Л.Н. Толстого пословицы являются текстами для первоначального чтения и распределяются по всем буквам алфавита. Л.Н. Толстой отбирал материал так, чтобы за каждой из пословиц вырисовывалась бы определённая житейская ситуация и вытекающий из неё нравственный смысл, выраженный в образной форме Толстой Л.Н. Азбука: Страницы из «Азбуки». - М., 1990. - С. 3.. Эти свойства пословиц и привели Л.Н. Толстого к мысли использовать пословицы в качестве важнейшего учебного материала.

В данной работе была использована статья О.В. Соболевой «О понимании мини - текста или пословица век не сломится» Соболева О.В. О понимании мини - текста или пословица век не сломится//Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 46 - 52. - статья посвящена исследованию особенностей понимания мини - текста (пословицы) и возможностей формирования у школьников умения понимать пословицы.

Целью представленной курсовой работы является рассмотрение работы с пословицами на уроках чтения.

Широкая постановка цели предполагает рассмотрение ряда аспектов:

1) рассмотрение понятия «пословица»;

2) рассмотрение классификации пословиц;

3) рассмотрение цели использования пословиц;

4) рассмотрение методики работы с пословицами на уроках литературного чтения;

5) попытаться охарактеризовать 4-ре программы по литературному чтению и соответствующие им учебники.

В соответствии с поставленными задачами определена следующая структура данной курсовой работы:

Глава 1. Пословицы как жанр фольклора;

Глава 2. Приёмы работы с пословицами на уроках чтения;

Глава 3. Характеристика 4-х программ по литературному чтению и учебников.

Присутствует в работе необходимое введение, заключение, список использованной литературы и источников.

ГЛАВА 1. ПОСЛОВИЦЫ КАК ЖАНР ФОЛЬКЛОРА

М. Шолохов писал, что «величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, как в пословицах» Шолохов М. Вводная статья// Пословицы и поговорки русского народа: Из сборника В.И. Даля. - М., 1987. - С.3..

Издавна в науке существует мнение, что пословица родилась из притчи как ее заключительный вывод, моральный афоризм. Ф. И. Буслаев начало малых жанров возводил к сказке, полагая, что пословицы, поговорки, загадки идут от общей основы как образцы «мудрости народной» Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992. - С. 331.. Он считал, что пословицы «суть не иное что, как лучшие, избраннейшие отрывки речи наших предков, служащие нам примером тому, как строились у нас предложения…» Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. - М., 1992. - С. 331..

В.И. Даль одним из первых постиг свойства пословицы, дающие ей право на отдельное место среди разнообразных «малых» жанров. Он определял этот жанр устного народного творчества следующим образом: «пословица - это краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья, или в виде житейского приговора… » Пословицы и поговорки русского народа: Из сборника В. И. Даля. - М., 1987. - С. 646.. Также писатель отмечал, что в пословице налицо цельность и единство чисто народного содержания и присущих живому языку «свойкости», «родимости» Пословицы и поговорки русского народа: Из сборника В. И. Даля. - М., 1987. - С. 640..

Академическое определение приводит Е.И. Аничков - «пословица - это обращающееся в языке наряду словами и словосочетаниями предложение или сцепление предложений, составляющее сознательную ссылку на коллективный опыт предшествующих поколений» Аничков Е.И. Идиоматика идиом и идиоматика идиоматизмов (к учению о словосочетаниях)//Проблемы фразеологии. - М. - Л., 1964. - С. 39..

В основе смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. По мнению В.И. Даля, пословица всегда заключает в себе «обиняк» - поучение, мысль, высказанную не прямо, а иносказательно. Пословица состоит из двух частей - общего суждения и «приложения, толкования, поучения» Пословицы и поговорки русского народа: Из сборника В. И. Даля. - М., 1987. - С. 646.. Этот подход не устарел и на данный момент, так как в понятиях и современной науки пословица признана изречением с прямым и переносным смыслом.

Назначение пословицы - быть выразителем ситуации, одной из подобных или даже единственной, но не сводимой к обычной речевой ситуации Тарланов З.К. Русские пословицы: синтаксис и поэтика. - Петрозаводск, 1999. - С. 46..

Пословица констатирует свойства людей или явлений, даёт им оценку или предписывает, например, пословица констатирует «в гостях хорошо, а дома лучше». Другие посл...

Другие файлы:

Приемы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора в начальной школе
Понятие и роль фольклора, его возникновение и развитие. История изучения и собирания произведений устного народного творчества. Классификация детского...

Особенности изучения стихотворных произведений на уроках литературного чтения
Филологические основы работы и схемы анализа стихотворного произведения на уроках литературного чтения. Словесное рисование на уроках чтения при изуче...

Организация самостоятельной работы младших школьников на уроках литературного чтения
Самостоятельная работа учащихся, её признаки и условия организации. Значение самостоятельных работ в обучении младших школьников. Опытно-экспериментал...

Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах
Задачи уроков чтения по формированию выразительности устной речи детей, развитие техники и понимания текста: этапы, интонационные средства. Методика р...

Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения с использованием игровых приемов
Психофизиологические основы чтения. Трудности в формировании навыков чтения у детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-педагогическая работа по фор...