Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность познавательной активности, её уровни и признаки. Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями. Условия формирования познавательного интереса.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

Введение

1. Использование творческих заданий, как условие активизации учебно-познавательной деятельности на уроке математики в младших классах

1.1 Сущность и критерии познавательной активности, её уровни и признаки

1.2 Активизация учебно-познавательной деятельности ученика на уроке математики в младших классах: пути, способы, условия интереса

1.3 Сущность, критерии уровня познавательного интереса и его значение в обучении и развитии

1.4 Условия формирования познавательного интереса

2. Пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями

2.1 Общая характеристика термина «понятия»

2.2 Анализ различных методик формирования понятий у младших школьников

2.3. Методика формирования познавательных интересов младших школьников через использование творческих заданий при работе над понятиями «Объёмные тела»

2.4. Составление геометрических словариков как один из видов творческих заданий при формировании геометрических понятий у младших школьников

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что обществу остро требуются люди, обладающие развитой познавательной активностью, имеющие высокий уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки, действующие рационально и способные принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях.

Недостаточная сформированность познавательной активности учащихся в традиционных условиях обучения современной школы отрицательно сказывается на становлении личности, ее социальной значимости.

Формирование познавательной активности в силу ряда особенностей более интенсивно протекает в подростковом возрасте. Для данной возрастной группы характерно расширение сферы деятельности, формирование отношения к себе как к члену общества, рост склонности к самооценке, и на ее основе - к самопознанию себя как личности, стремление к самоутверждению, самовыражению (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, Т.В. Драгунова и др.).

Проблема формирования познавательной активности чрезвычайно широка и многогранна и включает в себя целый ряд разнообразных вопросов. Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, З.Ф. Чехлова, А.А. Люблинская, М.И. Махмутов, Ю.Н. Кулюткин, Э.А. Красновский и другие рассматривали процесс формирования и активизации учебно-познавательной деятельности. Г.И. Щукиной, Л.И. Божович, А.П. Архиповым, В.Ф. Башариным, В.Б. Бондаревским, А.К. Дусавицким, Б.С. Заир-Бек, А.Г. Здравосмысловым и другими показаны пути и средства развития познавательных интересов учащихся. В.И. Аксюченко, Д.П. Барам, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина рассматривали проблему формирования общих умений. Д.Б. Богоявленская, М.Р. Гинзбург, В.Н. Пушкин, Э.А. Голубева, Н.С. Лейтес, И.А. Петухова, Б.Р. Кадыров изучали влияние различных видов активности на продуктивность учебной деятельности. В работах В.А. Крутецкого, В.Н. Гриневой, Г.Г. Петренко, Н.В. Гродской, Л.П. Лемберг, Л.П. Пименовой рассматриваются вопросы взаимосвязи познавательной активности и самостоятельности. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, М.И. Махмутов, Г.Д. Кириллова рассматривали активизацию учебной деятельности учащихся в рамках проблемного и развивающего обучения.

Однако необходимо отметить, что перечисленные выше авторы, достаточно полно осветив вопросы стимулирования активности учащихся среднего и старшего школьного возраста в рамках учебной деятельности, уделяли недостаточное внимание возможностям формирования познавательной активности учащихся младших классов.

Тема курсовой работы: «Использование творческих заданий, как условие активизации учебно - познавательной деятельности на уроке математики в младших классах».

Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках математики.

Предмет исследования - активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Цель исследования - теоретически обосновать активизацию учебно - познавательной деятельности младших школьников на уроках математики.

Гипотеза исследования - процесс развития учебно - познавательного интереса будет эффективным, если:

1. учитываются возрастные особенности младших школьников;

2. используется комплекс специально подобранных творческих заданий на уроках математики.

Задачи исследования:

1. изучить психолого-педагогическую литературу по проблемам исследования;

2. разработать комплекс творческих заданий для младших школьников;

3. рассмотреть пути формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики через использование творческих заданий при работе с понятиями.

4. показать методику формирования познавательных интересов младших школьников через использование творческих заданий при работе над понятиями «Объёмные тела».

Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы, методических документов, наблюдение, моделирование. Также при написании данной курсовой работы использовались методы логики, синтеза и анализа.

По своей структуре курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.

1. Использование творческих заданий, как условие активизации учебно-познавательной деятельности на уроке математики в младших классах

1.1 Сущность и критерии познавательной активности, её уровни и признаки

В развитии теории и практики активного учения сыграли большую роль исследования Есипова Б.П., Левиной М.М., Огородникова И.Т., Русакова Б.А., Шаталовой Т.И. и других. Вклад в разработку проблемы активизации учения внесли исследовательский интерес и его связь с активизацией познавательной деятельности.

Значительным вкладом в педагогическую и психологическую науки являются исследования Р.Я. Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова, Д.Б. Эльконина, выявившие возможности значительного повышения активности младших школьников в познавательной деятельности. Непосредственно вопросом познавательной деятельности посвящены работы Л.П.Аристовой, Т.Г.Рамзаевой, Н.Ф. Талызиной, И.Ф.Харламова [6],[7],[8],[12].

Раскрытие сущности познавательной активности обусловливает потребность в рассмотрении самого явления «активность личности».

Активность - это волевое действие, психологическое состояние личности, характеризующее ее усиленную деятельность.

В психолого-педагогической литературе обосновываются различные подходы к пониманию явления «активность личности».

Активность личности рассматривается, как:

- важнейшая ее черта;

- способность личности изменять реальность, в том числе и саму себя;

- проявление усилия в деятельности;

- напряжение умственных сил в ходе деятельности, в том числе и познавательной;

- способность и стремление к энергичному выполнению познавательной и преобразовательной деятельности.

Активность личности может быть как внутренней, так и внешней.

Внутренняя активность познавательной деятельности обучающегося связана с активностью его мышления. Внешняя же деятельность служит при этом средством, способствующим стимулированию внутренней активности и обеспечивающим контроль за ее протеканием.

Истоками активности личности в ходе деятельности являются:

- сам человек;

- природная и социальная среда;

- взаимодействие человека с другими людьми.

Человек, природная и социальная среда - это потенциальные мотивы активизации личности, в том числе и познавательной.

Актуальными являются мотивы, характеризующие взаимодействие человека с другими людьми, взаимное информирование друг друга, регулирующее воздействие, эмоциональную, интеллектуальную и волевую реакцию, систему потребностей, ответные и встречные действия участников познавательной и преобразовательной деятельности.

Гносеологический анализ познавательной активности позволяет выделить исходные положения для рассмотрения процесса учения как отражательно-преобразующей деятельности.

В числе этих положений выделим физиологию и психологию активизации познавательной деятельности.

С физиологической точки зрения, учение представляет собой выработку условных рефлексов.

С позиции современной физиологии, учение представляет собой процесс самоуправляемой познавательной деятельности человека, в основе которой, с учетом рефлекторной закономерности, лежит сличение полученного результата с целью.

Гносеология позволяет установить общую логику учебного познания, в том числе и активного, последовательность его этапов. Физиология при этом дает естественно-научное объяснение учению.

Психическую активность личности, в том числе и в образовательной деятельности, составляют следующие характеристики. Предварительно подчеркнем, что психическая активность человека многофункциональна и многообразна.

Основными функциями психики являются:

- отражение;

- побуждение;

Другие файлы:

Использование занимательных игр в развитии познавательного интереса младших школьников на уроках математики
Теоретические основы формирования и развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики. Особенности и эффективность использован...

Формирование у младших школьников познавательного интереса на уроках математики средствами игры
Игра как условие развития познавательного интереса у младших школьников, особенности и пути его формирования. Разработка комплекса дидактических игр д...

Использование занимательных игр в развитии познавательного интереса младших школьников на уроках математики
Процесс формирования и развития познавательного интереса младших школьников. Взаимосвязь проблем воспитания познавательного интереса и развития мышлен...

Формирование познавательного интереса младших школьников через наглядность
Особенности теоретического обоснования формирования познавательного интереса младших школьников. Наглядность: понятие, суть, виды, требования. Диагнос...

Формирование познавательного интереса у младших школьников на уроках математики посредством использования занимательных игр
Психолого-педагогические основы игровой деятельности. Сущность и виды игр, их роль в обучении и развитии познавательного интереса у младших школьников...