Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Пути и средства оптимизации взаимодействия в системе "Школа и семья"

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Взаимодействие преподавателя с родителями как педагогическая проблема, понятие, функции, принципы и содержание взаимодействия в системе "Школа и семья". Педагогическая диагностика как необходимое условие оптимизации работы педагогов с родителями.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

5

Размещено на

Содержание

Введение

Глава 1. Взаимодействие преподавателя с родителями как педагогическая проблема

1.1 Понятие, функции и содержание взаимодействия в системе «школа и семья»

1.2 Принципы и правила взаимодействия школы с родителями

Глава 2. Педагогические условия оптимизации взаимодействия преподавателя с родителями

2.1 Педагогическая диагностика как условие оптимизации работы с родителями

2.2 Методы и формы оптимизации педагогического взаимодействия в системе «школа и семья»

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Одним из главных вопросов в современной педагогике является взаимодействие педагога с родителями, школы с семьей. В течение ряда лет в нашей стране, как отмечается в педагогической литературе, осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности активного члена нашего общества.В связи с такой постановкой вопроса многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить(даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. Именно поэтому основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативное поведение и недостатков при обучении), при этом опыт родителей чаще всего игнорировался.

Прежние отношения школы и семьи складывались по определенному шаблону, в котором просматривались типичные варианты.[7.24]

Первый- формально-административный. Позиция родителей такова: «Мы вам сдали детей, вот вы их учите и воспитывайте - вам за это деньги платят». Позиция школы: «Вы обязаны контролировать учебу и поведение своих детей, в противном случае мы вызовем вас на педсовет, на административную комиссию, напишем письмо по месту работы». Связь с семьей осуществляется через дневник, по телефону и посредством вызова отца или матери в школу.

Второй вариант - терпимо-дружественный. Позиция родителей: надо участвовать в жизни класса, где учится ребенок, помогать учителю в уборке и оформлении кабинета, в организации экскурсий. Это хорошо во всех смыслах, но прежде всего для ребенка: к нему лучше будут относиться учителя. Позиция школы: семья обязана помогать учителям с обучении и воспитании детей, особенно сегодня, когда школа нищенствует. Такие отношения особенно хорошо действуют в начальных классах и постепенно угасают к старшим, оживляясь только накануне выпуска.

Третий вариант- товарно-денежный. Позиция семьи: знание - товар, который можно купить, если есть свободные деньги. В этом случае не только подбор педагогов, но и тип школы (частная, школа усиленного развития, лицей…) может определяться родителями. Позиция школы: кто платит, тот и музыку заказывает, надо пользоваться тем, что есть состоятельные семьи. Чтобы выторговать для школы и учителей определенные блага.

Наконец, последний вариант - конфликтный. Позиция семьи: школа - это источник неприятностей, учителя - ограниченные и тупые деспоты, творящие произвол над детьми, жизнь в школе невыносима. Но жаловаться бесполезно, да и некому. Это отразится на ребенке. Есть возможность забрать его из школы- переводи, нет- терпи. Позиция школы: семья смотрит на учителей как на обслуживающий персонал, своих обязанностей выполнять не хочет, настраивает детей против педагогов и учиняет непрерывные скандалы. Ну тогда пусть пеняет на себя.

При этом во всех школах существуют родительские комитеты, общественные советы или другие органы самоуправления. Педагогическое просвещение носит форму родительского всеобуча, лектория или поучительных бесед.

В настоящее время в связи с переходом на личностно- ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Поскольку индивидуальность ребенка формируется изначально в семье, воспитательная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.

Необходимость оптимизировать взаимодействие с родителями вызвана заботой об индивидуальном развитии ребенка. Цель взаимодействия -привлечение родителей к школьному воспитанию и создание единой воспитательной среды семьи и школы необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого школьника.

В чем сегодня состоит актуальная задача педагога? Во взаимодействии и согласии с родителями воспитать чувство чести рода, ответственность за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа, изучение образов и деяний предков, забота о продолжении рода, сохранений и умножений его добрых традиций.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи может выступать только в виде сотрудничества, когда обеими сторонами достигается взаимное согласие и солидарность в понимание целей совместной деятельности и путей ее достижения.

Актуальность проблемы оптимизации взаимодействия семьи и школы на современном этапе определила тему нашей работы - «Оптимизация взаимодействия педагогов и родителей на современном этапе обучения».

Цель работы- выявить пути и средства оптимизации взаимодействия в системе «Школа и семья».

Объект- педагогическое взаимодействие.

Предмет- организация взаимодействия семьи и школы.

Задачи: 1-определить понятие, функции и содержание взаимодействия.

2-описать принципы и правила взаимодействия школы с родителями.

3-определить методы и формы оптимизации взаимодействия.

педагогический взаимодействие школа семья диагностика

Глава 1. Взаимодействие преподавателя с родителями как педагогическая проблема

1.1 Понятие, функции и содержание взаимодействия в системе «школа и семья»

Взаимодействие является одной из базисных философских, онтологических категорий. Это феномен, отражающий процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход, а также порождение одним объектом другого. Взаимодействие представляет собой вид непосредственного или опосредованного, внешнего или внутреннего отношения, связи. Свойства объекта могут быть познаны только во взаимодействии с другими объектами.

А.Н. Леонтьев, рассматривая в диалектическом плане категорию взаимодействия, подчеркивает его специфику в мире живой материи «Жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел». Чем выше организация «тел», тем сложнее это взаимодействие.

Педагогическая наука также оперирует понятием педагогическое взаимодействие, которое рассматривает как одну из основных категорий педагогики. Это понятие встречается в различных исследованиях, посвященных изучению особенностей педагогического процесса, особенностей педагогического общения и педагогической деятельности. Педагогическая наука рассматривает взаимодействие человека с другими людьми как особый тип связи, отношения, который предполагает взаимные воздействия сторон, взаимные влияния и изменения. Участвуя в совместной деятельности (воспитательной деятельности в том числе), люди становятся субъектами взаимоотношений.

Педагогическое взаимодействие-это личностный контакт воспитателя и воспитанника(или воспитанников), случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимный изменения их поведения, деятельности, отношений, установок.

Важным средством такого взаимодействия выступает общение. Для того, чтобы молодому учителю овладеть наукой и искусством взаимодействия ему необходимы знания закономерностей и механизмов процесса общения, его структуры и форм, овладеть приемами эффективного общения и взаимодействия с родителями и уяснить их место в сложной системе взаимоотношений.

Общение это сложный, многоплановый социально-психологический процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности, коммуникации и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

В психологии выделяют три функции общения: коммуникативная, включающая обмен информацией; перцептивная, отражающая процесс восприятия и формирования образа другого человека и установления взаимодействия; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия. Для нас, в нашем взаимодействии школы с родителями, важны все три функции общения.

В практике воспитания сложилось пять функций работы школы, педагога с родителями учащихся. Они определяют и содержание этой работы.[5,220] Содержание работы педагога с родителями включает 3 основных блока: повышение психолого-педагогических знаний родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, участие родителей в управление школой. Каждый блок можно представить как систему форм и видов деятельности.

Первая функция-ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных...

Другие файлы:

Документооборот и пути его оптимизации
Организация рационального движения документов внутри организации. Режим (цикличность) документопотока. Круг задач электронной офисной системы. Пути со...

Обучение русскому языку в начальной школе
Кузнецова И.В. Опыт проведения интеллектуально-личностного марафона «Твои возможности» по Образовательной системе «Школа 2100» // Начальная школа плюс...

Налоговая нагрузка и пути ее оптимизации
Сущность и содержание понятия налоговой нагрузки организаций, методика и основные этапы ее расчета, влияющие факторы. Организационно-правовая и эконом...

Семья. Дикие животные
Домашняя школа Монтессори. В этой книге вы найдете серии карточек, посвященные понятию «семья». Такие карточки нужны для развития словарного запаса,...

Пути оптимизации логистических систем на предприятии
Анализ хозяйственной деятельности и финансового состояния ОАО "Ливгидромаш". Управление материальными и информационными потоками предприятия. Построен...