Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Основные варианты проявления отставания в обучении школьников. Психологическая характеристика причин неуспеваемости подростков и возможности их преодоления. Организация психолого-педагогической помощи школьникам, имеющим отставания в процессе обучения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • 1. Отставание в обучении как психолого-педагогическая проблема
    • 1.1 Понятие «отставание в обучении» в психолого-педагогической литературе
    • 1.2 Основные причины и варианты проявления отставания в обучении школьников
    • 1.3 Психологическая характеристика причин неуспеваемости подростков
    • 1.4 Возможности преодоления отставания в обучении учащихся
    • 2. Организация психолого-педагогической помощи школьникам, имеющих отставания в процессе обучения и проверка ее эффективности
    • 2.1 Рекомендации учителям и педагогу-психологу школы по преодолению отставания в развитии школьников
      • 2.1.1 Рекомендации учителю
      • 2.1.2 Рекомендации родителям
      • 2.1.3 Рекомендации школьному психологу
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Изменения, происходящие в последнее время в школах России, отражают сложные процессы, которые можно обозначить как смену социальных приоритетов. Речь идет прежде всего об отходе от экономо- и социоцентристских концепций образования в пользу человекоцентристских концепций личностно-ориентированного образования, в основе которых - удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии.

Поэтому развитие российской школы, сегодня характеризуется адаптацией всей системы воспитательно-образовательной деятельности к реальным образовательным потребностям личности, возрастанием роли образования в жизни каждого человека, повышением требований к качеству знаний подрастающего поколения, которому предстоит в будущем жить и работать в условиях рыночной экономики и дальнейшей демократизации нашего общества.

Изменение парадигмы образования обуславливает необходимость поиска средств педагогического воздействия, адекватных идеям новой образовательной парадигмы, позволяющих более эффективно организовать процесс обучения, посредством которого становится возможным формирование у учащихся таких необходимых для выживания в условиях конкуренции рыночных отношений качеств личности, как оптимизм, созидательность, творческая активность, чувство собственного достоинства, собственной значимо

При всем многообразии в России форм обучения и педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, в контексте идей личностно-ориентированной сферы образования проблема отставания в обучении школьников приобретает новые формы и содержание. Отставания в учебном процессе, особенно если они проявляются еще в начальных классах, существенно мешают овладению ребенком обязательной школьной программой. Отсутствие этого фундамента, невладение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой средних классов, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.

Подобного положения, если отсутствуют грубые нарушения развития, можно было бы избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, но для этого необходимо знать возможные причины отставания в учебной деятельности, уметь диагностировать причины отставания в учебной деятельности и уметь или устранить их, или корригировать последствия.

Причины отставания в обучении младших школьников в массовой общеобразовательной школе и оказание помощи данной категории детей рассматривались многими педагогами и психологами: Ю.К. Бабанским, П.П. Блонским, А.Л.Венгером, Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, А.М.Гельмонтом, Ю.З.Гильбухом, В.В.Давыдовым, И.В.Дубровиной, С.Н.Костроминой, М.В.Матюхиной, Л.С.Славиной, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Элькониным ([5], [7], [12], [36]) и многими другими. Вопросу отставания в обучении в подростковом возрасте уделено значительно меньше внимания.

Таким образом, проблема отставания в обучении школьников среднего звена приобретает сегодня особую важность.

Актуальность темы исследования также связана с тем, что на фоне большого числа исследований, посвященных отставанию в обучении детей школьного возраста, вопрос психологических условий преодоления отставания в обучении малоизучен.

Кроме того, практически отсутствуют методические и организационные условия, обеспечивающие в условиях общеобразовательного учреждения эффективную психолого-педагогическую помощь школьникам в преодолении отставания в обучении. При этом недостаточная изученность проблемы психологических условий преодоления отставания в обучении детей школьного возраста не позволяет четко определить влияние психокоррекционной работы с неуспевающими школьниками на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности в школе.

Цель работы - выявление психологических условий преодоления отставания в обучении школьников.

В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Изучение и анализ литературы по проблеме отставания в обучении школьников;

2. Изучение и анализ литературы для выявления психологических факторов, влияющие на отставание в учебе;

3. Изучение и анализ литературы, посвященной особенностям и проблемам подростков, отстающих в обучении;

4. Определение методов коррекционной работы, направленных на снижение влияния на отставание выявленных факторов;

5. Разработка рекомендации для педагогов по преодолению отставания школьников.

В качестве исследовательской гипотезы было использовано предположение, что основными психологическими условиями преодоления отставания в обучении школьников являются полное согласие учащегося с необходимостью преодолеть выявленное отставание в обучении по конкретном учебному предмету и мотивация ученика на совместную с учителем и родителями работу по преодолению разрыва между пройденным в школе учебным материалом и отражением его в знаниях и умениях обучаемого.

Объектом нашего исследования является отставание в учебе школьников как психолого-педагогическое явление.

Предмет исследования: психологические условия преодоления отставания в обучении школьников среднего звена.

Методы исследования: аналитический (анализ научной литературы, анализ методической литературы).

Практическая значимость данной исследовательской работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы и практически применены в реализации задач преодоления отставания учащихся в средних образовательных учреждениях.

1. Отставание в обучении как психолого-педагогическая проблема

1.1 Понятие «отставание в обучении» в психолого-педагогической литературе

Известно, что школьники, несмотря на одинаковые программы и условия обучения и воспитания в школе, имеют неодинаковые знания, различные показатели успеваемости, по-разному воспитаны, по-разному относятся к учебным обязанностям и фактически получают неодинаковый уровень развития. В выполнении задач, поставленных государством и обществом перед органами образования по обучению и воспитанию школьников, осуществлению общего среднего образования, большое значение имеет своевременное преодоление неуспеваемости школьников.

Под неуспеваемостью сегодня понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. При этом стоит отметить, что систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.

Проблеме школьной неуспеваемости в истории педагогики и психологии уделялось и уделяется много внимания [36]. В разные исторические периоды эта проблема трактовалась по-разному.

Современным психологом Б.С. Боденко предложена целая периодизация развития взглядов на проблему отставания в обучении школьников. Были выделены пять периодов развития знаний в сфере преодоления школьной неуспеваемости [12].

На протяжении начального периода (1920-1930-е годы) в работах советских ученых прослеживалась связь неуспеваемости с такими социальными факторами, как социальное происхождение родителей. И.А. Армянов, П.П. Блонский, Л.С. Выгодский делали попытки рассматривать неуспевающего ученика в контексте его целостного, биосоциального развития.

В 1940 - 1950-е годы (второй период) М.А. Гельмонт [12], М.А. Данилов, Э.И. Моносзон, С.М. Ривес и др., уделяя внимание данной проблеме, считали главной причиной неуспеваемости недостатки процесса обучения, подчеркивали значение уровня педагогического мастерства учителя. Исследования Л.С. Славиной посвящены выявлению сугубо психологических причин и стали основанием для выделения отдельных типов неуспевающего ученика.

Третий период (1960 - 1970-е годы) можно охарактеризовать как время усиления внимания к личности учащегося, к сформированности его как субъекта обучения и воспитания (Бабанский Ю.К., Божович Л.И. и др.). В целях предупреждения и преодоления неуспеваемости предлагается оптимизация учебно-воспитательного процесса в школе.

В работах представителей четвертого периода (1980-е годы) - Борисова П.П., Калмык...

Другие файлы:

Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника
Основные причины и варианты проявления отставания в обучении школьников. Опытно-экспериментальное исследование возможностей преодоления отставания в о...

Психологические условия преодоления отставания в обучении школьника
Актуальность. В современных условиях, когда неуклонно набирают обороты процессы активизации образования, происходит усиления его роли в формировании п...

Психологические особенности расстройства внимания младшего школьника
Психологические основы внимания как психического процесса. Рассеянность как характеристика внимания. Психологические особенности младшего школьника. П...

Методика преодоления ошибок учащихся при изучении школьного курса алгебры
Преодоление неуспеваемости и отставания – важнейшие задачи практической и теоретической педагогики, а также психологии. Разрешение этих задач в услови...

Психологические условия воспитания полезных и преодоления вредных привычек у обучающихся СПО
История возникновения вредных привычек и современные последствия их. Понятие о здоровье, психологические условия для воспитания полезных привычек. Мет...