Психологические условия воспитания бережного отношения к животному детей 5-6 лет посредством экологических сказок
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Введение
Проблема взаимодействия человека и природы приобрела в настоящее время глобальный характер. Связано это с усилением антропогенного влияния на природу. Природные разрушения в свою очередь негативно сказываются на условиях существования самих людей.
В сложившейся ситуации важнейшей задачей общества является поиск путей преодоления разрушительных процессов в природе.
Для того, чтобы решить данную задачу необходимы социальные изменения, включающие в себя отказ от агрессивного использования природного мира и перестройку системы ценностей. Менять отношение к природе необходимо начинать с раннего детства, то есть воспитывать детей, способных позитивно, экологически грамотно взаимодействовать с природой, руководствуясь бережным отношением к ней.
Дошкольное детство - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры, в том числе и экологической, которая подразумевает правильное отношение ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется.
Большое значение отводится воспитанию бережного отношения к природе в целом, и к животным в частности, основой которого является усвоение дошкольниками экологических знаний.
К проблеме воспитания бережного отношения к животным обращались такие ученые, как С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, М.К. Ибраимова, Е.И. Золотова, И.А. Комарова, П.Г. Саморукова, З.П. Плохий и другие.
Существуют различные взгляды на определение бережного отношения к животным. Тем не менее, большинство ученых считают, что отсутствие соответствующих навыков и знаний является причиной неправильного отношения к животным. Знания о природе влияют на становление у детей сознательного отношения к ней.
Авторы разных работ отмечают, что появляющееся у детей бережное отношение к животным - это результат специальной организации педагогического процесса.
Кроме знаний для воспитания бережного отношения к животным у детей большое значение имеет игра, как ведущая деятельность дошкольного периода. Также на воспитание бережного отношения к животным у детей большое влияние оказывает использование экологических сказок, которые способствуют усвоению детьми знаний о животных и вызывают у них переживания. Экологические сказки помогают не только привить любовь к природе в целом, и к животным в частности, но и способствуют осознанию детьми необходимости охранять и заботиться о ней.
Проблема:каковыпсихологическиеусловиявоспитаниябережногоотношениякживотнымудетей5-6летпосредством экологических сказок.
Цельисследования:выявитьпсихологическиеусловиявоспитаниябережногоотношениякживотнымудетей5-6летпосредством экологических сказок.
Объект:процессвоспитаниябережногоотношениякживотнымудетей5-6летпосредством экологических сказок.
Предметисследования:психологическиеусловиявоспитаниябережногоотношениякживотнымудетей5-6летпосредством экологических сказок.
Гипотеза:
Воспитание бережного отношения к животным у детей 5-6 лет посредством экологических сказок возможно при выполнении следующих психологических условий:
• при подборе экологических сказок, соответствующих предъявляемым к ним требованиям:
ь должны содержать научные реалистичные представления о природе в целом, и о животных в частности;
ь в содержание сказочного произведения не должны нарушаться экологические правила;
ь должны содержаться примеры экологического поведения и экологической этики;
• при сочетании рассказывания детям экологических сказок с беседой;
• при сопровождении рассказывания экологических сказок иллюстративным материалом.
Задачи:
1. Дать характеристику содержания понятия«воспитаниебережногоотношениякживотным» применительно к детям 5-6 лет.
2. Уточнить определение понятия «экологическая сказка».
3. Подобрать иэкспериментальноапробироватьсерию экологических сказок,направленныхнавоспитаниебережногоотношениякживотнымудетей5-6 лет.
Методыисследования:теоретическийанализпсихолого-педагогической и методической литературы,наблюдение, беседа, эксперимент, математическая обработка данных.
Теоретическая значимость:
дана характеристика содержания понятия «воспитание бережногоотношениякживотным» применительно к детям 5-6 лет;
уточнено определение понятия «экологическая сказка».
Практическая значимость:
подобрана и апробирована серия экологических сказок, направленных на воспитание бережного отношения к животным у детей 5-6 лет;
разработаны рекомендации педагогам по воспитанию бережного отношения к животным у детей 5-6 лет посредством экологических сказок.
Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания бережного отношения к животным у детей 5-6 лет посредством экологических сказок
1.1 Характеристика процесса воспитания бережного отношения к животным у детей 5-6 лет
Воспитаниебережногоотношениякживотным-этоважноенаправлениеэкологическоговоспитания.
В.Г. Фокинасчитает,чтоэкологическоевоспитаниедетейследуетрассматривать,преждевсего,какнравственноевоспитание,таккаквосновеотношениячеловекакокружающемуегомируприродыдолжнылежатьгуманныечувства,тоестьосознаниеценностилюбогопроявленияжизни,стремлениезащититьисберечьприродуФокина, В. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание. - 1995. - № 7-с. 11-14.
В старшемдошкольномвозрастедетиспособнынетольконаобобщениесвоегоопытаотношений,ноинаиханализ,наобъяснениепричинзамеченныхвних недостатков, поэтому именно в этот период целесообразнее всего осуществлять работу по воспитанию у детей бережного отношения к животным.Также одними из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Кроме того, у старших дошкольников появляется потребность поступать в соответствии с правилами и этическими нормами.
Психологи(С.Л.Рубинштейн,А.Н.Леонтьев,В.Н.Мясищев,С.Д.Дерябо,В.А.Ясвинидр.)рассматриваюткатегориюотношенияваспектеличностикакеепроявление.Отношениевсегдаимеетэмоциональнуюокраску,оносубъективновыражаетсявпоступках,практическихдействиях, деятельности. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-336 с.
Впсихологическомсловареотношениярассматриваютсякакчувства,подкоторымипонимаетсяустойчивыеэмоциональныеотношениячеловекакявлениямдействительности,отражающимизначениеэтихявленийвсвязисегопотребностямии мотивами.Большой психологический словарь / под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. СПб: Прайм-Еврознак,-2005.-672с.
Значимойхарактеристикойотношенияявляетсяегоосознанность,котораяформируетсянаосновезнанийисопряженаспереживаниями.Психологи(С.Д.Дерябо,В.А.Ясвин) отмечаютсложныйхарактерсвязеймеждузнаниямииэмоциями:отношениенеможетзарождатьсятольконаоснове знаний.Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2002.-336 с.
В.Г. Фокина рассматривает понятие «бережное отношение к животным» как проявление к животным заботы, уважения, сопереживания и сострадания.
В.В. КондратоваиЗ.А. Шахмарданова считают, что понятие «бережное отношение к животным» подразумевает проявление интереса к животным, доброты, заботы, отзывчивости к ним.
М.К. Ибраимова рассматривает бережное отношение к животным как проявлениедоброжелательности, заботливости и личной инициативы в уходе за животными.
С точки зрения гуманизма бережное отношение к животным выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте - эмпатии. Исследования психологов (В.С. Мухина, Г.А. Урунтаева) показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте.
Проанализировав мнения ученых об определении понятия «бережное отношение к животным» можно сказать, что большинство исследователей подразумевают под этим определением проявление интереса, заботы и доброжелательности к животным.
Итак, бережное отношение к животным - это проявление интереса, заботы и доброжелательности к животным.
Раскрыв определение понятия «бережное отношение к животным», необходимо рассмотреть определение понятия «воспитание бережного отношения к животным».
М.К. Ибраимова под воспитанием бережного отношения к животным подразумевает целенаправленное воздействие на ребенка со стороны взрослого, сообщение детям знаний о животных и навыков обращения с живыми существами.
В.В. КондратоваиЗ.А. Шахмарданова рассматривают «воспитание бережного отношения к животным» как процесс эмоционального и духовного развития, влияния на ребенка примеров из жизни, литературы, игр и непосредственного общения с животными.
Н.Н. Кондратьева считает, что «воспитание бережного отношения к животным» можно определить как процесс сообщения детям знаний о природе, взаимодействия их с животными и развития чувств сострадания, переживания и ответственности за живых существ.
Проанализировав определения р...
Сказка как средство воспитания нравственности
Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников. Психологические возможности изучения сказок. Система ценностей, составляющих основу...
Анализ формирования у дошкольников ценностного отношения к миру природы посредством труда
Труд и его организация в природе как средство формирования ценностного отношения к ней. Проблема воспитания бережного отношения к природному окружению...
Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Понятие нравственного воспитания. Психологические возможности изучения сказок. Народное воспитание в наследии классиков педагогики. Педагогические иде...
Экологическая культура как средство формирования бережного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста
Бережное отношение к природе как компонент экологического образования и воспитания детей. Особенности личности ребенка старшего дошкольного возраста....
Формирование бережного отношения младших школьников к живому в деятельности воспитателя
Особенности взаимодействия младших школьников с окружающим миром и раскрытие состава их бережного отношения к живому. Общение детей с природой и форми...