Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Психодиагностика речи дошкольников

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Рассмотрение общей характеристики дошкольного возраста. Изучение специфики психодиагностической работы с дошкольниками. Использование метода наблюдения для определения психологических особенностей детей. Исследование речи как познавательной сферы ребенка.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Психодиагностика речи дошкольников

Содержание

  • Раздел 1. Задачи и пути развития устной речи детей
    • 1.1 Роль развития устной речи дошкольников
    • 1.2 Основные требования к устной речи и мышлению дошкольников
    • 1.3 Виды речи. Развитие мышления - основа речевых упражнений
  • Раздел 2. Психодиагностика речи дошкольников
    • 2.1 Методика Д. Векслера
    • 2.2 Результаты эксперимента
    • 2.3 Рекомендации
  • Заключение
  • дошкольник психологический речь наблюдение
  • Введение
  • Цель работы: изучить психодиагностику развития речи детей дошкольного возраста.
  • Задачи работы:
  • 1. Рассмотреть общую характеристику дошкольного возраста;
  • 2. Изучить специфику психодиагностической работы с дошкольниками;
  • 3. Раскрыть использование метода наблюдения для определения психологических особенностей детей;
  • 4. Исследование речи как познавательной сферы ребенка дошкольника.
  • Объект исследования: познавательная сфера детей дошкольников.
  • Предмет исследования: психодиагностика речи как познавательной сферы детей дошкольников.
  • На наш взгляд, исследованием психодиагностики познавательной сферы детей дошкольников должен заниматься специализированный детский психолог, как в системе образования так и в системе психологической службы. Работа психолога в основном направлена на решение конкретных проблем, с которыми к нему обращаются родители и воспитатели. Главная цель психодиагностики познавательной сферы детей -- содействие психическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности социализирующейся личности, а также коррекция разного рода затруднений в ее развитии.
  • Именно системность работы детского психолога, по нашему мнению, обеспечивается, с одной стороны, рассмотрением личности ребенка как сложной системы, имеющей разную направленность своего проявления, начиная от собственной внутренней активности, до включения в различные группы, оказывающие на него самое разное влияние, а с другой стороны, тем, что используемый педагогами методический инструментарий также подчиняется логике системного подхода и нацелен на выявление всех сторон и качеств ребенка с тем, чтобы помочь его развитию.
  • Поэтому, мы предлагаем основные уровни, на которых необходимо осуществлять диагностическую, консультативную и коррекционную работу с детьми дошкольного возраста являются следующие:
  • 1. Психофизиологический, показывающий сформированность компонентов, составляющих внутреннюю физиологическую и психофизиологическую основу всех систем развивающегося субъекта.
  • 2. Индивидуально-психологический, определяющий развитое основных психологических систем (познавательной, эмоциональной и т. д.) субъекта.
  • 3. Личностный, выражающий специфические особенности самого субъекта как целостной системы, его отличие от аналогичных субъектов, находящихся на данном этапе развития
  • 4. Микрогрупповой, показывающий особенности, взаимодействия развивающегося субъекта, как целостной системы, с другими субъектами и их объединениями.
  • 5. Социальный, определяющий формы взаимодействия субъекта с более широкими социальными объединениями и обществом в целом.

Раздел 1. Задачи и пути развития устной речи детей

1.1 Роль развития устной речи дошкольников

Обучению грамоте предшествует период добукварных занятий. Он продолжается от 1 до 2 месяцев. В это время педагог тщательно изучает каждого ребёнка: устанавливает степень его ориентации, уровень развития речи, состояние фонематического слуха, зрительных восприятий, моторики, объём владения школьными навыками (знание звуков и букв, техника чтения, умение записывать буквы, слоги, слова). Совместно с логопедом учитель проверяет звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй речи детей. Все полученные данные заносятся в дневник наблюдений. Особо отмечаются недостатки психофизических функций, относительная сохранность некоторых из этих функций, возможности продвижения каждого ученика в обучении. Такая характеристика поможет учителю в дальнейшем целенаправленно вести занятия, правильно планировать их, учитывая как общие, так и индивидуальные особенности детей.

Параллельно идёт подготовка детей к обучению грамоте.

В период добукварных занятий решаются следующие задачи:

1. развитие интереса детей к учению.

Уточнение, расширение их представлений и речи.

Исправление недостатков слухового восприятия, воспитание фонематического слуха, некоторых умений в области звукового анализа.

Основные направления в работе по пробуждению и развитию интереса к учению заключаются в создании таких условий, когда дети постоянно чувствуют необходимость во владении грамотой, когда им предлагают доступные задания, выполнение которых постепенно восстанавливает у ребёнка утраченную уверенность в своих способностях, возможностях, когда широко используются игровые приёмы. Программный материал добукварных занятий составлен таким образом, чтобы учащиеся, приобретая точные сведения о природе, жизни детей в школе, в семье, о труде взрослых, продвигались в речевом развитии.

Ребенок приходит в сад с довольно большим запасом сведений об окружающей действительности, но эти сведения обычно поверхностны, то есть ребенок не понимает настоящего значения многих слов, которые употребляет в своей речи. Позднее, организуя наблюдения детьми окружающей природы и жизни, включая детей в посильную трудовую деятельности взрослых и детского коллектива, учитель помогает им при помощи вопросов и заданий увидеть в предметах и явлениях те стороны, которых они раньше не замечали, обеспечивая тем самым образование более точных или совсем новых представлений, понятий, суждений. Речь, возникшая как социальное явление, как средство общения, становиться уже и средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается его словарь, усваивается фразеология, закономерности словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразные синтаксические конструкции.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

Первое условие - это потребность общения, или коммуникации. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Значит, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие. Речевая среда - это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, речь педагогов и др. работников сада, речь, звучащая на занятиях. Богатство, точность, содержательность речи зависит от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

Дошкольник хорошо расскажет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым. Это третье условие речевого развития детей.

Хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам. Очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературного языка. Материал объемный и нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая его - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связной речи.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека.

В развитии речи выделяется три линии:

работа над словом;

работа над словосочетанием и предложением;

работа над связной речью.

Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, сочинению проводится работа над словом и предложением.

Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения: это, значит, определить, какое новое умение по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение.

Система речевых упражнений эффективна лишь тогда, когда есть условия, составляющие фон для речевого развития. Кроме того, речевые упражнения не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии связной речи (как результат развития речи вообще) нужна долгая, кропотливая работа детей и воспитателя.

Систематическая работа по развитию речи обязательно приведет к успеху.

Попробуем сформулировать общие задачи в развитии речи детей:

а) обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для детей;

б) обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи детей, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, обеспечивать речевую практику для детей;

в) обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активировать употребление...

Другие файлы:

Театральные игры как средство формирования речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи у дошкольников. Оценка изменений в сформированности просодической стороны речи, фонематического слуха и восприятия, импрессивн...

Особенности произносительной стороны речи у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Психолингвистические и психофизиологические аспекты письменной речи. Сравнительная характеристика речевого развития у дошкольников с недоразвитием реч...

Анализ проблем общего недоразвития речи в современной логопедии
Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи. Фонематическое восприятие у дошкольников. Развитие фонематического сл...

Выявление особенностей связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка. Характеристика общего недоразвития речи (ОНР) как системного речевого нарушения. Методика и р...

Нарушение грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Сравнительная характеристика грамматического строя речи у дошкольников с нормальным речевым развитием и с общим недоразвитием речи. Методические реком...