Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Процесс обучения праву в младших классах

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Правовое воспитание, его роль в процессе становления личности, содержание и основные особенности. Механизм реализации преподавания правовых основ в общеобразовательной школе. Изучение эффективности преподавания прав ребенка в начальных классах МОУ СОШ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Правовое воспитание и его роль в процессе становления личности
  • 1.1 Правовое воспитание, его содержание и особенности
  • 1.2 Механизм реализации правового воспитания в общеобразовательной школе
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Особенности преподавания правовых основ в начальной школе
  • 2.1 Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников
  • 2.2 Преподавание прав ребенка в начальной школе
  • Выводы по второй главе
  • Глава III. Опытно-экспериминтальная работа по выявлению проблем преподавания прав ребенка в младших классах общеобразовательной школы
  • 3.1 Организация исследования
  • 3.2 Изучение проблемы преподавания прав ребенка в условиях общеобразовательной школы
  • 3.3 Изучение эффективности преподавания прав ребенка в начальных классах МОУ СОШ
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложения

Введение

На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, школа, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений. Но не только в семье закладываются основы поведения человека. Большую роль в этом процессе играет школа, как один из важнейших институтов социализации.

Процесс воспитания в школе имеет обязательное и стихийное направление. Воспитание ребенка в соответствии с требованиями общества - необходимая составляющая процесса подготовки человека к будущей активной жизни в обществе. Одним из компонентов этой составляющей является процесс правового воспитания, который реализуется в условиях массовой школы на протяжении всех лет обучения.

Воспитание и самовоспитание участников образовательной деятельности снова становится актуальной общественной проблемой развития современной системы образования. Однако, традиционное для нашей школы понимание воспитания как целенаправленного воздействия на человека, прививающего ему потребные общественно значимые черты, свойства и формирующего его как личность по заданным образцам устарело.

В России формируется новый общественный строй, устремлённый к развитию гражданского демократического общества и правового государства; новая демократическая система гуманистического образования, адекватная этой устремлённости общества. Российская система образования впервые обретает, но далеко ещё не обрела правовую основу демократического общества в соответствии со Всеобщей Декларацией о правах человека и Конвенцией о правах ребёнка. Все субъекты образования должны освоить новую правовую основу современной школы и изменить всю образовательную деятельность на этой основе.

В научной литературе (Архипов В.Д., Караковский В.А., Кудрявцева В. Н.) вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Связано это, как уже говорилось выше с более ранним созреванием и становлением личности ребенка, большим освещением данных вопросов в средствах массовой информации, появлением большого количества литературы по правовым вопросам.

Школа, которая призвана воспитывать полноценную развитую личность, также пренебрегает этим аспектом, отдавая все на откуп семье. Родители же, в свою очередь, не в состоянии объективно реализовать наложенные на них обязательства по вопросам правового воспитания и в большинстве своем избегают подобных тем, не владея необходимой информацией и не считая себя компетентными в данном вопросе.

Таким образом, актуальная и насущная проблема оказывается для ребенка нерешенной, а, следовательно, неизвестной и непонятной.

Педагог, который достаточно хорошо знает личность каждого ученика, знаком с его возможностями и способностями, знает условия воспитания ребенка в семье. Такие разносторонние знания о ребенке позволяют учителю оптимально осуществлять воспитательную работу на каждом возрастном этапе, формировать необходимые активной личности качества. В вопросах формирования правового сознания учитель также играет значительную роль, руководя этим процессом в учебной и внеучебной деятельности. Недостаточная разработка данного вопроса, востребованность грамотной правовой личности определили тему работы: "Проблемы преподавания прав ребенка в младших классах общеобразовательной школы".

Цель: исследование форм и методов преподавания, прав ребёнка в младших классах общеобразовательной школы.

право младший класс ребенок

Объект исследования: система правового воспитания и образования в младших классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: организация правового воспитания и образования в рамках преподавания прав ребёнка в младших классах общеобразовательной школы.

В работе определена следующая гипотеза: преподавание прав ребенка в младших классах общеобразовательной школы будет эффективным при выполнении следующих условий: организация преподавания прав ребенка на уроках предмета "Окружающий мир"; разработка и проведение классных часов правовой тематики;

Для достижения поставленной цели и доказательства гипотезы были определены следующие задачи:

1. проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2. раскрыть механизм реализации правового воспитания в общеобразовательной школе;

3. рассмотреть психолого-педагогические особенности обучения младших школьников;

4. разработать и апробировать программу деятельности по изучению прав ребенка в младших классах общеобразовательной школы;

Методы исследования: анализ литературы, обобщение и систематизация результатов; тестирование, анкетирование, моделирование деятельности по преподаванию прав ребенка в младших классах общеобразовательной школы.

Глава I. Правовое воспитание и его роль в процессе становления личности

1.1 Правовое воспитание, его содержание и особенности

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом. Следует подчеркнуть, что идеологическое воздействие на общественное правосознание означает соответствующее воздействие на групповое и индивидуальное сознание и, наоборот, правовое воспитание отдельных индивидов и их групп, в конечном счете, обусловливает формирование и развитие общественного правосознания, так как различные виды правосознания находятся между собой в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребёнка. - М.: «Союз», 1997 г. - 269с.

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов местного самоуправления и общества в целом.

Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Только в условиях реальной демократии возможна целенаправленная и специально организованная деятельность по правовому обучению. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996 г. - 115 - 136 с.

Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздейст...

Другие файлы:

Познавательный интерес младших школьников в зависимости от системы обучения
Особенности традиционной и вальдорфской систем обучения, их развитие и применение в отечественных и зарубежных школах. Анализ результатов эмпирическог...

Методы и приемы обучения чтению детей младшего школьного возраста
Психолого-педагогическое обоснование проблемы обучения чтению младших школьников. Особенности обучения в начальных классах. Психологический подход к п...

Преподавание в младших классах
Общая характеристика школы, оценка ее соответствия современным стандартам. Функциональные обязанности воспитателя, правила и порядок наблюдений за его...

Игровая технология в начальных классах школ
Характеристика процесса обучения с использованием игровых технологий в начальных классах на уроках музыки. Изучение развития творческой активности мла...

Особенности использования аналитико-синтетического метода обучения письму учащихся младших классов в школе для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Причины тяжёлых нарушений речи. Дисграфия как нарушение письменной речи: этиология, механизм. Психолого-педагогические основы обучения письму в младши...