Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Профилактика потребления ПАВ в младшем школьном возрасте посредством внеурочной деятельности

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психолого-педагогические особенности школьников. Причины употребления ПАВ. Учет возрастных особенностей школьников в профилактике злоупотребления психоактивных веществ. Анализ результатов изучения отношения учащихся к потребителям табака и алкоголя.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Челябинский государственный педагогический институт

(ФГБОУ ВПО "ЧГПУ")

Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения

Выпускная квалификационная работа

по специальности Педагогика и психология

Профилактика потребления ПАВ в младшем школьном возрасте посредством внеурочной деятельности

Выполнила: студентка гр. ЗФ - 533 - 5 ЕМ

Ирина

Научный руководитель: М.В. Жукова,

к.п.н., доцент кафедры ПП и ПМ.

Челябинск 2013г.

Содержание

Введение

Глава 1. Освещение проблемы профилактики потребления психоактивных веществ в психолого - педагогической литературе

1.1 Сущность понятия "психоактивные вещества" и их влияние на организм человека. Причины употребления ПАВ

1.2 Психолого - педагогические особенности младших школьников и учет возрастных особенностей младших школьников в профилактике злоупотребления психоактивных веществ

1.3 Профилактическая работа как средство предупреждения злоупотребления психоактивными веществами. Возможности внеклассной работы в предупреждении злоупотребления ПАВ

Выводы по первой главе

Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике употребления ПАВ в начальной школе

2.1 Анализ результатов изучения отношения учащихся к потребителям табака и алкоголя

2.2 Программа "Сохрани своё здоровье" по профилактике потребления ПАВ в младшем школьном возрасте посредством внеурочной деятельности

2.3 Формирующий этап экспериментальной работы

2.4 Методические рекомендации педагогам по профилактике потребления ПАВ в младшем школьном возрасте

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Употребление психоактивных веществ (далее - ПАВ) является одной из наиболее острых проблем современного общества. По мнению Бермана Р. Е. и Вогана В. К., одним из наиболее частных проявлений девиантного поведения у детей и подростков является аддиктивное поведение, и, в частности, злоупотребление ПАВ.

Согласно статистическим данным, в возрастной группе 11-24 года численность регулярно потребляющих наркотики (с частотой не реже 2-3 раза в месяц) составляла 9,6% от общей численности данной возрастной группы (2,6 млн. человек); алкогольные напитки (включая пиво) - 50,5% несовершеннолетних и молодежи (13,7 млн. человек); курят табачные изделия 45,6 % (12,3 млн. человек). По данным таких экспертов, как Г. М. Энтин, Е. Ю. Иконников, С. А. Бадмаев реальная распространенность наркозависимости среди населения России в 10- 15 раз превышает цифры официальной статистики.

Для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку. По данным Всемирной организации здравоохранения сегодня проблема наркомании затрагивает около 30 млн. человек, т.е. практически каждого пятого жителя страны. Постоянное ухудшение здоровья, распространение вредных привычек, таких как курение, потребление алкогольных напитков и наркотиков достигло критического уровня, и дальнейшее нарастание существующих тенденций может вызвать необратимые последствия. Минздрав РФ выявил, что каждый наркоман за год способен вовлечь от 4 до 17 человек. При таких темпах через 5 лет в стране более чем 1/4 населения попробует наркотики. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное "омоложение" потребителей психоактивных веществ, были отмечены случаи употребления ПАВ детьми 6-7 лет. Следовательно, жизнь и здоровье этих детей уже с самого детства находиться под угрозой. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ, и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных приемом наркотиков, затрагивают не только самих наркоманов, но и окружающих их людей и общество в целом.

Профилактикой аддиктивного поведения занимались такие ученые, как Гульдан В. В., Гусева Н. А., Жукова М. В., Караганова С. А. и др.

Вопросы психологии развития младших школьников освещены в работах Выготского Л. С., Ланиной И. Я., Панчешниковой Л. М., Ж. Пиаже, Усовой А. В., Эльконина Д. Б. и др.

Психолого - педагогические исследования, проведенные педагогами - психологами, показали следующие тенденции:

· дети стали употреблять алкоголь, наркотические средства и табачную продукцию в более раннем возрасте;

· увеличение доступности алкогольных и табачных изделий;

· расширение спектра потребляемых психоактивных веществ, многие из которых оказывают более разрушительное действие по отношению к здоровью;

· изменение социального статуса детей, начинающих употреблять наркотики, включая алкоголь и никотин, и формирование на этой основе особой молодежной субкультуры, ведущей ценностью которой является свободное времяпрепровождение в сочетании с употреблением алкоголя и других наркотиков как стиль жизни.

Учитывая выше перечисленное мы сталкиваемся с противоречием: с одной стороны существует необходимость проведения профилактических работ по потреблению ПАВ уже в младшем школьном возрасте, но с другой стороны недостаточным количеством методических разработок.

Из противоречия вытекает проблема, каковы возможности внеурочной деятельности для профилактики потребления ПАВ в младшем школьном возрасте.

Таким образом, обострение проблемы наркозависимости среди детей и подростков стало побудительной причиной активации практической работы по созданию условий для психопрофилактики вредных зависимостей у детей и подростков, что и обусловило выбор темы для моей квалификационной работы "Профилактика потребления ПАВ в младшем школьном возрасте посредством внеурочной деятельности".

Цель нашего исследования: теоретическое обоснование возможности внеурочной деятельности и разработка программы внеурочных занятий, направленных на профилактику потребления психоактивных веществ в младшем школьном возрасте.

Объектом исследования выступает профилактика потребления психоактивных веществ в младшем школьном возрасте.

Предметом квалификационной работы являются возможности внеурочных занятий, как средства профилактики потребления ПАВ у младших школьников.

Гипотеза исследования

Если в учебно-воспитательный процесс начальной школы внедрить программу внеурочной деятельности, направленную на профилактику аддиктивного поведения, то у младших школьников будет сформирована отрицательная установка по отношению, как к употреблению ПАВ, так и к потребителям различных психоактивных веществ.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить сущность понятия" Психоактивные вещества" и их влияние на организм человека. Причины употребления ПАВ.

2. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности младших школьников, способствующие профилактической работе.

3. Рассмотреть профилактическую работу как средство предупреждения злоупотребления психоактивными веществами.

4. Выявить возможности внеклассной работы в предупреждении злоупотреблении ПАВ.

Для решения ранее поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

· аналитические (теоретический анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы);

· диагностические (наблюдение, анкетирование, тестирование);

· формирующие (моделирование, эксперимент);

· статистические (анализ и обработка данных эксперимента).

База исследования: МБОУ СОШ № 16 г. Еманжелинска. Исследование было проведено в 4 классе, с детьми в возрасте 10 -11 лет в количестве 20 человек: из них 12 мальчиков и 8 девочек.

Практическая значимость нашего исследования заключается в разработке программы внеурочных занятий, направленных на профилактику потребления психоактивных веществ в младшем школьном возрасте, и в апробировании программы профилактики, и в установлении ее эффективности.

Структура работы: содержание, введение, теоретическая часть, выводы по главам, практическая часть, шесть таблиц, три рисунка, заключение, список литературы в количестве 55, два приложения.

Глава 1. Освещение проблемы профилактики потребления психоактивных веществ в психолого-педагогической литературе

1.1 Сущность понятия "психоактивные вещества" и их влияние на организм человека. Причины употребления ПАВ

Исследователи отмечают, что повышение интереса к ПАВ напрямую связано с изменениями, происходящими в обществ...

Другие файлы:

Агрессия в младшем школьном возрасте
Анализ литературы по вопросу агрессия младших школьников. Сущность агрессии и причины ее появления в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекци...

Развитие читательского интереса младших школьников во внеурочной деятельности
Понятие читательского интереса и особенности его формирования в младшем школьном возрасте. Сущность и принципы организации внеурочной деятельности в н...

Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
Особенности формирования познавательных способностей в младшем школьном возрасте и раскрытие содержания внеурочной деятельности младших школьников. Ра...

Гендерные стереотипы в младшем школьном возрасте
Понятие гендерного воспитания в истории психологии и педагогики. Особенности гендерного поведения и взаимодействия в младшем школьном возрасте. Исслед...

Способности и одарённость в младшем школьном возрасте
Определение понятий способность и одаренность, проявление этих качеств в младшем школьном возрасте. Цели и способы выявления одаренных детей. Эксперим...