Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Производственное обучение в учебных мастерских

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности воспитания учащихся в процессе производственного обучения. Сущность и виды инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Характеристика учебно-методического обеспечения производственного обучения в учебных мастерских.
Краткое сожержание материала:

1

Содержание

1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения. 2

2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования. 3

3. Учебно-методическое обеспечение производственного обучения в учебных мастерских. 6

4. Рабочее место учащегося. Требования к нему. Пример оснащения по конкретной профессии. 10

5. Перечислите основные обязанности мастера в конкретном училище. Выскажите ваше мнение об этих обязанностях. 12

Список литературы 16

1. Воспитание учащихся в процессе производственного обучения

Важнейшей особенностью производственного обучения как составной части учебно-воспитательного процесса является обучение учащихся в процессе производственного труда. Производительный труд, являясь одним из средств обучения, призван не только решать специфические задачи обучения профессии, но и давать определенный экономический эффект. В связи с этим особое значение приобретает изготовление в учебных мастерских учебного заведения изделий по заказам предприятия, индивидуальным заказам граждан и организаций. Производственная деятельность учебных мастерских во многом зависит от материально-технической базы, оснащенности оборудованием, обеспеченности материалами и инструментом. Во многом производственная деятельность и качество профессионального образования зависит от перечня учебно-производственных работ. Перечень должен соответствовать требованиям учебных программ, уровню подготовки в соответствии с квалификационной характеристикой.

Согласно нормативным документам, подбором работ для включения в перечень занимается мастер производственного обучения. Однако опыт показывает, что решать эту проблему на уровне одного мастера нецелесообразно, так как необходимо создание номенклатуры изделий, обеспечение документацией, технологией, заготовками и инструментом в строго определенные сроки в соответствии со сводно-тематическим планом, выполнение операций смежных профессий и финишной операции по доведению изделий до товарного образца и последующей реализации.

Повышение качества профессионального образования в условиях рыночной экономики несомненно зависит от квалификации мастеров производственного обучения и преподавателей. Методическая служба учебного заведения планирует и проводит мероприятия по повышению профессиональной и педагогической квалификации инженерно-педагогических работников училища. Формы повышения квалификации могут быть разными: семинары-практикумы, открытые уроки, научно-практические конференции, курсовая подготовка, самообразование и т. д. Ломакова Т.Ф. Наш общий дом. // Директор школы, выпуск № 6, 2001.

2. Сущность инструктирования как деятельности мастера производственного обучения. Виды инструктирования

Для анализа и оценки педагогической деятельности и результатов учебно-воспитательной работы преподавателей и мастеров производственного обучения необходимы определенные критерии. Наиболее приемлемые критерии, позволяющие дать комплексную оценку опыта, разработаны Н.М. Таланчуком:

новизна (ее уровень может быть различным -- от научных открытий до применения достижения науки и рационализации отдельных элементов педагогического труда);

высокая результативность (результаты обучения и воспитания, достигаемые отдельными педагогами-новаторами, должны быть выше массовых показателей);

доказательность (основные показатели: достаточная проверка временем, получение тех же результатов в работе различных педагогов);

стабильность опыта (результаты опыта должны быть идентичными не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обучения и воспитания);

преемственность (передовой опыт всегда согласуется с массовым, не противоречит ему, а развивает и совершенствует его);

перспективность (всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью педагогического опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике).

Используемые в производственном обучении документы письменного инструктирования имеют две стороны: производственно-технологическую, определяющую, что и в какой последовательности делать для получения необходимого результата обучения, и учебно-инструктивную, содержащую указания, как делать.

В зависимости от целей и периода обучения можно выделить документы письменного инструктирования пяти видов.

В период изучения отдельных трудовых операций (операционный период), когда учащиеся только начинают освоение профессии, когда у них отсутствуют профессиональные умения и навыки, не сформированы профессионально значимые качества, когда для учащихся все изучаемое является новым, непонятным, когда учащиеся нуждаются в подробных объяснениях, инструкциях, в этот период используются инструкционные карты.

После овладения учащимися основными трудовыми операциями, в период, когда учащиеся начинают выполнять простые комплексные работы, когда они отрабатывают несложную технологическую последовательность трудовых операций, их соединение, но необходимость в пояснениях, инструкциях не отпала, в этот период целесообразнее всего использовать инструкционно-технологические карты.

В период выполнения сложных комплексных работ, то есть отработки технологии приготовления блюд или кондитерских изделий, применяют технологические карты.

В любой период обучения можно применять учебные алгоритмы и карты-задания.

Карты-задания бывают различного вида.

Первый, основной вид - карта-задание - по изучению устройства и принципа работы оборудования.

Второй вид - по фиксации трудовых действий, изучению технологических процессов, отработке фактического хода трудового процесса.

Карты - задания третьего вид - по обнаружению реальных отклонений и нарушений от норм, правил, технологии.

Четвертый вид карты-задания - служит для выработки конкретных действий, определения условий, решения ситуационных задач, разрешения производственных ситуаций.

Пятый вид - используется для обобщения собственного опыта учащихся.

Применение письменных инструкций-заданий для изучения учащимися оборудования и технологических процессов на предприятиях создает условия для формирования у них таких профессионально важных умений и навыков, как анализ, синтез, систематизация, выделение наиболее существенного и т.п.

Применение письменных инструкций создаёт благоприятное условие для формирования у учащихся самостоятельности в работе и способствует успешному решению задачи повышения профессиональной адаптации учащихся - будущих молодых рабочих.

Наибольший эффект управления процессом обучения профессии и самостоятельности учащегося даёт такая организация применения карт, когда они имеются у каждого учащегося на рабочем месте. Такая индивидуализация позволяет учащемуся многократно, независимо от других, обращаться к указаниям, содержащимся в инструкции, в момент необходимости в любых условиях работы. Имея “под рукой” инструкцию, учащийся может постоянно контролировать свои действия и осознанно их корректировать.

Необходимо также иметь инструкционную карту большого размера, как пособие при проведении вводного инструктажа со всей группой учащихся. Идентичное применение документа письменного инструктирования в качестве наглядного пособия (плаката) и каждым учащимся в качестве индивидуального пособия помогает однозначному толкованию учебного материала, формированию не просто трудового умения, а именно навыка выполнения той или иной трудовой операции, что является значимым при подготовке квалифицированного рабочего.

Документы письменного инструктирования содержат наиболее рациональные и целесообразные последовательности выполнения трудовых действий, приемов, операций. Дидактическая ценность письменных инструкций заключается в сочетании различных видов информации: словесных указаний и рекомендаций, рисунков, эскизов, схем, графиков, контрольных вопросов и т.д.

Применение документации письменного инструктирования, являющейся самостоятельным источником информации, как показывает опыт, дает возможность в значительной степени решить вопрос об эффективном инструктировании каждого учащегося, повысить самостоятельность учащихся в процессе обучения.

Применение письменного инструктирования способствует расширению и укреплению связи теории и практики. Работая с письменной инструкцией, учащиеся широко используют теоретические знания, конкретизируют и расширяют их.

3. Учебно-методическое обеспечение производственного обучения в учебных мастерских

Много лет российская профессиональная школа занималась подготовкой квалифицированных кадров для различных отраслей народного хозяйства страны и вопрос о стандарте профессионального образования до последнего времени в явном виде не возникал.

Стандарт прогрессивного образования -- это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессиональной подготовки, отраженных в соответствующих нормативных документах.

Овладение инженерно-педагогическими работниками вопросами содержания обучения, разработка на этой основе конкретных мер, направленных на улучшение качества профессионального обучения, подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию учебно-программной документации с учетом современных требований к подг...

Другие файлы:

Проектирование электроснабжения учебных мастерских
Общие сведения о потребителях электрической энергии учебных мастерских и их краткие характеристики. Расчёт электрических нагрузок учебных мастерских....

Производственное обучение
Производственное обучение - практическое и теоретическое обучение по избранной профессии. Этапы и задачи учебной практики на строительном отделении по...

Производственное обучение общеслесарным работам
Рассмотрены вопросы организации, методы и средства проведения занятий по изучению общеслесарных работ в процессе производственного обучения в учебных...

Учебно-материальная база технологического обучения
Программы образовательной области "Технология", их сущность и особенности, функции и использование. Создание в школах учебных мастерских, их оснащение...

Производственное обучение в учебных мастерских
Важнейшей особенностью производственного обучения как составной части учебно-воспитательного процесса является обучение учащихся в процессе производст...