Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Проектирование педагогического процесса экологического образования дошкольников

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности проектирования и условия реализации педагогического процесса, который будет способствовать экологическому образованию дошкольников. Основные критерии и показатели уровня экологической образованности для младших и старших дошкольников.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Муниципальное бюджетное дошкольное

Аттестационная работа

Выполнила: воспитатель

Хисматуллина Альмира Ахметгалеевна

Челябинск 2013

Оглавление

  • Введение
  • Глава 1 Психолого-педагогическое обоснование проблемы проектирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию детей дошкольного возраста
  • 1.1 Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме проектирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию детей дошкольного возраста
  • 1.2 Особенности проектирования педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию детей дошкольного возраста
  • 1.3 Организация педагогического проектирования по экологическому образованию дошкольников
  • Выводы главе 1
  • Глава 2 Опытно-поисковая работа по проектированию педагогического процесса экологического образования дошкольников
  • 2.1 Цель, задачи и организация опытно-поисковой работы по проблеме проектирования педагогического процесса экологического образования дошкольников
  • 2.2 Реализация методических рекомендаций по проектированию педагогического процесса экологического образования дошкольников
  • 2.3 Результаты опытно-поисковой работы по проблеме проектирования педагогического процесса экологического образования дошкольников
  • Выводы по главе 2
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложения

Введение

Актуальность. Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Не менее сильно ребенок стремится и к самостоятельности. Восприятие в дошкольном возрасте утрачивает свой первоначально аффективный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь - то, что ребенок начинает активно использовать название качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, - видит и понимает реальные отношения между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений.

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009) предполагают построение образовательного процесса в ДОУ в соответствии с принципом развивающего образования, целью которого является развитие ребенка и принципом научной обоснованности и применимости [56].

Содержание образовательной области "Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач:

сенсорное развитие;

развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности;

методические рекомендации для педагогов;

организация предметно-развивающей среды;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей [56].

Экологическое воспитание в качестве части современной системы образования оформилось недавно - в последние десятилетия прошлого века как ответ на резко ухудшившиеся условия жизни на планете.

Экологическое образование стало неотъемлемой частью образовательного пространства многих дошкольных учреждений. Согласно проекту "Стратегии экологического образования в РФ" "…экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы - в раннем детстве; способствовать пониманию целостной картины мира - в школе; развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности" [59, с. 19].

В разделе III "Стратегии экологического образования в РФ" "…считать экологическое воспитание дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием устойчивого развития страны, развития и совершенствования обеспечения пр (семья - детский сад - школа - вуз - профессиональная деятельность) [59, с. 19].

Таким образом, в настоящее время главной целью экологического образования выступает формирование экологической культуры.

Становление экологического образования дошкольников происходит на основе традиционных для отечественной педагогики подходов, таких как: народные традиции, тесный контакт ребенка с природой, ознакомление с окружающим миром; и современного школьного экологического образования.

Развитие дошкольного экологического образования в регионах России идет различными путями: стихийным, системным и смешанным, причем второй путь является, по мнению Н.А. Рыжовой наиболее эффективным с точки зрения включения дошкольной ступени в систему непрерывного экологического образования [59, с.18].

В систему экологического образования в дошкольных учреждениях она включает следующие взаимосвязанные компоненты: экологизация различных видов деятельности детей, экологическое просвещение родителей, подготовка и переподготовка педагогических кадров, экологизация развивающей предметной среды, оценка окружающей среды, координация работы с другими учреждениями.

Анализ педагогических исследований по проблемам экологического воспитания дошкольников показал, что существует противоречие между целеполаганием с новых позиций экоцентризма и подходами к организации педагогического процесса, вопросам его экологической направленности со старых позиций - антропоцентризма. Данное противоречие осложняет реализацию новых целей, задач и содержания экологического образования дошкольников в системе дошкольных образовательных учреждений.

В связи с этим исследование педагогических условий экологизации самого процесса обучения, экологизации жизненной среды детей, способствующих воспитанию и развитию их в дошкольном образовательном учреждении, является одной из актуальных задач дошкольной педагогики.

Важную роль в экологическом образовании дошкольников играет проектирование педагогического процесса. Педагогическое проектирование экологического образования дошкольников - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности воспитанников и педагогов по формированию экологической культуры. Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Проектирование педагогического процесса экологического образования дошкольников играет немаловажную роль в формировании у дошкольников базовой системы ценностей, соответствующей задачам экологического образования. Выше сказанное подтверждает актуальность выбора педагогического исследования.

Анализ теории и практики по интересующей нас проблеме позволил выделить противоречие:

В дошкольном учреждении при изучении экологии делается акцент на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях.

Однако этого не достаточно. Детям нужно дать минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Для них не должно существовать понятий "вредные, полезные".

Представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, своего здоровья от её состояния.

У детей необходимо формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя к лучшему.

Они должны понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды. [11. с.58]

Тема исследования: "Проектирование педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении по экологическому образованию детей дошкольного возраста".

Цель исследования: изучить, выявить, теоретически обосновать и опытно-поисковым путем проверить особенности проектирования педагогического процесса экологического образования дошкольников и усл...

Другие файлы:

Роль игр в экологическом образовании дошкольников
Способы определения психолого-педагогических основ экологического образования детей дошкольного возраста. Характеристика методики использования игр ка...

Методика экологического воспитания дошкольников
Основные цели и задачи экологического образования дошкольников. Экспериментальное исследование сформированности экологических знаний у детей старшего...

Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников
Исследование психолого-педагогические основ и содержания экологического образования дошкольников. Изучение влияния экологизированных игр на процесс эк...

Система экологического воспитания дошкольников
Психологические особенности дошкольников. Цели, задачи и система экологического образования дошкольников. Комплексное использование разных видов деяте...

Содержание педагогического процесса формирования экологического сознания личности
Важнейшая характеристика экологичной личности, формирование у ребенка понимания единства человека и природы. Задачи экологического образования в школе...