Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Программа профилактики наркомании и токсикомании в школе

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Назначение, задачи и ожидаемые конечные результаты программы "Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних". Развитие у подростков позитивных отношений с окружающими и предупреждение употребления психоактивных веществ.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.А.С. ПУШКИНА

Тема: Программа профилактики наркомании и токсикомании в школе

Выполнила: студент

Новикова Оксана Анатольевна

специальность "СКСиТ" 5(6)

Санкт-Петербург

2014

1. Паспорт программы

Наименование программы

"Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних".

Назначение программы

Способствовать развитию ценностного отношения детей и молодёжи к наркотическим веществам; формировать личную ответственность за своё поведение, антинаркотические установки, пропагандируя здоровый образ жизни и профилактическую работу.

Задачи программы

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни;

- предупреждение употребления психоактивных веществ детьми и подростками;

- обучение учащихся навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья;

- привлечение молодёжи, попавшей в трудную жизненную ситуацию, к занятию общественно значимыми видами деятельности;

- профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в ученической среде.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы, их социальная эффективность

1. Повышение образовательного уровня родителей и детей по вопросам здорового образа жизни.

2. Информационное и методическое взаимодействие всех участников образовательного процесса, направленное на предотвращение распространения наркомании, алкоголизма, токсикомании; пропаганду здорового образа жизни.

3. Формирование банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

4. Повышение уровня информированности школьников о формах рискованного поведения, здоровьесберегающей позиции и поведения.

5. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.

6. Оказание практической помощи родителям при возникновении проблемных ситуаций. Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребёнком (подростком).

7. Создание условий для развития личности учащегося, формирование позитивной аутоидентификации, ценностных ориентаций и установок, исключающих употребление наркотиков и минимизирующих прием других ПАВ, усвоении основных жизненных навыков, необходимых для успешной самореализации и противостояния возможному давлению со стороны потребителей ПАВ, а также в реальном оздоровлении социального окружения учащегося.

Участники реализации программы

Учащиеся 1-11 классов, классные руководители, педагоги-психологи школы, социальный педагог, фельдшер, педагоги дополнительного образования; инспектор ОДН; родители.

Управление, контроль

Мониторинг школы

Формы и методыреализации программы

Групповые и индивидуальные занятия, беседы, мозговые штурмы, фоновые мероприятия.

Введение

Россия является страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культуральных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Можно утверждать, что к употреблению алкоголя и табакокурению наше общество относится с высокой степенью толерантности, несмотря на кратковременные усилия, направленные на уменьшение негативных последствий. И если, например, в отношении алкоголя у нас приемлемо контролируемое потребление, в отношении табакокурения - почти полная бесконтрольность, то по отношению к наркотикам провозглашается абсолютная нетерпимость. Следует заметить, что проблема наркомании является относительно новой для России, поскольку мощный нелегальный рынок наркотиков сформировался в последние 8-10 лет.

Современная научная профилактика употребления ПАВ формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития - от запугивания до информирования. На данном этапе сформировано новое понятие - "защитные факторы". Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости - наиболее современный подход к профилактике.

Основной возраст алкогольного или наркотического дебюта - это возраст подростковый, являющийся критическим периодом в развитии человека. Это время сильных психофизиологических изменений, этап активного экспериментирования в различных сферах жизни. Выйдя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными ко многим ситуациям социального риска. К рискованному поведению подростка может привести значимая для него группа, которая приобретает серьёзное значение в формировании растущей личности. Поскольку среди особенностей развития подростков выделяются интенсивное формирование чувства собственного Я и при этом недостаточный уровень социальной компетентности, поэтому основой профилактической программы стала организация помощи учащимся по осознанию себя и своего жизненного пути.

Профилактика зависимостей, заболеваний, асоциального, нездорового поведения не может осуществляться без систематического формирования у детей, подростков, молодёжи навыков здорового жизненного стиля. Их следует проводить одновременно с привлечением всех органов и учреждений системы профилактики, общественных организаций, средств массовой информации. Мероприятия и акции по профилактике аддиктивного поведения и формированию здорового образа жизни могут проводиться в различных формах. Когда мы говорим о профилактике злоупотребления теми или иными веществами, естественно мы обращаемся в первую очередь к учащимся, поскольку именно в этом возрасте и этой среде происходит массовое приобщение к наркотикам. Однако в профилактике необходимо обращение и к окружающему взрослому населению, которое несет ответственность за подрастающее поколение. Проблема профилактики должна рассматриваться во всей ее целостности.

Разработка данной программы продиктована необходимостью создания в школе системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде. Это обусловлено тем, что у значительной части несовершеннолетних и молодёжи определяются признаки тех или иных зависимостей. Прежде всего, это широкий спектр зависимостей от различных психоактивных веществ (ПАВ), таких как никотин, алкоголь, наркотические и одурманивающие вещества. По данным анкетирования за период с 2005 по 2007 год к 15-летнему возрасту 45-65 % детей имеют различный опыт употребления ПАВ.

Для решения общей задачи - борьбы с наркоманией необходима координация действий всех субъектов системы с привлечением широкого круга общественности. Ведь "болезнь легче предупредить, чем лечить". Поэтому необходима широкая пропаганда среди детей здорового образа жизни и ранняя профилактика наркомании и токсикомании. Американские исследователи выявили свыше 50 наиболее распространённых причин, по которым школьники начинают употреблять наркотики, и только 3 причины, по которым они этого не делают. К последним относятся: страх, положительный пример близкого взрослого и положительный пример кумира. Программа Профилактики направлена на все формы злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ), включая употребление табака, алкоголя, наркотиков и токсикантов.

Программа профилактики направлена на формирование навыков сопротивления наркотикам (ПАВ) на основе усиления ответственности личности в использовании ПАВ, увеличения социальной компетентности (межличностные отношения, самодостаточность, и твердость в сопротивлении), в соединении с укреплением негативного отношения к наркотикам. Разработанная профилактическая программа призвана оказать воздействие на все причины, нивелируя влияние отрицательных и способствуя влиянию положительных.

Цель:

- создание системы работы по профилактике наркомании, токсикомании и правонарушений несовершеннолетних, позволяющей учащимся развиваться в благоприятной среде;

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффектам рекламы, выражать свои чувства, разрешать конфликты, сопротивляться давлению, которое угрожает здоровью и жизни.

Актуальность данной программы состоит в нарастании остроты данной проблемы среди подрастающего поколения, повышении требований в организации качественной работы по профилактике наркомании и формировании здорового образа жизни

Поставленная цель реализуется через решение следующих задач:

- развитие у подростков позитивных отношений с окружающими, приобретение умения адаптироваться к отрицательным эффект...

Другие файлы:

Патофизиологические аспекты алкоголизма, наркомании и токсикомании
Понятие, причины и краткая характеристика алкоголизма, наркомании и токсикомании как заболеваний, связанных с привыканием. Классификация наркотических...

Профилактика наркомании и токсикомании в Вооруженных Силах Российской Федерации
В пособии рассматриваются теоретические и практические аспекты профилактики наркомании и токсикомании в Вооруженных Силах Российской Федерации....

Патофизиологические аспекты алкоголизма, наркомании и токсикомании
Исследование классификации наркотических веществ. Анализ механизма их действия. Изучение этиологических факторов и основных стадий алкоголизма и нарко...

Алкоголизм. Токсикомания. Наркомания
Медико-социальное значение проблемы алкоголизма, наркомании, токсикомании. Патофизиологическая характеристика хронического алкоголизма. Разрушительное...

Патофизиологические аспекты алкоголизма, наркомании и токсикомании
Определение понятий "алкоголизм", "наркомания", "токсикомания". Классификация наркотических веществ и механизм их действия. Этиологические факторы и с...