Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Программа "Основы финансовой грамотности"

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Сущность и исторические особенности формирования финансовых рынков в Российской Федерации. Российский и зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения. Разработка школьной программы "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-11 классов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Содержание

Введение

1. Сущность и исторические особенности формирования финансовых рынков в Российской Федерации

1.1 Сущность, структура и функции финансовых рынков

1.2 Исторические особенности развития финансовых рынков, продуктов и инструментов в РФ

1.3 Факторы влияющие на развитие финансовых рынков

2. Российский и зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения

2.1 Понятие и необходимость повышения финансовой грамотности населения

2.2 Зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения

2.3 Анализ текущей ситуации развития финансовой грамотности в РФ

3. Разработка школьной программы «основы финансовой грамотности» для учащихся 9-11 классов

3.1 Анализ существующих программ повышения финансовой грамотности населения

3.2 Этапы формирования программы для муниципальных образовательных учреждений по предмету «Основы финансовой грамотности»

3.3 Программа предмета школьного компонента «Основы финансовой грамотности»

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Новые времена ставят перед нами новые задачи, так с приходом рыночной экономики объективной необходимостью для российского общества стало повышение финансовой грамотности, как ключ к развитию финансовых рынков и повышению конкурентоспособности экономики. Более того, сегодня каждый гражданин должен осознавать, что в первую очередь он сам в ответе за защиту своих интересов от финансового мошенничества, от него зависит его будущее финансовое благополучие.

В последнее десятилетие во многих развитых и развивающихся странах мира все большее внимание уделяется проблематике повышения финансовой грамотности населения. Процесс повышения финансовой грамотности населения, который начался в различных странах в форме отдельных инициатив общественных и частных организаций, направленных на оказание помощи гражданам в управлении личными финансами и информировании о тех или иных финансовых продуктах и услугах, постепенно развился до уровня национальных программ и стратегий, а также наднациональных инициатив ЕС, Всемирного банка, и других международных организаций.

Ускоренное развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является вполне закономерным, поскольку надлежащий уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и повышению общественного благосостояния. Финансовое образование необходимо всем категориям граждан. Детям оно дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Молодежи финансовое образование может помочь в решении проблемы финансирования образования или решения жилищной проблемы через финансовое планирование, привлечение и эффективное управление кредитными ресурсами. Финансовая грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения - потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов. Финансовая грамотность населения способствует притоку средств граждан в экономику страны, развитию конкуренции на финансовых рынках и укреплению финансовой стабильности.

Существенно усложнившаяся в последнее время финансовая система, ускорение процесса глобализации и появление широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг ставят перед людьми весьма сложные задачи, к решению которых они оказываются неподготовленными. Как следствие отсутствия у граждан финансовых знаний, навыков планирования бюджета домохозяйств и принятия взвешенных решений по использованию финансовых продуктов и услуг, на фоне агрессивного предложения и рекламы таких продуктов и услуг со стороны коммерческих структур, в обществе идет накопление значительных диспропорций и рисков, способных перерасти в проблемы национального масштаба.

Актуальность проблемы недостаточности финансовой грамотности населения кардинально выросла в условиях развернувшегося глобального финансового кризиса, когда проблемы непосильной долговой нагрузки, отсутствия сбережений на «черный день», неспособности предпринять рациональные действия, направленные на защиту своих сбережений многократно обострились и усилились.

Особую актуальность вопросы повышения финансовой грамотности имеют для Российской Федерации. В силу особенностей исторического развития страны большинство населения России не только имеет слабое представление о принципах функционирования финансовых рынков и возможностях инвестирования на них, но и испытывает колоссальное недоверие к институтам финансовых рынков.

Недостаточная теоретическая разработанность и практическая значимость данной проблемы для российской экономики обусловили выбор темы работы, предопределили её цель и задачи.

Цель диссертационного исследования - разработать программу по предмету «основы финансовой грамотности» для муниципальных образовательных учреждений города Красноярска.

Для реализации указанно цели были поставлены следующие задачи:

· рассмотреть исторические особенности формирования финансовых рынков в РФ;

· проанализировать отечественный и зарубежный опыт повышения финансовой грамотности;

· исследовать уровень финансовой грамотности учащихся 9-11 классов муниципальных образовательных учреждений г. Красноярска;

· проанализировать существующие программы, курсы и учебные пособия, для муниципальных образовательных учреждений, направленные на повышение финансовой грамотности учащихся;

· разработать программу по предмету «основы финансовой грамотности» для муниципальных образовательных учреждений города Красноярска (на примере МОУ СОШ №75).

Новизна работы заключается в том, что до настоящего времени в муниципальных образовательных учреждениях г. Красноярска не изучался предмет «Основы финансовой грамотности». Базовые знания экономики даться учащимся в форме факультатива или интеграции в другие предметы.

Объектом исследования является уровень финансовой грамотности населения в России. Предметом программы повышения финансовой грамотности населения.

Теоритическими основами для написания исследования, послужил отечественный и зарубежный опыт повышения финансовой грамотности населения.

В исследовании использованы методы анализа и информационные технологии.

Работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается сущности исторические этапы и факторы формирования финансовых рынков в РФ.

Во второй главе описание существующих подходов в различных странах мира в области повышения уровня финансовой грамотности, дается понятие финансового образования и финансовой грамотности, а также обобщаются результаты исследований проблем финансовой грамотности в Российской Федерации.

В третьей главе содержится анализ имеющихся программ повышения финансовой грамотности населения, разработка и программа предмета школьного компонента «основы финансовой грамотности».

1. Сущность и исторические особенности формирования финансовых рынков в Российской Федерации

1.1 Сущность, структура и функции финансовых рынков

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Финансовый рынок, таким образом, предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Основной функцией этого рынка является трансформация бездействующих активов в капитал. Процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый финансовой системой, непосредственно связан с функционированием финансовых рынков и деятельностью финансовых институтов. Если задачей финансовых институтов является обеспечение наиболее эффективного перемещения средств от собственников к заемщикам, то задача финансовых рынков состоит в организации торговли финансовыми активами и обязательствами между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Понятие финансового рынка настолько многогранно, что без разделения его на сегменты понять принципы его функционирования невозможно. Рис 1. Структура финансового рынка.

Размещено на

Размещено на

Рисунок 1.- Структура финансового рынка

Таким образом, в зависимости от типа финансового института, а также вида финансовых инструментов финансовый рынок складывается из четырех взаимосвязанных сегментов:

1) фондового рынка или рынка ценных бумаг;

2) денежного рынка или рынок банковских услуг;

3) валютного рынка;

4) страхового рынка.

Рассмотрим общие свойства характерные финансовым рынкам:

- финансовы...

Другие файлы:

Разработка школьной программы "Основы финансовой грамотности" для учащихся 9-11 классов
Сущность, структура и основные функции финансовых рынков. Понятие и необходимость повышения финансовой грамотности населения. Этапы формирования прогр...

Формы, методы и задачи повышения финансовой грамотности населения
Понятие финансовой грамотности и значение экономических знаний для населения в современном обществе. Направления финансовой грамотности в России и за...

Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика
Сборник посвящен вопросам повышения финансовой грамотности населения в России и в мире. Приводятся результаты исследований уровня финансовой грамотнос...

Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов
Программа обучения педагогов медийной и информационной грамотности — важный источник информации и новое слово в данной области. Она рассчитана на перс...

Электронные средства формирования информационной грамотности у учащихся 5 класса
Изучение информационной грамотности как основы информационной деятельности учащихся. Классификация электронных средств учебного назначения. Рекомендац...