Проблемы затруднения в деятельности молодого педагога
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы затруднения в деятельности молодого педагога
1.1 Психолого-педагогические взгляды на сущность педагогической деятельности
1.2 Затруднения в педагогической деятельности молодого педагога
1.3 Способы и методы преодоления затруднений в работе молодого педагога
Вывод по главе 1
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по изучению затруднений в деятельности молодого педагога
2.1 Анализ особенностей затруднений в деятельности молодого педагога
2.2 Комплекс занятий, направленных на преодоление затруднений в работе молодого педагога
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Введение
Переход страны на рыночные условия развития экономики ставит на одно из важнейших мест конкурентоспособность кадровых ресурсов. В этих условиях человек выступает активным субъектом на рынке труда, имеющим возможность свободно распоряжаться своим главным капиталом - своей квалификацией. [12; с.3]
В этой связи особую актуальность приобретает решение проблемы преодоления затруднений в деятельности молодого педагога, что способствует, в свою очередь, формированию профессиональной компетентности педагога на качественно новой основе.
Условия профессиональной адаптации молодого педагога раскрыты в работах О.А. Абдулиной, И.Ф. Исаева, Т.А. Венедиктовой, С.Г. Вершловского, Н.Ф. Гоноболина, Г.В., Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, Ю.Н. Кулюткина, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, С.Г. Сухобского, А.Г.Мороза, С.В.Овдей, М.И.Скубий, П.А. Шептенко, О.А. Шияна и др.
Профессиональная адаптация (с психологической) - развитие устойчивого положительного отношения к избранной профессии, проявляющееся в субъективном чувстве удовлетворенности; (с социальной) - процесс вхождения начинающего педагога в новую социальную среду, а именно, в систему межличностных отношений определенного коллектива.
Исследованием профессионально-личностного развития педагогов в период начала трудовой деятельности занимались Э.Ф. Зеер, О.В. Назарова, Т.С. Полякова, С.М. Редлих, В.С. Собкин, О.Н. Шахматова, А.И. Щербакова и др.
Молодой педагог - это педагог непосредственно после окончания образовательного учреждения (высшего или среднего профессионального) поступивший на работу по специальности, проработавший до 5 лет. [9; с.13]
Исходя из актуальности данной проблемы нами выбрана тема курсовой работы: «Затруднения в деятельности молодого педагога, их диагностика и преодоление»
Объект исследования: затруднения в педагогической деятельности молодого педагога
Предмет исследования: молодые педагоги.
Цель работы: теоретически изучить затруднения в педагогической деятельности молодого педагога, а также подобрать комплекс занятий, направленных на преодоление затруднений в работе молодого педагога.
Гипотеза исследования: специально организованная работа позволяет преодолеть возникающие трудности в деятельности молодого педагога.
В соответствии с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого - педагогические взгляды на сущность педагогической деятельности.
2. Определить затруднения в педагогической деятельности молодого педагога.
3. Выявить способы и методы преодоления затруднений в работе молодого педагога
4. Проанализировать особенности затруднений в деятельности молодого педагога
5. Подобрать комплекс занятий, направленных на преодоление затруднений в работе молодого педагога.
Для экспериментальной части исследования использовались следующие методы: анкетирование, наблюдение, беседа.
Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 107 г.Челябинска и муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 112 г.Челябинска.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, вывода по главе 1, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы затруднения в деятельности молодого педагога
1.1 Психолого-педагогические взгляды на сущность педагогической деятельности
молодой педагог затруднение
Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в его особенностях деятельности и образе мышления. Педагогическая профессия относится к профессиям типа «Человек--Человек». Согласно Е.А. Климову, этот тип профессий определяется следующими качествами человека: устойчиво хорошим самочувствием в ходе работы с людьми, потребностью в общении, способностью мысленно ставить себя на место другого человека, способностью быстро понимать намерения, помыслы, настроение других людей, способностью быстро разбираться во взаимоотношениях людей, способностью хорошо помнить, держать в уме знание о личных качествах многих и разных людей и т.д.
По Е.А. Климову, человеку этой профессиональной схемы свойственны:
1) умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей»;
2) умение слушать и выслушивать;
3) широкий кругозор;
4) речевая (коммуникативная) культура;
5) «душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств, характера человека, его поведению, умение или способность мысленно представлять, смоделировать именно его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту»;
6) «проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше»;
7) способность сопереживания;
8) наблюдательность;
9) «глубокая убежденность в правильности идеи служения народу в целом»;
10) решение нестандартных ситуаций;
11) высокая степень саморегуляции.
Противопоказаниями к выбору профессий данного типа являются дефекты речи, невыразительная речь, замкнутость, погруженность в себя, необщительность, выраженные физические недостатки, излишняя медлительность, равнодушие к людям, отсутствие признаков бескорыстного интереса к человеку (ЕА. Климов).
Входящая в этот тип педагогическая профессия предъявляет еще целый ряд специфических требований, среди которых профессиональная компетентность и дидактическая культура являются основными.
Знаковые и, в частности, языковые системы в педагогической деятельности являются основным средством передачи общественно-исторического опыта, в то же время сами знаковые системы являются предметом усвоения. Не меньшую роль в современном образовательном процессе играет и техника (электронно-вычислительная, компьютерная). Педагог использует ее и как средство передачи, и как предмет изучения, а затем и обучения учеников умению ею пользоваться.
Еще в начале XX века П.Ф. Каптерев выделил и объективные и субъективные факторы, необходимые для педагогической деятельности, наметил их иерархию. В общем виде эта структура качеств может быть представлена следующим образом:
Рис. 1 Свойства учителя
П.Ф. Каптерев отметил, что личность учителя в обстановке обучения занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние обучения. Он выделяет главные показатели: Первое свойство объективного характера заключается в степени знания учителем преподаваемого предмета, в степени научной подготовки по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании; потом -- в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело; второе свойство -- субъективного характера и заключается в преподавательском искусстве, в личном педагогическом таланте и творчестве. Все современные исследователи отмечают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой учителя, без чего невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Подчеркнем также важность для учителя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще Е.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель. В настоящее время в отечественной педагогической психологии, в исследованиях Н.В. Кузьминой и ее школы, А.К. Марковой, СВ. Кондратьевой, В.А. Кан-Калика, Л.М. Митиной и др. проблема свойств педагога, определяющих эффективность (продуктивность) педагогической деятельности, стала предметом специального теоретического и экспериментального изучения.
По Н.В. Кузьминой, структура субъективных факторов включает:
1) тип направленности;
2) уровень способностей;
3)компетентность, в которую входят: специально-педагогическая компетентность, методическая, социально-психологическая, дифференциально-психологическая, аутопсихологическая компетентность.
Существенны здесь пред...
Формирование профессиональной компетенции как способа решения проблемы профессионализации деятельности педагога
Профессионализм и эффективность в любом виде труда. Сущность феномена профессионализации деятельности. Психологическая компетентность педагогических к...
Коммуникативная деятельность педагога
Связь общения и деятельности. Стороны межличностного взаимодействия педагога с учащимися. Коммуникативные особенности личности: качества, способности,...
Анализ профессиональной деятельности педагога
Система Российского образования на современном этапе развития общества. Профессиональная деятельность педагога. Стимулирование учебно-познавательной д...
Имидж педагога
Теоретические основы исследования проблемы имиджа педагога начальных классов. Психологический инструментарий в имиджелогии педагога и особенности его...
Педагог как организатор процесса обучения и воспитания личности
Теоретические основы проблемы педагогической деятельности. Воспитание как специально-организационная деятельность педагога по достижению целей образов...