Проблемы адаптивного тестирования и адаптации тестов к национальным и личностным особенностям тестируемых
Краткое сожержание материала:
Проблемы адаптивного тестирования и адаптации тестов к национальным
и личностным особенностям тестируемых
Румянцева Н.М.
При формирования мирового образования (образование пере-стает быть внутренним делом отдельной страны) необходимо вырабо-тать единые стратегии в оценке качества образовательных услуг. Сис-тема оценивания знаний и умений, имеющаяся в каждой стране, уже не является статичной, замкнутой в себе самой. Однако реформирова-ние системы образования невозможно без реформирования системы оценивания, контроля качества образования.
Важное значение в настоящее время приобретает культура оценки и оценивания качества обучения. Оценивание - это процесс сбора и обработки действенной и надежной информации, которая позволяет участникам образовательного процесса принимать решения, необхо-димые для совершенствования работы и достижения лучших учебных результатов. Своеобразной базой данных для оценивания являются государст-венные стандарты, программы для преподавателя и для студента. Ме-ханизмами же контроля и оценки эффективности образовательного процесса становятся тесты.
Всем известно, что в настоящий момент в системе образования Рос-сии параллельно с традиционной системой оценки и контроля резуль-татов обучения сложилась новая парадигма - тестирование. Это вы-звано потребностью общества в получении независимой, объективной информации об учебных достижениях обучаемых.
Возросшие за последние десятилетия масштабы использования те-стов во многих странах мира привели к созданию компаний и служб, которые занимаются разработкой тестов, их распространением, орга-низацией массового тестирования, а также регулярным сбором ин-формации в целях мониторинга качества образования. Западные страны в настоящий момент значительно опережают российскую сис-тему тестирования по подготовке научных кадров, по уровню разви-тия теории тестовых методов, по технической и программно-вычис-лительной оснащенности процессов разработки, применения, обра-ботки и хранения тестовых заданий. Такая ситуация отставания противоречит тенденции достижения высокого качества отечествен-ного образования, хотя в последнее десятилетия наметились и пози-тивные изменения в этой области. К примеру, почти 10 лет функцио-нирует Российская государственная система тестирования по РКИ.
Стратегии и тактики совершенствования систем контроля. Уве-личение масштабов тестирования в образовании и разработка госу-дарственных образовательных стандартов порождают спектр проб-лем, условий и требований, которые нацелены на совершенствование систем контроля и оценки качества подготовки обучаемых, оценки са-мого процесса тестирования, повышения его эффективности путем адаптации в условиях немедленного реагирования на индивидуаль-ные особенности подготовки испытуемых.
Попытки привнести элементы адаптивности в процессы обучения и контроля насчитывают многолетнюю историю. В определенной сте-пени можно считать, что основные установочные идеи адаптивности берут свое начало в учении великого чешского педагога-мыслителя Яна Амоса Коменского. Разрабатывая новые формы и методы обуче-ния, ученый пришел к выводу о приоритете тех учебных заданий, которые отвечают природным возможностям детей, утверждая тем са-мым необходимость посильных заданий, стимулирующих успехи в обучении. В последующие десятилетия идеи Я.А.Коменского поддер-живались в разных формах обучения большим количеством педаго-гов, в числе которых были и русские: К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой и многие другие, которые видели возможность оптимизации обучения и контроля каждого из учеников во введении различных игровых форм обучения, в активизации самообучения и самоконтроля, в изу-чении психологических особенностей личности каждого обучаемо-го. Таким образом, уже в конце XIX - начале XX веков в педагогике прослеживается установка на учет индивидуальных особенностей обучаемых, на развитие их самостоятельного и творческого отно-шения к учению, предоставление им возможности проявления сво-их склонностей. Говоря современным языком, можно утверждать, что в указанный период были заложены первые фундаментальные идеи адаптивного обучения и контроля. Правда, получить должную реали-зацию в то время эти идеи не смогли.
Позднее, в 20-е годы XX века, когда в образовательной системе нашей страны наблюдался период критики формализма и схоласти-ки, оставшихся в наследство от дореволюционной школы России, идеи развития творческой самостоятельности обучаемых, самоконт-роля результатов учебной деятельности получили широкое распро-странение.
К числу первых советских педагогов, видевших перспективу разви-тия образовательного процесса не в отказе от контроля, не в искусст-венном преобразовании личности обучаемого, а в повышенном внима-нии к индивидуально-психологическим особенностям учащихся, мож-но отнести С.Т.Шацкого и П.П.Блонского. Они полагали, что важнее всего создать деловые отношения между учителем и учеником, кото-рые возникают при выполнении заданий трудных, но посильных для обучаемых. Задача педагога, следовательно, состояла в том, чтобы отобрать эти трудные, но посильные задания, которые способствуют установлению атмосферы сотрудничества в процессе обучения и контроля.
В наши дни она оформилась в виде основополагающих идей адап-тивного обучения и контроля, где адаптивность достигается путем от-бора оптимальных по трудности заданий для обучения и контроля ре-зультатов учебной деятельности учеников или студентов.
В этой связи возникает серьезная проблема методологического ха-рактера. Она связана с теоретическим обоснованием специальных ме-тодов для выделения оптимальных по трудности заданий при органи-зации контроля и обучения каждого ученика или студента. Решение проблемы предполагает поиски ответов на ряд вопросов, среди кото-рых главным является установление связи между уровнем подготов-ленности обучаемых и характеристиками заданий, выделяемых для эффективной организации контроля и обучения каждого ученика или студента.
Ситуация в области адаптивного тестирования. М.Б.Челышкова, известный ученый в области педагогических измерений и оценки зна-ний учащихся, провела анализ многочисленных работ отечественных и зарубежных исследователей в области тестирования и пришла к выво-ду о том, что в настоящий момент отсутствуют значимые результаты по установлению связи между уровнем подготовленности обучаемых и ха-рактеристиками знаний, выделяемых для эффективной организации адаптивного обучения. В своих исследованиях М.Б.Челышкова пишет о том, что если обратиться к практике, то также можно проследить от-рицательную тенденцию, которая заключается в доминирующей об-щей направленности традиционных процессов обучения и контроля на какого-то «среднего обучаемого», отсутствующего в реальной жиз-ни. Общеизвестно, что все обучаемые разные. Поэтому тенденция на «усредненность» приводит к тому, что у части более сильных учащих-ся не возникает стимулов для получения новых знаний и их развития. Другая часть обучаемых, у которых более низкий уровень подготовки, оказывается не в состоянии овладеть новыми знаниями даже с помо-щью преподавателя (Челышкова М.Б., 2001, с. 10-15).
Можно отметить, что в последние годы в практике образования складывается ситуация, под влиянием которой традиционное тести-рование, осуществляемое с помощью стандартизированных тестов, постепенно перерастает в современные, более эффективные формы адаптивного тестирования, которые основываются на отличных от традиционного теоретико-методологических основах и иных техно-логиях конструирования и предъявления тестов.
В нашей стране теоретические исследования по проблемам адаптив-ного тестирования представлены еще явно недостаточно. Назовем име-На Некоторых ученых, работающих в этом направлении: Абрамян Г.В.,Аванесов B.C., Нардюжев В.И., Челышкова М.Б., Шмелев А.Г. За рубе-жом с начала 90-х годов адаптивное тестирование получило широкое применение в сфере практики. Однако можно отметить, что в отечест-венных и зарубежных научных работах по данной проблематике еще слабо представлены вопросы классификации адаптивного тестирова-ния, его функции, теоретические вопросы адаптивного обучения и адаптивного тестового контроля.
Очевидно, что в настоящее время проблема адаптивных тестов чрезвычайно актуальна. У истоков адаптивного тестирования лежа-ло стремление к повышению эффективности тестовых измерений, что, как правило, связывалось с уменьшением числа заданий, вре-мени, стоимости тестирования и с повышением точности оценок, полученных испытуемыми по результатам выполнения теста. Исс-ледователи видели возможность повышения эффективности в адап-тации тестов, трудность которых учитывала диапазон подготовлен-ности тестируемых.
Мы в полной мере согласны с нашей американской коллегой Бетти Ливер (Ливер Б., 2001), которая считает, что адаптивным должно быть не только тестирование, но и сам процесс преподавания. В своем иссле-довании на эту тему она подчеркивает, что в процессе обучения надо постоянно думать о том, что есть учащиеся-синтетики, а есть аналити-ки; встречаются в группе импульсивные и рефлексирующие студенты; необходимо помнить о том, что индуктивных учащихся, например, уто-мляют объяснение преподавателя и расстраивает необходимость си-деть в течение длительного времени, слушая рассказ учителя и не имея возможности попробовать сделать это самим. Дедуктивные учащиеся живут правилами, любят слушать объяснения преподавателя. Не стоит ожидать, пишет Б.Ливер, от учащихся с доминированием правого полу-шария, что они будут контролировать правильность своей речи на ино-странном языке, так как они этого не делают и на родном языке. Виды деятельности и тесты, основа...
Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентного) тестирования
Сборник "Тестов" (варианты и ответы центрального тестирования 2005 года) - в книге представлены образцы тестов, использованных при проведении централи...
Тесты. Варианты и ответы
централизованного тестирования 11 класс (2003).
М.: Центр тестирования МО РФ, 2003. - 336с.
В книге
представлены образцы тестов, использованных при проведении централизованного
тестирования...
Тесты. Геометрия 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования
Описание: Сборник "Тесты" (варианты и ответы итогового тестирования)- в книге представлены образцы тестов, использованных при проведении централизован...
Методика составления тестовых заданий и проведения тестирования
История возникновения тестирования. Понятие теста, тестовых заданий. Классификация тестов, основные формы тестирования. Закрытые и открытые тестовые з...
Web-система для адаптивной генерации тестов на основе фактов лекционного контента с функцией оценивания
Обзор технологий проектирования компьютерных тестов и анализ существующих систем тестирования. Создание системы автоматизированного тестирования студе...