Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Проблемное обучение на уроках литературы в старших классах

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Рассмотрение места, роли и теоретических основ проблемного обучения. Анализ опытно-экспериментальной работы педагогического коллектива по их использованию на уроках литературы в 9-ом классе. Специфические особенности и эффективность его применения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Федеральное агентство по образованию РФ

Елабужский государственный педагогический университет

Факультет русской филологии и журналистики

Кафедра педагогики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Елабуга

2010

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения. Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен

1.1 Педагогический феномен

1.2 Методы проблемного обучения

1.3 Проблемная ситуация и учебная проблема: способы и условия реализации

Выводы

Глава 2. Реализация проблемного обучения на уроках литературы в старших классах

2.1 Анализ опыта работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы

2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в 9-ом классе

Выводы

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Большая роль в воспитании такого человека принадлежит современной школе. Данная проблема может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника.

Настоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современной педагогики и методики преподавания литературы - применению проблемного обучения в педагогической практике учителей- словесников.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт по использованию проблемного обучения в школе. В педагогической литературе исследуемый нами вопрос нашел свое отражение в работах Махмутова М.И., Селевко Г.К., Оконя В., Лернера И.Я., Ильиной Т.А., Матюшкина А.М., Брызгаловой С.И., Реза З.Я. и др., где освещаются сущность основных понятий, содержание методов проблемного обучения.

Также на современном этапе развития общества школа отходит от традиционного, объяснительно - иллюстративного обучения и ищет новые подходы в обучении. Это прежде всего обусловлено тем, что в ближайшие три года всем школам России предстоит перейти на новую, нормативно - подушевую систему финансирования и оплаты труда работникам образования [ 38]. В связи с этим педагогические коллективы применяют в своей работе новые виды обучения, и одним из таких видов является проблемное обучение, так как оно полностью соответствует целям и задачам современной школы. Данный вид обучения способствует формированию полноценной личности учащихся, ведет к развитию их творческих, мыслительных способностей и познавательных потребностей.

Кроме того, обращение к данной теме обусловлено необходимостью подготовки выпускников школ к дальнейшей самостоятельной жизни и успешной аттестации за курс средней школы: с введением единого государственного экзамена (ЕГЭ) по литературе последняя ( четвертая) часть экзаменационной работы требует от учащихся развернутого высказывания на литературную тему проблемного характера. Именно её выполнение, по свидетельству как учителей, так и самих учеников вызывает неизменное затруднение. Это является ещё одним аргументом в пользу необходимости применения проблемного обучения на уроках литературы.

Таким образом, налицо противоречие между теоретически и практически обоснованной необходимостью использовать проблемное обучение в учебном процессе и его недостаточным применением в практической деятельности учителей.

Цель исследования - изучение возможностей использования проблемного обучения на уроках литературы.

Объект исследования - процесс обучения в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - методы и средства проблемного обучения литературе в старших классах.

В соответствии с поставленной целью в работе определяются следующие задачи:

- изучить и проанализировать научно-педагогическую литературу, касающуюся проблемного обучения;

- рассмотреть способы и условия реализации проблемного обучения;

- проанализировать передовой опыт работы учителей по использованию проблемного обучения на уроках литературы;

- разработать ряд уроков литературы с элементами проблемного обучения;

- практическим путем проверить эффективность предложенных уроков и др.

В соответствии с целью и задачами исследования была выдвинута гипотеза о том, что будут использованы потенциальные возможности учебного предмета литературы в том случае, если:

- в содержание уроков литературы будут включены проблемные ситуации, проблемные вопросы и задания, способствующие раскрытию главной мысли произведения, анализу поступков героев;

- будут соблюдены все условия создания проблемных ситуаций;

- будут использованы различные методы проблемного обучения;

- учитель будет сотрудничать с учениками при затруднениях.

Методологической основой послужили фундаментальные исследования по проблемному обучению ( О.Е.Баксанский, С.И. Брызгалова, Т.А.Ильина, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь и др. ), о соотношении психологии мышления и проблемного обучения ( А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин и др. )

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ литературы по данной проблеме; педагогический эксперимент; беседа; тестирование и анкетирование; качественный и количественный анализ данных и др.

Новизна исследования заключается в том, что проведено обобщение научного материала по использованию проблемного обучения на уроках литературы в старших классах, разработана система уроков, включающих в свое содержание элементы проблемного обучения.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты, в частности, теоретический и практический материал можно использовать: студентам при подготовке к семинарским занятиям по данной теме, в выступлениях на научно-практических конференциях и т.п.; учителям школ на уроках литературы по разработанным темам; всем интересующимся данной проблемой.

Исследовательской базой послужила общеобразовательная школа №9 города Елабуга, были задействованы учащиеся 9 " Б " класса в количестве 30 человек, учитель русского языка и литературы.

В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Во введении обосновывается актуальность и выбор темы исследования; определяются противоречие, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования; выдвигается рабочая гипотеза; описываются теоретико - методологические основы исследования; раскрывается новизна и практическая значимость работы. Первая глава содержит сущностно - содержательные основы проблемного обучения в школе. Во второй главе проведен анализ опыта работы по использованию учителями литературы проблемного обучения, представлена опытно - экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на уроках литературы в старших классах. В заключении содержатся основные выводы по проведенному исследованию. В библиографии отражены как цитируемые источники, так и те, которые составили методологическую основу содержания данной дипломной работы.

Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения

1.1 Проблемное обучение как психолого-педагогический феномен

Проблемное обучение - это не абсолютно новое явление в педагогике. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Жан Жака Руссо. Особенно близко подходил к этой идее К.Д.Ушинский. Он, например, писал, что лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные является метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли [13,с.317].

История собственно проблемного обучения начинается с введения так называемого исследовательского метода, многие правила которого в буржуазной педагогике были разработаны Джоном Дьюи, основавшего в 1894 году Чикаго опытную школу, в которой учебный план был заменён игровой и трудовой деятельностью. Затем чтением, счётом, письмом проводились только в связи с потребностями- инстинктами, возникавшими у детей спонтанно, по мере их развития - физиологического созревания. В целях обучения Джон Дьюи выделял 4 важнейшие потребности- инстинкта: социальную, конструирования, художественного выражения, исследовательскую.

Другие файлы:

Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах
Категориальный анализ и психологическая теория деятельности. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах. Ко...

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы в 5-8 классах
Понятие и содержание патриотизма, методы воспитания данного качества в средней школе как части воспитательного процесса. Особенности рассмотрения темы...

Использование персональных компьютеров на уроках изобразительного искусства
Компьютерное обучение в начальных классах. Использование компьютера на уроках рисования. Компьютерное обучение как средство развития познавательных пр...

Выбор проблемы для исследования на уроках географии
Проблемное обучение - развивающее обучение, представленное системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения которых учащиеся...

Использование видеопрограмм на уроках английского языка в старших классах средней школы
Использование информационных технологий в обучении иностранным языкам. Суть метода Video-English. Использование видеоматериалов для подготовки специал...