Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Проблема повышения экологической грамотности школьников

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Методы системного анализа как прикладной науки, их использование для решения проблемы повышения уровня экологической грамотности школьников. Построение дерева проблем, целей, мероприятий. Сетевой график (набор работ). Определение временных резервов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

24

Оглавление

  • Введение
  • 1. Проблемная ситуация
  • 2. Дерево целей
  • 2.1 Построение дерева целей
  • 2.2 Расчет коэффициентов относительной важности
  • 3. Дерево мероприятий
  • 3.1 Построение дерева мероприятий
  • 3.2 Расчет коэффициентов относительной важности
  • 4. Сетевой график
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Современный системный анализ - прикладная наука, нацеленная на выяснение причин реальных сложностей, возникших перед "обладателем проблемы" и на выработку вариантов их устранения. В центре методологии системного анализа находится операция количественного сравнения альтернатив, которая выполняется с целью выбора альтернативы, подлежащей реализации. Если требование равнокачественности альтернатив выполнено, могут быть получены количественные оценки. Но для того, чтобы количественные оценки позволяли вести сравнение альтернатив, они должны отражать участвующие в сравнении свойства альтернатив (выходной результат, эффективность, стоимость и другие). Достичь этого можно, если учтены все элементы альтернативы и даны правильные оценки каждому элементу. Так возникает идея выделения "всех элементов, связанных с данной альтернативой", т.е. идея, которая на обыденном языке выражается как "всесторонний учет всех обстоятельств". Выделяемая этим определением целостность и называется в системном анализе полной системой или просто системой. Система, таким образом, есть то, что решает проблему.

Система определяется заданием системных объектов, свойств и связей. Системные объекты - это вход, процесс, выход, обратная связь и ограничение.

Входом называется то, что изменяется при протекании данного процесса. Выходом называется результат или конечное состояние процесса. Процесс переводит вход в выход.

Системный анализ применяется в следующих случаях:

когда данные об объекте не могут быть получены путем его наблюдения;

когда имеется возможность выявить проблемы, стоящие перед организацией, а затем сформулировать цели и наметить направления решения проблемы;

когда не известна цель решения задачи;

для моделирования поведения объекта, когда не возможно использовать математические методы.

Системный анализ с практической стороны представляет собой комплекс методов исследования или проектирования сложных систем поиска и реализации изменений, предназначенных для решения проблемы.

К методам системного анализа относятся:

1. Точные (экономико-математические) методы. Применение точных методов является ограниченным и играет вспомогательную роль.

2. Интуитивные (эвристические) методы. Этот метод включает в себя:

а) Метод "мозговой атаки" (решение проблем организации происходит путем высказывания, оценки и принятия идей группой сотрудников-специалистов).

б) Экспертный метод. Привлекаются внешние эксперты, которые изучают деятельность организации, выявляют недочеты, если таковые имеются, и предлагают решения их устранения и исправления.

в) "Метод сценариев". Состоит из описания сложившихся трудностей в организации, включает наглядное изображение выхода из данной ситуации в виде таблиц и графиков. Этот метод дает приближенное решение проблемы.

г) Морфологический метод, характеризуется факторами, которые влияют на параметры, каждый из которых разбивается на несколько дискретных значений.

1. Проблемная ситуация

Человечество широко расселилось по планете, создавая разнообразные населенные пункты. Здоровая экология среды обитания человека связана с рациональным расположением промышленной, жилой, коммунальной, природной зон. Населенное место должно быть привлекательным благодаря чистоте, красоте архитектурных ансамблей, отличаться безопасностью транспорта, снабжаться чистой водой. Каждый житель населенного пункта должен проявлять заботу о создании эстетически привлекательной и гигиенически здоровой среды жизни.

Здоровье человека во многом зависит от состояния среды помещения, в котором он проводит большую часть времени. Синтетические отделочные материалы и бытовые предметы в жилом помещении выделяют газы, изменяющие состав воздуха. Оздоровление современного жилища и создание благоприятной предметно-вещной среды требуют от человека соблюдения определенных правил. Научно-технический прогресс обуславливает появление на производстве все новых профессионально-производственных вредных факторов и опасностей. Особенности микроклимата. Освещенность, различные виды излучений. Химические вещества могут вызывать появление профессиональных заболеваний и многосторонних нарушений в деятельности организма.

Во всех этих вопросах современный выпускник профильной школы должен хорошо разбираться. Должен понимать важность и значимость экологической составляющей в едином комплексе всех условий его места работы, отдыха, проживания.

2. Дерево целей

Дерево проблем

Переформулирование проблем в цели:

Проблема

Цель

Низкий уровень экологической грамотности школьников

Повышение уровня экологической грамотности школьников

Отсутствие курса "Экология" в школьной программе

Разработать курс "Экологии" в качестве дополнительных занятий

Низкий уровень осознания личной ответственности

Формирование ответственного отношения к окружающей среде

2.1 Построение дерева целей

Дерево целей

2.2 Расчет коэффициентов относительной важности

Расчет КОВ дерева целей

1-й уровень

Матрица опроса экспертов

Подцели

Эксперты

1

2

3

4

5

Разработать курс "Экологии" в качестве дополнительных занятий

2

1

2

1

1

Формирование ответственного отношения к окружающей среде

1

1

2

2

2

Rmax=2

Матрица преобразованных рангов

Подцели

Эксперты

Сумма

КОВ

1

2

3

4

5

Разработать курс "Экологии" в качестве дополнительных занятий

0

1

0

1

1

3

0,6

Формирование ответственного отношения к окружающей среде

1

1

0

0

0

2

0,4

5

1

Из таблицы видим, что наиболее значимым, для повышения уровня экологической грамотности школьников, с точки зрения экспертов, является повышение уровня экологических знаний школьников.

Дерево целей

Расчет КОВ дерева целей

2-й уровень

Матрица опроса экспертов

Другие файлы:

Формирование компьютерной грамотности младших школьников в процессе технологического образования
Психологические особенности развития младших школьников. Аспекты и пути формирования компьютерной грамотности детей в курсе изучения предмета "Техноло...

Ознакомление младших школьников с элементами графической грамотности
Понятие "графическая грамотность" в педагогической литературе. Особенности графических умений младших школьников. Диагностика сформированности графиче...

Формы, методы и задачи повышения финансовой грамотности населения
Понятие финансовой грамотности и значение экономических знаний для населения в современном обществе. Направления финансовой грамотности в России и за...

Влияние СМИ и Интернета на нашу речь
Основные причины снижения грамотности и культуры речи школьников. Специфика влияния средств массовой информации и Интернета на культуру речи подростко...

Формирование логической грамотности при обучении математике младших школьников
Психолого-педагогические основы развития логического мышления младших школьников. Разработка методики решения проблемы формирования логической грамотн...

Подцели

Эксперты