Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Национальная культура как область воспитательных воздействий в дошкольном образовательном учреждении. Основные направления и условия эффективного приобщения детей к национальному достоянию. Методики исследования результатов национального воспитания детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Изучение проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры

1.2 Национальная культура, как область воспитательных воздействий в ДОУ

1.3 Условия эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Организация исследования

2.2 Интерпретации результатов исследования

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования связана с кардинальным изменением общественно-экономического уклада жизни и национально государственного устройства страны. В составе обновленной Российской Федерации образовались суверенные республики, за которыми Федеративным Договором признано право, самостоятельно определять свою социально-экономическую политику, в том числе в области развития образования и культуры.

Современное общество характеризуется ростом самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национальных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.

В настоящее время назрела необходимость обогащения содержания образования и воспитания и обучения детей педагогическими идеями, накопленными народом в ходе многовековой истории развития.

Культурное наследие народа содержит педагогические ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.

Изучение этого опыта и использование достижений современной педагогической науки может значительно обогатить содержание воспитания и обучения детей.

Актуальность данной проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры».

Таким образом, актуальность исследования обусловлена сложившимися противоречиями между важностью приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, однако в практике дошкольных образовательных учреждений используется бессистемно, не произведен отбор эффективных средств национальной культуры. Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования: как сделать процесс приобщения дошкольников к истокам национальной культуры наиболее успешным, отвечающим потребностям современного общества.

Объект исследования - этнопедагогический аспект дошкольного образования.

Предмет исследования - приобщение дошкольников к истокам национальной культуры.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.

Гипотеза исследования: приобщение дошкольников к истокам национальной культуры в ДОУ будет эффективным, при условии систематической работы с детьми.

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1. Изучить теорию и практику приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.

2. Рассмотреть национальную культуру, как область воспитательных воздействий в ДОУ.

3.Изучить состояние работы в дошкольном образовательном учреждении по приобщению детей к истокам национальной культуры.

4. Анализировать полученные результаты.

Методологической основой нашего исследования послужили работы в дошкольной педагогике затрагивающую проблему ознакомления детей с национальной культурой, через ознакомление с родным краем, народным творчеством (К.Д. Ушинский, М.И. Богомолова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина, В.А. Сухомлинский, А.П. Усова, Р.И. Жуковская). Изучению татарского фольклора посвятили свои работы Р.Ф. Ягафаров, К. Насыри, А.Г. Яхин, Р.М. Мухаметзянов, И. Надиров, Н. Исанбет. Изучению русского фольклора посвятили свои работы В.П. Аникин, В.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, В.И. Даль, О.И. Капица, Т.В. Зуева.

Методы исследования:

1) теоретические (анализ литературы по проблеме приобщения дошкольников к истокам национальной культуры, на основе изучения психологической и методической литературы; изучение и анализ документации ДОУ; оснащение методического кабинета; предметно развивающей среды ДОУ).

2) эмпирические (анкетирование, беседа, опрос, количественный анализ данных, педагогический эксперимент, статическая обработка данных).

Методики исследования:

1. «Методика выбора», разработанная И.Б. Рябцевой.

2. «Метод индивидуальной беседы», разработанная И.Б. Рябцевой

3. «Метод творческих заданий», разработанная И.Б. Рябцевой.

База исследования: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30 «Снегурочка» г. Альметьевска».

Выборка: дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек (в экспериментальной и контрольной группе по 20 детей), 40 родителей и 20 педагогов.

Теоретическая значимость: выявлены условия эффективного приобщения детей к истокам национальной культуры.

Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы воспитателями в процессе приобщения дошкольников к истокам национальной культуры.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, 5 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Изучение проблемы приобщения детей к истокам национальной культуры

Культура - развивающий процесс, в котором постоянно происходят изменения, развитие новых качеств, присвоение личностью ценного. С развитием общества культура изменяется, наследуя прогрессивные традиции прошлого. Культуру обычно принято рассматривать в двух основных формах - материальной и духовной.

Под национальной культурой принято понимать культуру определенного народа, основанную на традициях, обрядах, фольклоре, декоративно прикладного искусстве, литературе, танцах, присущих только этому народу, нации. Национальная культура - это отражение души нации, его национального характера, самосознания. Национальная культура может преобладать на каком - либо территории, но не являться единственной [1.С.58].

Не случайно во многих странах народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры [26.С.51].

К.Д. Ушинский писал, чтобы дети, начиная с раннего возраста, усваивали элементы народной культуры, овладевали родным языком, знакомились с произведениями устного народного творчества. В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в общественном сознании, в системе образования к духовному богатству культурного наследия народа. В этом следует видеть стремление народов к национальному возрождению. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. Народная мудрость, традиции, фольклор, ритуалы, народные игры - все это очень эффективно для воспитания трудолюбия, гуманности, справедливости, нравственные основы каждого человека, каждой гармонически развитой личности.

Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность является основополагающим условием для развития творческой инициативной личности [13.С.29].

Современный педагог вряд ли выполнит свою задачу без опоры на народную педагогику, без воспитания уважения у подрастающего поколения к традициям, языку, культуре своего народа.

Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и в сохранении ее в наших детях.

Воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.

Приобщение к народному творчеству приведет нашу педагогику к значительным успехам в деле нравственно-патриотического, духовного и эстетического воспит...

Другие файлы:

Методика эстетического воспитания старших дошкольников в процессе ознакомления с народной игрушкой
Психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников. Характеристика программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой "Приобщение детей к ист...

«Приобщение старших дошкольников к якутской национальной культуре в различных видах деятельности»

Народное творчество как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры на занятиях по музыкальному воспитанию
Стратегия развития личностной культуры ребенка как основы его любви к Родине. Фольклор как средство приобщения старших дошкольников к истокам русской...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
Проект "Национальной доктрины образования в Российской Федерации". Воспитание патриотов России. Приобщение ребенка к культуре своего народа. Формирова...

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям
Возрождение и воссоздание традиций народа, приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Педагогическая технология...