Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка
Краткое сожержание материала:
73
АДЫГЕЙСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
им. Х.Б.АНДРУХАЕВА
ПРЕДМЕТНАЯ ( ЦИКЛОВАЯ ) КОМИССИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
ТАУСОВА ИРИНА АСЛАНБИЕВНА
СТУДЕНТКА 4 КУРСА ГРУППЫ А
Принцип толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Научный руководитель-
преподаватель педагогики
Цеева А.З.
Рецензент:
Методист по научно-методической
работе городского комитета по
образованию Администрации
г.Майкопа Паранук С.Р.
Председатель П(Ц)К:
Вербицкая Л.М.
МАЙКОП,2003
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические предпосылки формирования личности с учетом принципа толерантности.
1.1.Сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность и др.
1.2.Сущность принципа толерантности и его значение при формировании личности.
1.2.Особенности формирования и развития адыгских детей на принципах толерантности.
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Система работы по формированию личности ребенка в соответствии с принципом толерантности.
2.1.Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности толерантности детей в начальных классах.
2.2.Работа по развитию и совершенствованию знаний учащихся о принципе толерантности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Как из-вест-но, 1995 год был про-воз-гла-шен Ор-га-ни-за-цией Объ-е-ди-нен-ных Наций годом, по-свя-щен-ным толерантности. Причиной этого бы-ли на-зва-ны пре-ж-де все-го сле-дую-щие факторы:
эт-нона-цио-наль-ные кон-флик-ты;
дис-кри-ми-на-ция в от-но-ше-нии мень-шинств;
ак-ты ксе-но-фо-бии, осо-бен-но про-тив бе-жен-цев и ми-гран-тов;
ре-ли-ги-оз-ный экс-тре-мизм;
на-си-лие и го-не-ния про-тив ин-тел-ли-ген-ции и дру-гих лиц, ис-по-ве-ды-ваю-щих сво-бо-ду мне-ний и их вы-ра-же-ния;
не-тер-пи-мость со сто-ро-ны по-ли-тичес-ких дви-же-ний и идео-ло-гий;
не-тер-пи-мость, вы-ра-жен-ная в мар-ги-на-ли-за-ции и ис-ключении из об-ще-ст-ва уяз-ви-мых групп или в дис-кри-ми-на-ции и на-си-лии про-тив этих групп[22,221-224]
Не-тер-пи-мость дей-ст-ви-тель-но пре-вра-ти-лась в од-ну из круп-ней-ших гло-баль-ных про-блем со-вре-мен-но-го ми-ра. Ее суть за-ключает-ся в от-ри-ца-нии и по-дав-ле-нии раз-личий ме-ж-ду от-дель-ны-ми людь-ми и куль-ту-ра-ми. Воз-ве-ден-ная на уро-вень кол-лек-тив-ной и да-же го-су-дар-ст-вен-ной по-зи-ции, не-тер-пи-мость под-ры-ва-ет прин-ци-пы де-мо-кра-тии и при-во-дит к на-ру-ше-нию ин-ди-ви-ду-аль-ных и кол-лек-тив-ных прав чело-ве-ка. Не-тер-пи-мость вы-сту-па-ет про-тив-ни-ком мно-го-об-ра-зия, ко-то-рое со-став-ля-ет важ-ней-ший обо-га-щаю-щий фак-тор чело-вечес-ко-го раз-ви-тия.
Со-вре-мен-ный мир, пе-ре-жи-вая глу-бо-кие со-ци-аль-ные и гео-по-ли-тичес-кие транс-фор-ма-ции по-сле окончания хо-лод-ной вой-ны и рас-па-да ком-му-ни-стичес-ко-го бло-ка, ну-ж-да-ет-ся в бо-лее аде-к-ват-ном осоз-на-нии воз-мож-но-стей и опас-но-стей су-ще-ст-вую-щей си-туа-ции. Не-об-хо-ди-мы но-вые экс-пер-ти-зы и но-вые ини-циа-ти-вы, что-бы со-дей-ст-во-вать ста-нов-ле-нию ин-ди-ви-ду-аль-ной и кол-лек-тив-ной от-вет-ст-вен-но-сти, а так-же бо-лее эф-фек-тив-ных ин-сти-ту-тов, что-бы не до-пус-тить цар-ст-ва анар-хии и на-си-лия на ру-бе-же XXI ве-ка. По этой причине Рос-сия ак-тив-но включились в про-грам-му куль-ту-ры ми-ра. В июне 1995 года в г. Якутске прошла одна из основных международных конференций года толерантности, материалы которой были опубликованы вместе с рядом книг, изданных якутскими специалистами[28,51]. Был издан сборник статей как прототип учебника по культуре мира и демократии[14]. В России при некоторых научно-исследовательских институтах и вузах возникли центры и кафедры по проблемам культуры мира и толерантности.
Ключевым прин-ци-пом про-грам-мы «Культура мира» объявлено ут-вер-жде-ние куль-ту-ры тер-пи-мо-сти в кон-тек-сте об-ще-де-мо-кра-тичес-ких пре-об-ра-зо-ва-ний.
Необходимо со-вме-ст-но с со-от-вет-ст-вую-щи-ми ор-га-на-ми вла-сти и об-ще-ст-вен-ны-ми ор-га-ни-за-ция-ми раз-ра-бо-тать про-стые и при-вле-ка-тель-ные прин-ци-пы пе-да-го-ги-ки то-ле-рант-но-сти, рассчитан-ные на все слои об-ще-ст-ва и воз-рас-тные груп-пы, а так-же пред-ло-жить учеб-ные тек-сты и про-грам-мы как для ау-ди-то-рий обучения, так и для средств мас-со-во-го вос-пи-та-ния, включая ин-фор-ма-ци-он-ные ин-сти-ту-ты.
Боль-шин-ст-во класс-ных ком-нат в Рос-сии и дру-гих стра-нах се-го-дня пред-став-ля-ют мик-ро-кос-мос куль-тур-но-го мно-го-об-ра-зия сво-их со-об-ществ и по-это-му ну-ж-да-ют-ся в но-вом со-дер-жа-нии об-ра-зо-ва-ния, от-ра-жаю-щее зна-ние и по-ни-ма-ние дру-гих на-ро-дов, их куль-тур и ис-то-рии, а так-же по-ни-ма-ние общ-но-сти и един-ст-ва чело-вечес-ких со-об-ществ.
Важ-но при-ви-вать мо-ло-дым по-ко-ле-ни-ям чув-ст-ва от-кры-то-сти, аль-тру-из-ма, ува-же-ния к дру-гим, со-ли-дар-но-сти и со-причас-т-но-сти и рас-кры-вать ис-точни-ки и опас-но-сти вра-ж-деб-но-сти, не-при-яз-ни, отчуж-де-ния и не-на-вис-ти.
В этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика. Народная педагогика как составная часть коллективного народного творчества, как проявление педагогической культуры народа зародилась в глубокой древности. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке, детях, о воспитании подрастающего поколения.[12,8]В соответствии с потребностями народа она выдвигала самые гуманные и демократические идеалы воспитания.
В психолого- педагогической литературе освещены различные аспекты данной проблемы. Изучение проблемы толерантности в педагогической, психологической и других науках нашло отражение в работах Гогоберидзе Г.М., Золотухина В.М., Шаповалова В. и др. Имеются работы, посвященные адыгской народной педагогике и роли толерантности в воспитании детей (Шоров И.А., Бузаров К.И., Меретукова З.К., Намитоков Ю.К., Смирнова Я.С., Бгажнокова Б.Х. и др.). Однако вопросы толерантности в адыгской народной педагогике относятся к недостаточно изученным. Это и определило выбор темы квалификационной работы.
Цель исследования: изучение роли принципа толерантности в адыгской народной педагогике и его значение при формировании личности ребенка.
Объект исследования - педагогические условия формирования толерантности в личности ребенка.
Задачи:
1.Проанализировать и оценить уровень разработанности проблемы толерантности в адыгской народной педагогике.
2.Раскрыть сущность понятий: толерантность, национализм, национальный эгоизм, групповая враждебность применительно к адыгской народной педагогике.
3.Исследовать особенности формирования и развития адыгских детей на принципе толерантности.
4.Разработать и внедрить системы работы по формированию толерантности детей начальных классов.
5.Проанализировать и сделать соответствующие выводы по результатам предварительного опроса.
Методы исследования:
1.Теоретические - анализ методической, этнографической литературы, теоретического обобщения.
2.Эмпирические - наблюдение, беседа, анкетирование, анализ продуктов деятельности учащихся.
3.Математические - обработка информации, определение количественных и качественных показателей эффективности применяемой системы работы.
Этапы научного исследования:
1.Изучение научно-методической литературы.
2.Планирование системы работы по формированию личности ребенка в соответствии с прин...
ПРИНЦИП ТОЛЕРАНТНОСТИ В АДЫГСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Нетерпимость действительно превратилась в одну из крупнейших глобальных проблем современного мира. Ее суть заключается в отрицании и подавлении различ...
Воспитательный потенциал, средства народной педагогики в формировании "культа матери"
Культ матери в народной педагогике и необходимость его формирования в идеале современной семьи. Практические аспекты формирования культа матери в наро...
Особенности влияния семьи на становление личности ребенка
Понятие личности и этапы ее становления. Роль стиля семейного воспитания в формировании индивидуальности детей на каждом возрастном этапе. Содержание...
Роль семьи в формировании и развитии личности. Особенности личности ребенка
Понятие семьи в современном обществе. Роль семьи в жизни ребенка и формировании его как личности. Стадии социализации человека. Влияние поведения роди...
Нравственные идеалы в народной педагогике
Сущность нравственного идеала в народной педагогике. Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике. Этнический характер соверше...