Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Применение ориентировочной основы действия при обучении глухих детей технике прыжка в длину с места

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности психофизического развития глухих детей школьного возраста. Формирование двигательных умений и навыков, эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре. Экспериментальная методика обучения прыжку в длину с места.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Обзор научно-методической литературы

1.1 Особенности психофизического развития глухих детей школьного возраста

1.2 Формирование двигательных умений и навыков

1.3 Формирование эталонной ориентировочной основы действия в адаптивной физической культуре

Глава 2. Организация и методика исследования

2.1 Организация исследования

2.2 Методы исследования

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Выводы

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

прыжок длина адаптивный физическая культура

Двигательное действие - это великолепный материал для изучения и демонстрации общих принципов и приемов всякого обучения.

Оптимальное управление процессом формирования (обучения) и совершенствования двигательных действий - важнейшая задача физической культуры и спорта. Ведь именно посредством деятельности, тех или иных действий (двигательных, умственных) человек активно познает окружающий его мир, пытается его изменить, а этот мир воздействует на человека, совершенствуя его природу.

Происходящие в России общественные преобразования настоятельно требуют от педагогов и ученых поиска новых моделей образования. Все это привело к значительному увеличению внимания ученых к проблеме изучения движения, двигательных действий, технологий их освоения; к поиску путей повышения эффективности использования методов обучения. Более того, многообразие двигательных действий; потребностей, мотивов, целей их освоения и применения; наличие огромного количества индивидуальных особенностей занимающихся ставит под сомнение саму возможность разработки единой теории обучения двигательным действиям, пригодной для всех случаев жизни и дающей хорошие результаты при ее практическом использовании.

Особую актуальность проблема оптимизации процесса освоения новых двигательных действий приобретает для лиц с отклонением в состоянии здоровья и инвалидов, поскольку традиционные средства и методы, используемые для обучения здоровых людей, им не всегда подходят. Таковыми лицами являются глухие дети, у которых отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения, двигательной и всей познавательной деятельности (Выготский Л.С. и др.).

В фундаментальном исследовании проблемы обучения двигательным действиям М.М. Боген решающую роль отводит формированию ориентировочной основы действия.

По нашему мнению, следует расширить применение ориентировочной основы действия в обучении двигательным действиям детей, особенно детей с различными отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Объектом исследования - является обучение двигательным действиям.

Предметом исследования - является обучение двигательным действиям глухих детей с использованием ориентировочной основы действия.

Гипотеза - мы предполагали, что применение ориентировочной основы действия при обучении двигательному действию глухих детей ведет к более эффективному освоению техники двигательного действия.

Цель - совершенствование методики обучения двигательным действиям глухих детей.

Задачи:

1. Проанализировать особенности психофизического развития глухих детей среднего школьного возраста.

2. Проанализировать закономерности обучения двигательным действиям.

3. Разработать экспериментальную программу, основанную на применении ориентировочной основы действия в обучении двигательному действию глухих детей и выявить ее эффективность.

Методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы

2. Контрольные испытания

3. Методы математической обработки

4. Экспертное оценивание

5. Педагогический эксперимент

ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

1.1 Особенности психофизического развития глухих детей среднего школьного возраста

Нарушение слуха прежде всего сказывается на психике школьника, своеобразии его общения с людьми и окружающим предметным миром. Отсутствие внутренней речи и словесного опосредования ограничивают объем внешней информации и всегда сопровождаются замедленностью и снижением восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения и всей познавательной деятельности в целом (Выготский Л.С., 1924; Власова Т.А., 1967; Боскис Р.М., 1963; Шиф Ж.И., 1968; и др.).

Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста (Розанова Т.В., 1978). Многие неслышащие школьники с трудом осваивают представления о мерах времени и об отношениях между единицами измерения (Яшкова Н.В., 1988).

Слух теснейшим образом связан с движением. Н.А. Бернштейн (1966), указывая на взаимосвязь двигательного слухового анализатора, подчеркивал, что движение корректируется не только зрением, но и слухом. Слуховые сигналы, как и зрительные, участвуют в регуляции движений (Ананьев Б.Г., 1968). Выключение слуха из системы анализаторов означает не просто изолированное «выпадение» одной сенсорной системы, а нарушение всего хода развития людей данной категории. Между нарушением слуха, речевой функции и двигательной системой существует тесная функциональная взаимосвязь.

Педагогические наблюдения и экспериментальные исследования, подтверждая это положение, позволяют выделить следующее своеобразие двигательной сферы глухих школьников:

- недостаточно точная координация и неуверенность движений, что проявляется в основных двигательных навыках;

- относительная замедленность овладения двигательными навыками;

- трудность сохранения у глухих статического динамического равновесия;

- относительно низкий уровень развития пространственной ориентировки;

- замедленная реагирующая способность, скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;

- отклонения в развитии моторной сферы: мелкой моторики кисти и пальцев рук, согласованности движений отдельных звеньев тела во времени и пространстве, переключаемости движений, дифференцировки и ритмичности движений, расслабления, совокупность которых характеризует нарушения координационных способностей;

- отставание в развитии жизненно важных физических способностей - скоростно-силовых, силовых, выносливости и других, характеризующих физическую подготовленность детей и подростков.

Перечисленные нарушения в двигательной сфере глухих школьников носят взаимосвязанный характер и обусловлены общими причинами: структурой слухового дефекта, недостаточностью речевой функции, сокращением объема поступающей информации, состоянием двигательного анализатора, степенью функциональной активности вестибулярного анализатора.

Особенно ярко эта совокупность причин проявляется на координационных способностях, так как они реализуются на дефектной основе сенсорных систем, участвующих в управлении движениями. Поэтому глухие школьники тратят на освоение сложнокоординационных навыков значительно больше времени (Костанян А.О., 1963), имеют меньший уровень максимальных достижений по точности и времени движений, а также уступают в статическом и динамическом равновесии слышащим школьникам (Рябичев В.А., 1964).

Патологический процесс в слуховой системе изменяет функцию вестибулярного аппарата, а вестибулярные нарушения в свою очередь влияют на формирование двигательной сферы. Рау Р.Р. (1981) с помощью специального исследования выявил различные проявления вестибулярной дисфункции в 62% случаев нарушения слуха.

Вестибулярный анализатор воспринимает сигналы о положении тела и головы в пространстве, изменении скорости и направлении движения, обеспечивает единую функцию восприятия и ориентировки в пространстве, оказывает постоянное воздействие на тонус мышц (Байкина Н.Г., Мутьев А.В., 2002).

Патологический процесс в слуховом анализаторе изменяет не только функцию вестибулярного анализатора, но и функцию кинестетического анализатора, который также определяет особенности двигательной деятельности глухих (Дзержинская Л.Б., 1997).

Своеобразно идет развитие познавательной сферы неслышащих детей. У них не формируется с рождения слуховое внимание. Общим недостатком для всех детей являются трудности в переключении внимания.

Своеобразие развития внимания, восприятия детей, имеющих нарушение слуха, заметно влияет на деятельность памяти. У детей доминирует зрительное восприятие, поэтому весь процесс запоминания в основном строится на зрительных образах, в то время как у слышащих этот процесс слухо-зрительный и опирается на активную звуковую речь.

Отставание в развитии предметной и орудийной деятельности не только сказывается на формировании чувственной основы, но и находит свое отражение в уровне развития наглядного мышления у детей с нарушением слуха. Изучение состояния наглядных форм мышления у детей свидетельствует...

Другие файлы:

Особенности музыкального воспитания во внеклассное время в школе глухих
Исследование литературы и опыта использования музыки при обучении глухих детей. Применение звукоусиливающей аппаратуры на музыкальных занятиях в школе...

Основные идеи и их методическое воплощение в коммуникативно-деятельностной системе С.А. Зыкова
Обучение глухих детей языку в коммуникативной функции. Усвоение глухими школьниками системного устройства языка. Широкое использование коллективной пр...

Своеобразие словесно-жестового билингвизма глухих
Анализ влияния жестового языка на уровень развития когнитивной, эмоционально-познавательной сферы глухих детей. Обзор особенностей восприятия литерату...

Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения
В монографии обобщаются результаты экспериментальных исследований процесса формирования конструктивных, художественно-изобразительных, математических...

Организация соревнований по прыжкам в длину и принципы их судейства
Инвентарь и оборудование сектора по прыжкам в длину. Специфика организации и проведения квалификационных и основных соревнований в этой спортивной кат...