Применение метода интервалов к решению неравенств в основной и старшей школе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Московский городской педагогический университет
Кафедра математического анализа и методики его преподавания
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
По теме:
Применение метода интервалов к решению неравенств в основной и старшей школе»
Студентки 5 курса д/о
Юдиной Елены Сергеевны
Научный руководитель:
Доцент Абасов Н.М.
Москва-2011
Содержание
- Введение
- Глава 1. Психолого-педагогические обоснования
- 1.1 Закономерности обучения и дидактические принципы
- 1.1.1 Принцип сознательности и активности
- 1.1.2 Принцип наглядности обучения
- 1.1.3 Принцип систематичности и последовательности
- 1.1.4 Принцип научности
- 1.1.5 Принцип связи теории с практикой14
- 1.1.6 Принцип доступности
- 1.1.7 Принцип прочности
- 1.2 Психолого-педагогическая характеристика учащихся основной и старшей школы
- 1.2.1 Воздействие центральной нервной системы на восприятие информации
- 1.2.2 Особенности памяти и мышления
- 1.2.3 Роль способностей
- 1.2.4 Эмоции. Мотивы деятельности. Внимание
- 1.2.5 Закономерности восприятия речевой и визуальной информации
- 1.3 Методические обоснования
- 1.4 Обзор учебной литературы
- 1.4.1 Содержание нормативных документов и программно-методических материалов
- 1.4.2 Обзор учебников
- Глава 2. Ориентировочная основа учебной деятельности в процессе решения неравенств методом интервалов
- 2.1 Сущность решения неравенств
- 2.1.1 Поэтапное формирование умения решать неравенства методом интервалов
- 2.1.2 Квадратные неравенства
- 2.1.3 Рациональные неравенства
- 2.1.4 Иррациональные неравенства
- 2.1.5 Показательные и логарифмические неравенства
- 2.1.6 Неравенства, содержащие тригонометрические функции
- 2.2 Система заданий
- 2.2.1 Решение квадратных неравенств
- 2.2.2 Решение рациональных неравенств
- 2.2.3 Решение неравенств, содержащих модуль
- 2.2.4 Решение иррациональных неравенств
- 2.2.5 Решение показательных и логарифмических неравенств
- 2.2.6 Решение неравенств, содержащих тригонометрические функции
Глава 3. Обобщенный метод интервалов (решение произвольных неравенств методом интервалов)
- 3.1 Обобщенный метод интервалов
- 3.2 Неравенства с двумя неизвестными
- 3.3 Система заданий на обобщенный метод интервалов
- 3.3.1 Решение неравенств смешанного типа
- 3.3.2 Решение неравенств с параметрами
- 3.3.3 Решение неравенств с двумя неизвестными
- Заключение
- Библиография
Введение
Математика - гуманитарный предмет, который позволяет субъекту правильно ориентироваться в окружающей действительности и «ум в порядок приводит». Реальные процессы математика описывает на математическом языке в виде математических моделей, и, в частности, неравенства являются моделями многих физических явлений и процессов. Но главная сила математики состоит в том, что вместе с решением одной конкретной задачи она создает общие приемы и способы, применимые во многих ситуациях, которые даже не всегда можно предвидеть. Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в следующем: независимо от того, по каким программам и с использованием каких учебников преподается школьный курс математики, неравенства всегда останутся важным и нужным разделом в обучении. В соответствии с этим, целесообразно поставить вопрос о возможности существования универсального способа их решения, независимо от вида неравенства.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цель дипломной работы:
На методологической основе провести обобщение метода интервалов применительно к решению неравенств в школьном курсе математики средней и старшей школы и обосновать его универсальность.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по теме дипломной работы, изучить психолого-педагогические особенности учащихся средней и старшей школы и дать педагогические обоснования данной теме.
Изучить методическую литературу по интересующей нас теме.
Провести анализ существующих программ и комплектов учебников с 7 по 11 класс по теме дипломной работы, и определить теоретическую базу для решения неравенств методом интервалов в основной и старшей школе.
Привести практические подтверждения универсальности метода интервалов применительно к неравенствам курса алгебры общеобразовательной школы, и создать ориентировочную основу учебной деятельности в процессе решения неравенств методом интервалов.
Провести обобщение метода интервалов для решения произвольных неравенств, представленных в виде композиции непрерывных функций, а также для неравенств с параметрами и неравенств с двумя переменными; иллюстрировать его примерами.
Для достижения поставленной цели и перечисленных выше задач мною были использованы такие методы исследования, как изучение учебной и методической литературы, интервьюирование и наблюдение.
Первая из поставленных задач находит свою реализацию в главе I дипломной работы, где рассмотрен взгляд на интересующую нас тему с точки зрения психологии, педагогики и методики обучения математике, а также проведен анализ содержания программно-методических материалов и четырех комплектов учебников 7-11 (один из которых предназначен для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики) - которые ещё раз подтверждают значимость темы в курсе алгебры основной и старшей школы.
Вторая глава охватывает содержание курса общеобразовательной школы по решению неравенств, содержащих квадратные, рациональные, иррациональные, показательные и логарифмические выражения. Причем, в первом пункте главы II описывается сущность решения неравенств и поэтапное формирование умения решения неравенств методом интервалов по типам неравенств, изучаемых в общеобразовательной школе, и для каждого типа описаны основные знания, умения и навыки, которыми должны обладать учащиеся при переходе к изучению каждой отдельной темы. Во втором - метод интервалов рассмотрен на конкретных примерах, структурированных от простого к сложному, некоторые из которых решены несколькими способами, оправдывая в каждом конкретном случае рациональность применения метода интервалов. К тому же, в этой главе демонстрируется применение метода интервалов к решению тригонометрических неравенств, суть которого остается той же, но вместо числовой прямой здесь удобнее использовать числовую окружность, которая корнями соответствующих тригонометрических уравнений разбивается на дуги, играющие ту же роль, что и интервалы на числовой оси.
В третьей главе настоящей работы обобщается метод интервалов на неравенства, выходящие за пределы курса общеобразовательной школы, но встречающиеся в сборниках заданий для абитуриентов технических вузов и сборниках олимпиадных задач; а также входящие в углубленный курс изучения математики. Это неравенства смешанного типа (представляющие собой композицию нескольких непрерывных функций), неравенства с параметрами, и без существенных изменений метод интервалов переносится с числовой оси на координатную плоскость, т.е. применим для решения неравенств с двумя переменными, где роль особых точек играют «особые» линии, а роль промежутков - области.
Эту главу можно использовать в классах общеобразовательной школы на уроках обобщения и повторения, на факультативных занятиях, для подготовки к вступительным и выпускным экзаменам, а также на уроках в классах с углубленным изучением математики.
Выбранная мною тема связана с анализом значительного количества методической и учебной литературы, в связи с чем библиография содержит 44 источника, включая: учебники; пособия для учителей; сборники задач и пособия для поступающих в вузы; методическую, психологическую и педагогическую литературу; сборники нормативных документов; статьи газет; и одну диссертацию.
Глава 1. Психолого-педагогические обоснования
1.1 Закономерности обучения и дидактические принципы
Дидактика стремится прежде всего открывать объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов.
Дидактические принципы (принципы дидактики) - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как категории дидактики, принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.
История дидактики х...
Разработка факультативного курса "Применение метода интервалов при решении неравенств"
Актуализация внеурочной деятельности старших школьников. Место факультативных занятий в рамках обучения в школе. Структура и содержание факультативног...
Решение неравенств
Сущность метода системосовокупностей как одного из распространенных и универсальных методов решения неравенств любого типа. Обобщение метода интервало...
Методика изучения неравенств
Методика обучения понятию неравенства и решению неравенств в начальной школе. Содержание и роль линии уравнений и неравенств в школьном курсе математи...
Область определения функции
Применение метода интервалов для решения неравенств. Формула перехода от простейшего логарифмического неравенства к двойному. Формула решения тригоном...
Учебная деятельность и проблема понимания учебного материала в старшей школе
Понимание как психолого-педагогическая и дидактическая категория. Психолого-педагогическая характеристика процесса усвоения учащимися навыков и умения...