Применение интерактивных занятий для старшеклассников
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
- Введение
- Глава 1. Методологические основы интерактивного обучения
- 1.1 Содержание современных и инновационных подходов к обучению
- 1.1 Методы обучения. Интерактивное обучение
- 1.2 Технологии интерактивного обучения
- 1.3 Концепции и технологии обучения
- Глава 2. Методическое обеспечение интерактивного подхода к обучению
- 2.1 Применение деловых игр в преподавании дисциплины "Современная экономика"
- 2.2 Общая характеристика образовательного учреждения
- 2.3 Рабочая программа по дисциплине: "Современная экономика"
- 2.4 Содержание программы "Экономический практикум"
- Глава 3. Методические рекомендации по разработке занятий по дисциплине "современная экономика" с применением интерактивных методов
- 3.1 Методическая разработка семинарского занятия по теме раздела
- 3.2 Методическая разработка семинарского занятия по разделу
- 3.3 Методическая разработка семинарского занятия по разделу
- 3.4 Методические рекомендации педагогу для организации занятий с применением интерактивных методов обучения
- Глава 4. Психологические аспекты применения интерактивных методов обучения в процессе преподавания дисциплин для учащихся
- 4.1 Активизация познавательной деятельности учащихся
- 4.2 Уровни познавательной активности
- 4.3 Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
- 4.4 Факторы, побуждающие учащихся к активности
- 4.5 Способы активизации познавательной деятельности, при преподавании экономики
- Заключение
- Список литературы
Список сокращений
МУК - Межшкольный Учебный Комбинат.
ИНН - Идентификационный Номер Налогоплательщика.
ВТ - Вычислительная Техника.
Введение
Сегодня наиболее перспективным и соответствующим социально - экономическим, а также и психологическим условиям является проблемное обучение. Именно поэтому тема данного диплома очень актуальна в настоящее время, т.к. проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед студентами познавательных проблем, разрешая которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Следовательно, оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. Кроме того, оно способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности студентов
В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин - "интерактивное обучение". Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности.
Цель: Разработка методических материалов для применения интерактивных методов в процессе преподавания дисциплины "Современная экономика" для учащихся межшкольного учебного комбината.
Задачи дипломной работы:
интерактивное обучение экономика старшеклассник
изучение содержания интерактивных методов, методических материалов по дисциплине "Современная экономика" для занятий;
разработка методических рекомендаций и сценариев занятий по дисциплине "Современная экономика" с применением интерактивных методов.
Объект исследования - преподавание дисциплины "Современная экономика" в межшкольном учебном комбинате.
Предмет исследования - применение интерактивных методов для повышения познавательной активности учащихся межшкольного учебного комбината (на примере дисциплины "Современная экономика").
Методы исследования - изучение методической документации, учебных материалов.
Практическая значимость: возможность использования разработанной методики на практических занятиях по дисциплине "Современная экономика" в межшкольном учебном комбинате.
Структура дипломной работы включает: введение, четыре главы, заключение, список литературы, приложение.
Глава 1. Методологические основы интерактивного обучения
1.1 Содержание современных и инновационных подходов к обучению
Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. По-видимому, самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Появились первые зачатки группового обучения, которое стало основою классно-урочной системы. Разработку и утверждение классно-урочной системы приписывают Я.А. Коменскому.
Для этой формы организации обучения характерны:
- основной единицей занятия является урок;
- учащиеся объединяются в классе по возрасту;
- период школьного обучения;
- занятия обязаны для всех;
- существуют расписание занятий, перемен, каникул на весь год;
- работа всех учащихся в классе осуществляется по единому для всех плану;
- по одной теме;
- процессом обучения руководит учитель.
Современные подходы к типологии и структуре урока.
Урок-творчество учителя. Даже проведённый по одной и той же теме урок, с использованием одних и тех же технологий урок у разных учителей получается разный. Любой урок должен иметь конкретную цель. Поэтому в современной дидактике существует следующая классификация типов уроков:
- изучение нового материала;
- формирование и совершенствование умений и навыков;
- закрепление и использование знаний, умений, навыков;
- обучение и систематизация знаний;
- контроля и коррекции знаний, умений, навыков;
- комбинированный урок.
Сначала учителю надо определить, что он планирует сделать на уроке, а потом - как и какими способами.
Структура урока определяется целью и содержанием изучаемого материала и не может строиться стихийно [18].
1.1 Методы обучения. Интерактивное обучение
В педагогике различают несколько моделей обучения:
1. Пассивный метод;
2. Активный метод;
3. Интерактивный метод.
Каждый из них имеет свои особенности. Рассмотрим их подробнее.
Пассивный метод.
Пассивный метод (схема 1) - это форма взаимодействия учащихся и учителя, в которой учитель является основным действующим лицом и управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. С точки зрения современных педагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материала пассивный метод считается самым неэффективным, но, несмотря на это, он имеет и некоторые плюсы. Это относительно легкая подготовка к уроку со стороны учителя и возможность преподнести сравнительно большее количество учебного материала в ограниченных временных рамках урока. С учетом этих плюсов, многие учителя предпочитают пассивный метод остальным методам. Надо сказать, что в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках опытного педагога, особенно если учащиеся имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета. Лекция - самый распространенный вид пассивного урока. Этот вид урока широко распространен в вузах, где учатся взрослые, вполне сформировавшиеся люди, имеющие четкие цели глубоко изучать предмет.
Активный метод
Активный метод (схема 2) - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Интерактивный метод
Интерактивный метод (...
Создание интерактивных сервисов доступа к расписанию занятий СевКавГТУ
Разработка интерактивных сервисов доступа к расписанию занятий СевКавГТУ в среде программирования Eclipse и базы данных для них с использованием фрейм...
Интерактивные технологии в образовании
Анализ возможностей многофункционального интерактивного оборудования в образовании. Применение и характеристика электронных интерактивных досок прямой...
Самоопределение старшеклассников
Особенности взросления старшеклассников, а также характеристика, технология и оценка эффективности программы социально-педагогической помощи в их само...
Внедрение интерактивных методов обучения на уроке истории
Интерактивные методы обучения. Актуализация познавательной деятельности учащихся. Ролевые игры, дискуссии, моделирование. Новые подходы в обучении. Вн...