Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Роль музыки в развитии ребенка. Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи. Средства логопедической ритмики как основа коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях. Тембр голоса ребенка и умение изменять его по высоте.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гродненский государственный университет

имени Янки Купалы»

Педагогический факультет

Кафедра лингвистических дисциплин и методик их преподавания

Герасимчук Татьяна Ивановна

ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Курсовая работа

Специальность 1-030308-02 - Олигофренопедагогика. Логопедия.

студентки 4 курса

заочной формы обучения

Научный руководитель:

Кострица Светлана Яковлевна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры лингвистических дисциплин и

методик их преподавания

Гродно 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
    • 1.1 Роль музыки в развитии ребенка
    • 1.2 Особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи
    • 1.3 Средства логопедической ритмики как основа коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРИЕМОВ КОРРЕКЦИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
    • 2.1 Методика организации и проведения коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях
    • 2.2 Анализ результатов проведения коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  • ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Музыкальное развитие ребёнка-дошкольника оказывает ничем не заменимое воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Нарушение речи, преодолевается как педагогическими методами, включающими специальное обучение и коррекционно-воспитательное мероприятия, так и медицинскими средствами воздействия. Подразумевается не только медикаментозное лечение, что в некоторых случаях тоже может быть необходимо, но и некоторые нетрадиционные виды терапии, например, с помощью музыки и движения.

Именно музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

В работах Г.А.Волковой [9], И.С. Лопухиной [23], Н.В. Микляевой [24], Е.А.Медведевой [27], Г.Р. Шашкиной [32] и другими доказана значимость музыкальных и логоритмических занятий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.

В настоящее время в специальных дошкольных группах для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа по развитию музыкально-ритмических способностей, коррекции и формированию речи осуществляется в разных организационных формах - на логопедических, логоритмических и музыкальных занятиях. Вместе с тем четко не определены содержание и методические приемы коррекции речи у детей, базирующиеся на универсальном характере проявлении чувства ритма, использовании интермодальных связей при взаимодействии музыки, движения и речи с учетом особенностей данной категории воспитанников.

В связи с этим актуальной и важной является проблема изучения приемов коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях.

Объект исследования: процесс развития речи дошкольников с речевыми нарушениями.

Предмет исследования: приемы коррекционно-педагогического воздействия, направленные на развитие речи дошкольников с речевыми нарушениями на музыкальных занятиях.

Цель исследования: теоретически обосновать, разработать содержание и приемы коррекции речи у дошкольников на музыкальных занятиях.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1. Определить роль музыки в развитии ребенка.

2. Проанализировать особенности музыкального развития дошкольников с нарушениями речи.

3. Охарактеризовать средства логопедической ритмики как основу коррекции речи дошкольников на музыкальных занятиях.

4. Выявить особенности музыкально-ритмического чувства, ритмической структуры речи у старших дошкольников.

5. Разработать и апробировать содержание и приемы коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие музыкально-ритмического чувства и ритмической структуры речи на музыкальных занятиях.

Гипотеза исследования: при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных и речевых процессов, можно добиться эффективной коррекции речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.

В исследовании использовался комплекс различных методов: анализ психолого-педагогической, логопедической и методической литературы, констатирующий и обучающий эксперименты.

Практическая значимость: содержание и методические приемы коррекционной работы по развитию речи дошкольников с речевым нарушениями, представленные в работе могут быть использованы в практике логопедов, педагогов-дефектологов и воспитателей логопедических групп дошкольных учреждений.

ГЛАВА 1. РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

1.1 Роль музыки в развитии ребенка

Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности.

Восприятие является таким же необходимым внутренним двигателем самого существования, исторического развития и социально-значимого влияния музыки, как и создание и исполнение. Оно же, будучи естественным путем и способом приобщения человека к идейно-художественному ее содержанию, выступает в качестве искусного инструмента творческой деятельности [5].

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни [16].

Музыка, как и другое любое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет социальную воспитательную функцию.

Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношение, переживание героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью», «рисуются» великолепные картины природы. В повседневной жизни музыка сопровождает человека, выявляет его отношение к окружающему миру, обогащает духовно, помогает трудиться, отдыхать [14].

Для характеристика музыкального образа немалое значение приобретает сочетание выразительных средств в музыке с поэтическим словом (в песне), с сюжетом (в программной пьесе), с действием (в драматизированной игре, танце). Музыкальный образ делается более конкретным, понятным слушателю.

Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств: передача мыслей, чувства, то есть содержание произведения, характеристика выразительных информаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структур произведения [16].

Сила воздействия музыки зависит от личности человека, от подготовленности его к восприятию. Надо развивать восприятие музыки как деятельность активную, подобную пению, игре на инструментах. Но это сложная работа, так как она связана с тонкими, глубокими переживаниями. Их и выявлять трудно, и наблюдать нелегко, и особенно сложно формировать. Необходимо прежде всего понять, о чем «рассказывает» музыка. Естественно, что слушатель как бы мысленно следует за развитием музыкальных образов.

Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них [16].

Музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития челове...

Другие файлы:

Информационные технологии в обучении детей с нарушениями речи
Использование компьютерных технологий в детском саду. Принципы и методики компьютерных программ в обучении детей с нарушениями речи. Проведение исслед...

Разговорчивые стихи для занятий по развитию и коррекции речи детей
Детские стихи, помещенные в сборнике, могут быть использованы при проведении занятий по развитию и коррекции речи, ознакомлению с окружающим миром и п...

Музыкальное обучение в детском саду
Теоретические основы музыкального образования в детском саду. Анализ основных видов музыкальной деятельности дошкольников. Примерный репертуар, методы...

Особенности обучения детей в разных возрастных группах в детском саду
Особенности освоения грамматического строя в дошкольном возрасте. Роль игр в развитие речи дошкольников. Особенности адаптационного периода у детей ра...

Методика заучивания стихотворений в детском саду
Особенности методики заучивания стихотворений в детском саду. Развитие нравственного и эстетического воспитания детей. Приемы, способствующие выразите...