Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках обществоведения

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Условия формирования методических приемов, их характеристика и основное содержание. Принципы планирования структуры уроков. Анализ урока в динамике применения опыта. Усиление воспитательной функции в образовании, создание, применение технологий обучения.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Приемы актуализации субъектного опыта учащихся на уроках обществоведения

Введение

обучение воспитательный урок

Исходя из задач Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы [1] школьное образование должно решать проблемы в сфере учебной деятельности, то есть научить учиться. Принципиально значимым при этом является усиление воспитательной функции в содержании образования, создание и применение технологий обучения и воспитания, обеспечивающих формирование у учащихся идейно-нравственных, гражданских, патриотических ценностей и убеждений, основанных на идеологии белорусского общества и государства. [2]

В школе преподается много различных предметов, и все они займут определенное место в жизни будущего взрослого человека. Обществоведению в этом перечне принадлежит особая роль. Вкратце это можно представить следующим образом: будущая жизнь нашего ученика является проектом, который разрабатывает и реализует он сам. Как и в любом другом, в этом проекте огромную роль играет информация, особенно та, которая будет способствовать социализации ребенка, его адаптации в обществе.

Именно обществоведение как предмет должно обеспечивать успешную социализацию школьников, выработку у них установок, убеждений и умений, необходимых для продолжения образования, включения в трудовую деятельность и общественную жизнь, решения проблем, связанных с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.). [1]

Изучение «Обществоведения» начинается с 9 класса. Предмет для учащихся новый, отличающийся от других интегрированным характером обучения. С одной стороны, школьники должны усвоить содержание, сумму научных знаний (знаниевый подход), с другой - научиться реализовывать полученные знания (практическая направленность). Основным результатом обучения являются изменения в самом школьнике, его развитие: овладение учащимся новыми понятиями, представлениями, способами мышления, т.е. самосовершенствование. Моя же задача как учителя - показать на учебном занятии, как самостоятельно ориентироваться в потоках самой разнородной информации, в сложных процессах общественной жизни.

Цель работы: на основе моего опыта показать механизм отбора и использования методических приемов актуализации субъектного опыта учащихся в учебном процессе и эффективность их применения для успешной социализации школьников.

1. Условия формирования методических приемов

В ходе освоения содержания данного предмета, осуществляя дидактические принципы отбора и построения учебного материала, я столкнулась с определёнными сложностями в работе с учащимися.

Ещё на вводном учебном занятии при знакомстве с содержанием предмета учащиеся заносят его в разряд сложных. Ребят обычно пугает количество новых понятий и определений, их формулировка, объём параграфов, поставленные задачи. Это снижает мотивацию изучения предмета.

Причина понятна: в современном компьютерном мире школьники читают мало, высказывать свои мысли им сложно, собственные взгляды не сформировались. Не последнюю роль играет и специализация классов. Спортивные классы нашей школы имеют свой график тренировок, отсюда объективные пропуски уроков.

Увеличивается количество школьников с преобладанием внешней мотивации к учебной деятельности, с нарушением системы отношений к себе и окружающим. Значительное количество информации учащиеся приобретают за пределами образовательного процесса, школы вообще, в социальных сетях и т.д. У них складывается неупорядоченное множество впечатлений, формируется личный опыт (не всегда позитивный), что осложняет формирование навыков социального поведения, осознанной гражданской позиции.

У определенной группы учащихся существует тревога за балл аттестата, часто подогреваемая (провоцируемая) интересами родителей. Это выражается в обсуждении проблемы получения хорошей отметки за четверть. Обратите внимание: сами знания детей не очень интересуют.

«Если тебе дали лимон, сделай из него лимонад», - Д. Карнеги. Лучший выход из ситуации - минусы обратить в плюсы. Создать условия для того, чтобы ученик испытывал удовлетворение и радость от самого процесса обучения, от преодоления посильных трудностей и от умения владеть собой. Учащимся на занятиях должно быть комфортно, учебные знания должны усваиваться практически естественным путем. [17]

Для достижения цели оптимизировала условия проведения учебных занятий следующим образом:

? включила в содержание урока методические приемы, активизирующие самостоятельную деятельность учащихся, в результате процесс осмысления знаний, выработки умений и навыков происходит естественным путем.

? использую личный опыт учащихся как фактор изучения программного материала.

Оптимизация условий проведения учебных занятий повысила эффективность достижения поставленных целей, мотивацию учащихся, интерес к предмету, что способствует решению основной задачи предмета - социализации личности.

Оптимизация структуры учебной деятельности дала две - три минуты для беседы с учениками, которая подчас бывает просто необходима.

Методические приемы должны:

- быть несложными для учащихся;

- не зависеть от учебных навыков (внимание, дисциплина, умение слушать);

- не иметь возрастных границ;

- позволять всем учащимся чувствовать себя субъектами процесса;

- подключать все каналы восприятия информации (логику, эмоции, действия),

не опираясь на одну лишь память и воспроизведение;

- сочетать теорию и практику;

- быть надёжными в усвоении знаний;

- способствовать сохранению здоровья учащихся;

- иметь интегративные варианты использования.

Изменяя форму учебного сотрудничества нужно продумать и провести инструктаж по нормам поведения на уроке. Требуется подвести учащихся к идее, что:

- следует, не боясь ошибиться, высказываться непосредственно по теме;

- цель совместной деятельности заключается в возможности научиться анализировать те или иные ситуации, сформировать определенную «свою» точку зрения.

Есть два пути поиска оптимальных методов и приемов по заданным критериям: изучение образовательных новинок и апробация подходящих на практике. Второй путь - заимствовать лучшие методики из разработок ведущих методистов, т.е. использовать своего рода педагогические шпаргалки. Именно шпаргалки, так как даже лучшие образцы чужого педагогического опыта нельзя применить в неизменном виде.

Обществоведение - предмет особо приближенный к игровой форме, ведь обществоведческое образование предполагает не только усвоение знаний и понятий, но и тренировку навыков социального поведения. Использование игровых форм создает благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных условиях. Поэтому шпаргалками для меня стали методические разработки Г.К. Селевко, [15] М.Г. Ермолаевой, [6], А.А. Гина, [5] В.П. Аникина, [4] Л.Д. Коротковой. [8]

Для актуализации субъектного опыта учащихся лучше всего себя зарекомендовали следующие приемы: выход за пределы, тестирование, элементы ролевой игры, задание массивом.

2. Характеристика методических приемов

Выход за пределы. «Если учитель сможет гармонично вплести в ткань урока последние события, окружающую действительность, сюжет из популярного мультфильма, детского сериала - восторг и признательность ему обеспечены». [5]

Прием помогает соотносить характеры, привычки, действия героев сказок с бытовыми привычками людей, особенностями их психического склада для раскрытия сущности изучаемых процессов, явлений. Прием относится к группе субъект-субъектных методов, в основе которых лежит диалог учителя и учеников. [10]

Данный прием позволяет объединить образовательный материал с возможностью подключить в процессе занятий практически бесконечный спектр произвольно выбираемой информации (из СМИ, кино, интернета, книг).

Как правило, «выход за пределы» способствует переосмыслению школьниками своего опыта, прежде всего личностно - смыслового отношения к процессу учебной деятельности, помогает ученикам выявлять свои учебные возможности. Я чаще всего использую известные сказки, литературные произведения, мультфильмы. (Приложение 2) Знакомые сюжеты позволяют подвести учащихся к необходимым определениям и понятиям, а рассуждения от третьего лица - уверенно высказывать свои мысли. Анализ поступков и действий героев материала носит практикоориентированный характер, расширяет субъектный опыт учащихся, помогает формировать учебные умения и навыки. [8]

Актуальность данного приема - в возможности проводить нравственные беседы, что способствует формированию у учащихся гражданского самосознания, патриотизма, ответственной социальной позиции. [13]

Компонентами приема выступают анализ (разложение на части, т.е. выделение важных элементов в соответствии с учебной программой), и синтез (сборка из отдельных частей целого предмета, т.е. вывод).

Моя задача - коррекция процесса: направление учащихся с помощью вопросов,...

Другие файлы:

Применение проблемного обучения для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществоведения
Особенности оценки результатов применения проблемного обучения на уроках истории и обществоведения. Описание технологии педагогического опыта. Прогноз...

Формирование научных понятий на основе витагенного обучения на уроках информатики
Психолого-педагогические основы формирования научных понятий. Сущность и источники витагенного обучения. Методы и приемы выявления и актуализации вита...

Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии
Познавательная активность учащихся как педагогическая категория. Методы, способствующие развитию познавательной активности учащихся на уроках биологии...

Формирование познавательного интереса учащихся средней школы на уроках информатики и ИКТ
Сущность и условия проявления познавательного интереса, приемы его развития на уроках информатики. Виды творческих заданий, организация самостоятельно...

Методика развития речи на уроках русского языка
В книге на основе вычленения единиц обучения речи выделяются важнейшие разделы по развитию речи учащихся на уроках русского языка. В каждом разделе ра...