Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Предмет педагогики и научно-исследовательские методы

Тип: лекция
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие о педагогике как науке. Психическое, физическое и общее развитие личности. Роль систематического обучения в осуществлении образования. Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему. Педагогическая деятельность Песталоцци.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ТЕМА: «ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ»

1. Понятие о педагогике как науке

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины ХХ века и только в последнее десятилетие возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих - передать его следующему поколению.

Предмет педагогики - процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования и воспитания.

Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и методы обучения, воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания.

Педагогика это наука о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование и обучение.

Под развитием человека воспринимают определенный образ жизни в обществе, совершенствуя себя в деятельности, в труде, в поведении и общении с окружающими, взаимодействуя с природой. Это процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Различают психическое, физическое и общее развитие личности. Под психическим развитием понимают развитие интеллекта, воли, эмоции, а также потребности, способности и характера личности. Физическое развитие есть развитие организма, мышц. Общее развитие - развитие психических, физических, нравственных и других качеств личности.

Многие века процесс воспитания протекал как естественный для человеческого существования и не являлся предметом специального изучения. Затем он стал занимать умы ученых-философов, которые анализировали формы общественного сознания, о месте человека в нем.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова - систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира. Родители передают свой опыт детям, старшим и младшим, от более опытных менее опытным, при этом воспитуемые включаются в активную деятельность, общение, сами обогащают свое сознание.

Термин «образование» принято употреблять в значении целенаправленной деятельности, связанной с приобщением человека к культуре, знаниям, имеется в виду уровень и профиль образования (начальное, среднее, высшее, профессиональное и т.д.).

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако, возрастающую роль играет самообразование, самостоятельное усвоение учащимися системой научных знаний, познавательных умений и навыков, мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие её творческих способностей.

Ведущую роль в осуществлении образования играет систематическое обучение.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве, в ходе которого осуществляется образование человека, вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, воздействия на сознание и поведение, их разностороннего развития.

Воспитание, образование и обучение тесно взаимосвязаны друг с другом. Ребенок обучается развиваясь, и развивается обучаясь.

В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения.

Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

2. Возникновение педагогики как науки

История образования и педагогики изучает развитие воспитания и школы, педагогические теории с древнейших времен и до наших дней. История педагогики тесно связана с историей культуры и расширяет общепедагогический кругозор студента, способствует выработке правильного отношения к педагогическому наследию.

В прошлом прогрессивными педагогами и видными мыслителями Востока (аль-Хорезми, аль-Фараби, Бируни, Ибн Сино, Мирзо Улугбек, Абдулла Авлоний, Хамза Хаким-заде Ниязи и т.д.) было выдвинуто немало положительных педагогических идей. Их изучение будет способствовать развитию национального самосознания, педагогического мышления, повышению педагогической культуры будущего педагога.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Наука о воспитании сформировалась значительно позже, когда уже существовали такие, например, науки как геометрия, астрономия, многие другие. Она по всем признакам принадлежит к числу молодых, развивающихся отраслей знания. Первичные обобщения, эмпирические сведения, выводы из житейского опыта не могут считаться теорией, они лишь истоки, предпосылки последней.

Известно, что первопричина возникновения всех научных отраслей - потребности жизни. Наступило время, когда воспитание стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости оттого, как в нем поставлено воспитание подрастающего поколения. Появилась потребность в обобщении опыта воспитания, в создании специальных учебно-воспитательных учреждений.

Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции - были предприняты серьезные попытки обобщения теоретических начал воспитания. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии и в ней же были сделаны первые попытки обобщения.

Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейший ее представитель Демокрит (460 - 370 гг. до н. э.) создал обобщающие труды во всех областях современного ему знания, не оставив без внимания и воспитание. Его крылатые афоризмы, пережившие века, полны глубокого смысла: "Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает природу", "Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы", "Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда". Теоретиками педагогики были крупные древнегреческие мыслители Сократ - (469 - 399 гг. до н.э.), его ученик Платон (427 - 347 гг. до н.э ), Аристотель (384 - 322 гг. до н. э ), в трудах которых глубоко разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности. Доказав свою объективность и научную состоятельность на протяжении веков, эти положения выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразным итогом развития греко-римской педагогической мысли стало произведение "Образование оратора" древнеримского философа Марка Квинтилиана (36 - 96 гг.). Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона, его изучали во всех риторических школах.

Во все времена существовала народная педагогика, сыгравшая решающую роль в духовном и физическом развитии людей. Народ создал оригинальные и удивительно жизнестойкие системы нравственного, трудового воспитания. В Древней Греции, например, совершеннолетним считался только тот, кто посадил и вырастил хотя бы одно оливковое дерево. Благодаря этой народной традиции страна была покрыта обильно плодоносящими оливковыми рощами.

В период средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, направляя воспитание в религиозное русло. Зажатое в тисках теологии и схоластики, образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные люди, например философы Тертуллиан (160 - 222), Августин (354 - 430), создавшие обширные...

Другие файлы:

Научно-исследовательская работа школьников в РБ
Республиканская летняя научно-исследовательская школа учащихся и учителей. Турнир юных математиков, научно-исследовательские конференции и семинары. М...

Педагогика как наука
Понятие и варианты определения педагогики, предмет и методы ее изучения, место и значение в современном обществе, связь с другими науками. Категориаль...

Предмет и функции педагогики
Основные подходы к определению понятия педагогики как научной дисциплины. Рассмотрение ее объекта, предмета, теоретических и технологических функций и...

Дошкольная педагогика как наука
Становление и развитие дошкольной педагогики как науки, ее предмет и методы исследования, оценка роли и значения на современном этапе. Основные катего...

Социальная педагогика как особая область знания и практического опыта
Понятие и содержание социальной педагогики как научного направления, предмет и методы ее исследования, структура и основные разделы, оценка назначения...