Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Подготовка творческих проектов к участию в олимпиадах

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе. Опыт проведения олимпиад по технологии, рекомендации по созданию презентаций. Основные этапы подготовки к защите творческого проекта "Модернизация столярного верстака".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Оглавление

Введение

Глава 1. Пути реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе

1.1 Метод проектов

1.2 Пути реализации метода проектов

Глава 2. Особенности подготовки творческих проектов к защите на олимпиадах по технологии

2.1 Опыт проведения олимпиад на базе ВГПУ

2.2 Предложение по подготовке к защите творческих проектов

Глава 3. Разработка предложений по выполнению творческих проектов ученикам 7-го класса

3.1 Выбор темы творческого проекта

3.2 Конструирование

3.3 Изготовление

3.4 Подготовка к защите творческого проекта «Модернизация столярного верстака»

Заключение

Список литературы

Введение

Интеграция, современного образования, представляет собой новую ступень творческого развития ребенка, что включает в себя современные подходы, требования, умения и навыки, объеденные в единое целое. Самым наилучшим отражением творческих способностей детей является проведение олимпиад, и разработка творческих проектов. Разработка творческих проектов, позволяющих раскрыться и проявить себя ребенку.

Темой нашей ВКР является: «Подготовка творческих проектов к участию в олимпиадах».

Цель: разработка рекомендаций учителю технологии по организации выполнения творческих проектов школьников.

Задачи:

· Изучить особенности реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе

· Исследовать особенности подготовки творческих проектов к защите их олимпиаде по технологии

· Разработать предложения по выполнению творческих проектов ученикам 7-х классов

Глава 1. Пути реализации метода творческих проектов в общеобразовательной средней школе

1.1 Метод проектов

Метод проектов - это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания, и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога.

Он применяется и при коллективной, и при индивидуальной работе учащихся.

При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса. Формирование устойчивого интереса у учащихся к данной форме учения является обязательной педагогической задачей, решаемой учителем. Навыки ученического самоуправления, формируемые и совершенствуемые при коллективных формах деятельности, создают предпосылки для максимального использования умственных способностей каждого учащегося, позволяют проявить ему свою неповторимую индивидуальность на отдельных этапах деятельности. При этом учащиеся самоопределяют круг возможных проблем для индивидуального и для коллективного решения возникающих проблем. Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений определяется требованиями [9].

Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся. Технологии проектирования (в том числе и собственной деятельности) лежат в основе метода проектов, поэтому учащиеся в первую очередь должны быть ознакомлены с основными стратегиями проектирования.

Важно сформировать у них устойчивый интерес к технологическому творчеству, которое способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.

Уровень самостоятельности (изобретательской активности) учащихся можно учитывать аналогично коэффициенту трудового участия.

Идеальным педагогическим вариантом можно рассматривать деятельность учащихся по методу проектов, когда она согласуется с индивидуальными мотивами и потребностями ученика, что в реальном педагогическом процессе трудноосуществимо. Но такую возможность учащимся следует предоставлять хотя бы эпизодически, например, по методу проектов создать необходимое для ученика учебное оборудование, приспособление и т. п.

Дидактическая система обучения предусматривает широкое использование в процессе учения эвристических и исследовательских методов, которые должны удовлетворять созидательные потребности учащихся. Широко использовавшиеся в педагогической практике исследовательский метод обучения, бригадно-лабораторный метод, метод экспериментов наряду с некоторым отрицательным влиянием на личность учащихся - снижение общеобразовательного уровня, снижение качества знаний основных наук - имели явно выраженную развивающую направленность. Негативные педагогические последствия возникали, как правило, вследствие нарушения дидактических закономерностей построения процесса учения. Это правомерно и для метода проектов, который выявляет свою педагогическую эффективность только при дидактически правильном его применении. Учитель разрабатывает ясные и понятные как для него самого, так и для учащихся цели и задачи обучения (учения) на каждом конкретном этапе учебного процесса. Контроль и самоконтроль обеспечивают эффективность освоения необходимых знаний определяется требованиями [14].

Образовательные, воспитательные и развивающие функции обучения в комплексе могут быть реализованы на фоне высокой эмоциональной активности учащихся. В этом смысле целесообразно всеми методами привлекать внимание к человеческим факторам преобразовательной деятельности, к ее мотивации, жизненной необходимости, удовлетворяемым потребностям, эстетическим и эргономическим составляющим, к созидательным, а не разрушительным аспектам отношений.

Эмоциональная окрашенность процесса учения способствует созданию работоспособных творческих коллективов учащихся, объединенных единой целью, мотивированных на достижение этой цели в заданные сроки. Формируется чувство ответственности перед педагогом и одноклассниками, способность к самооценке собственных достижений и к выработке индивидуальных технологий учения. Школьники действуют на основе положительных установок, они способны к переживанию и сопереживанию успехов и неудач.

Посредством метода проекта удается установить прочные связи между теоретическими знаниями учащихся и их практической преобразовательной деятельностью. Гуманистическая направленность деятельности учащихся на основе учета человеческих факторов созидания создает предпосылки для формирования у школьников таких качеств личности, как решимость и воля в процессе внедрения собственных разработок в практику.

При использовании метода проектов возникает явно выраженное противоречие между необходимостью повышать общеобразовательный уровень учащихся и их личными потребностями и интересами. Допустимо разрешать учащимся выбирать задания, моделирующие интересующие их жизненные ситуации, но при обязательном условии согласования целей проектной деятельности со структурой образовательной программы.

Метод проектов - это система обучения, в которой обучение реализуется посредством планирования (проектирования) и делания. Педагогическая технология «Метод проектов» является открытой и развивающей системой, которая может совершенствоваться на основе учета передового педагогического опыта определяется требованиями [5].

Структура мыслительной деятельности учащихся при решении проблем методом проектов аналогична мыслительной деятельности профессионального проектировщика с добавлением этапа осуществления проекта на практике путем делания. Следует отметить, что главной задачей педагога является организация учебной деятельности школьников в форме, моделирующей основополагающие этапы технологии проектирования. Проектироваться могут как материальные объекты, так и ситуации производственные и из сферы услуг.

Уместно отметить, что моделирующая деятельность педагога является ведущей и имеющей направленность на воссоздание (моделирование) в учебном процессе структуры и содержания изучаемой (осваиваемой) учащимися технологии.

На первом этапе все предстоящие действия проектируются учащимися в теоретическом виде с обязательным выявлением возможных проблем и противоречий и с разработкой вариантов их преодоления. На втором этапе все идеи проверяются (реализуются) в практической деятельности. Все практические действия осуществляются на основе выработанной стратегии деятельности. По мере реализации проекта теоретические построения учащихся могут уточняться и конкретизироваться, в них могут вноситься коррективы. Неизменной остается общая структура деятельности, воссоздающая (моделирующая) основные закономерности технологии проектирования определяется требованиями [1,4].

Учитель может включать разделы основ проектирования в содержание любых образовательных курсов, которые он преподает. Содержание проектных заданий следует согласовать с тематикой разделов изучаемого курса. В соответствии со спецификой преподаваемого курса педагог может предложить учащимся специальные проектные задания, связанные с тематикой ОО «Технология» и других видов трудовой деятельности.

При все...

Другие файлы:

Механика. Решение творческих профессиональных задач. В 2-х частях.
Пособие соответствует содержанию федеральной дисциплины ОПД. Ф.01 "Механика" государственного образовательного стандарта по направлению подготовки бак...

Эмпирическое исследование академической активности у студентов, участвующих в олимпиадах
Олимпиадное движение как инновационная форма организации обучения и условие академической активности. Олимпиады, организованные кафедрой социальной ра...

Решения задач по экономике: от простых до олимпиадных
В пособии представлены авторские решения задач, вошедших в ранее изданный сборник «Задания по экономике: от простых до олимпиадных» этих же авторов. Н...

Методика выполнения творческих проектов по технологии для восьмых классов
Педагогические технологии, активизирующие творческие способности учащихся. Изучение методики выполнения творческих проектов на уроках технологии в ста...

Теоретический анализ возможностей метода проектов в реализации и развитии творческих способностей школьников
Определение сущности творчества и творческих способностей. Обзор стадий творческого процесса, мотивации, взаимосвязи эмоций и творчества. Возрастные о...