Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Повышение уровня субъектности учащихся подросткового возраста на уроках технологии при изучении раздела "Конструирование и моделирование изделия"

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Психолого-педагогические аспекты развития субъектности учащихся. Приемы педагогической техники, повышающие уровень субъектности учащихся в учебной деятельности. Модернизация учебной программы раздела "Конструирование и моделирование плечевого изделия".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

(ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ)

Тема: Повышение уровня субъектности учащихся подросткового возраста на уроках технологии при изучении раздела "Конструирование и моделирование изделия"

Выполнил: Кудрявцева Светлана Сергеевна

ст. группы ЗС - 030600 - 62 (К)

Руководитель проекта: Королева Клара Иосифовна

доцент кафедры ТМТПО

Зав. кафедрой ТМТПО: Овечкин Владимир Петрович

Доктор пед. наук, доцент

Ижевск, 2008

Содержание

  • Введение
  • 1. Психолого-педагогические аспекты развития субъектности учащихся
  • 1.1 Анализ подходов ученых к сущности понятия субъектность и уровней ее компонентов
  • 1.2 Психические особенности учащихся подросткового возраста
  • 1.3 Приемы педагогической техники, способствующие повышению уровня субъектности учащихся в учебной деятельности
  • 2. Разработка педагогической технологии
  • 2.1 Модернизация учебной программы раздела "Конструирование и моделирование плечевого изделия"
  • 2.2 Выбор инструментария педагогической технологии
  • 2.3 Функции к средствам обучения
  • 3. Разработка и изготовление средств обучения
  • 3.1 Сущность и классификация средств обучения
  • 3.2 Разработка средств обучения и требования к ним
  • 3.3 Разработка технологии и изготовление средства обучения
  • 4. Опытно-экспериментальная работа
  • 4.1 Методика измерения компонентов субъектности
  • 4.2 Описание процесса опытно-экспериментальной работы и ее результаты
  • Заключение
  • Библиографический список
  • Приложение

Введение

Современные тенденции гуманитаризации образовательного процесса устанавливающие приоритетность субъект - субъектных, равнопартнерских взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учеником над субъект - объектными, становятся особенно актуальными. [18]

Изменения, происходящие в современном обществе, непосредственным образом затрагивают сферу образования всех уровней. Сегодня, когда актуальными стали проблемы гуманитаризации образования, разрабатываемые в рамках различных школ (Е.В. Бондаревская, Е.И. Шиянов, М.В. Корепанова и др.), новый смысл обретает развитие личности как непременное условие ее полноценной самореализации в жизни. Современная педагогика рассматривает субъектные свойства, определяющие меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворчества, как ядро культуры человека. [31]

По определению В.В. Серикова собственно "становление ученика субъектом учебной деятельности означает последовательное восхождение его от ситуативно-зависимого поведения к внеситуативной самоорганизации". Позиция учащегося как субъекта деятельности, когда он начинает и завершает деятельность, осуществляя самоорганизацию, саморегуляцию, меняет механизмы интереса, делает их многообразней, сложней, ближе к личности школьника. [21]

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как к субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. В целом же, состояние изученности субъектности учащихся педагогического процесса нельзя назвать удовлетворительными. В частности, практически отсутствуют представления о системном или структурном подходе к ее изучению. [19]

Основным противоречием современной системы образования является то, что упор делается на приобретение учащимися знаний, умений и навыков, стремление обеспечить высокий уровень их усвоения, при этом не учитываются потребности учащихся в личностной значимости полученных знаний и умений.

В частности, в общеобразовательной школе развитие школьника происходит стихийно на основе репродуктивной деятельности. Школа не успевает перестраиваться на изменения, происходящие в среде жизнедеятельности современного общества. Так же не маловажной причиной недостаточного развития субъектности школьника является то, что учитель не имеет возможности осуществить индивидуальный подход к каждому ученику. В связи с этим возникла проблема необходимости выявить условия повышения уровня субъектности учащихся в учебной деятельности. 13

Цель работы: Выявить условия и экспериментально проверить их эффективность в повышении уровня субъектности учащихся в учебной деятельности.

Предметом исследования - повышение уровня субъектности учащихся.

Объект исследования - уроки технологии по разделу "Конструирование и моделирование плечевых изделий"

Гипотеза: Уровень субъектности учащихся будет повышаться более эффективно при изучении раздела "Конструирование и моделирование плечевых изделий" если:

- программа будет модернизирована в аспекте личностно - ориентированного подхода;

- будет разработана педагогическая технология на основе использования приемов педагогической техники;

- будут разработаны средства обучения по моделированию кокетки плечевого изделия на основе учета индивидуальных особенностей учащихся.

Задачи:

1. Проанализировать подходы ученых к сущности понятия субъектность и ее компонентов.

уровень субъектность урок технология

2. Разработать педагогическую технологию, обеспечивающую повышение субъектности учащихся на уроках технологии

3. Спроектировать и изготовить средства обучения, способствующие развитию субъектности на основе учета индивидуальных особенностей учащихся.

4. Провести опытно-экспериментальную работу и подвести результаты.

1. Психолого-педагогические аспекты развития субъектности учащихся

1.1 Анализ подходов ученых к сущности понятия субъектность и уровней ее компонентов

Субъектность - это способность человека быть стратегом своей деятельности, ставить и корректировать цели, создавать мотивы, самостоятельно выстраивать действия и оценивать их соответствие задуманному. [23, с.300]

Иначе говоря, субъектность - понятие, которое не раскрывается через ряд определений и не складывается из них. Подход к изучению - в корне иной, нежели в обычном объект - направленном исследовании. Но субъектность неразрывно связана с понятием субъект и поэтому необходимо рассматривать и понятие субъект, которая дана разными авторами, и может служить основополагающим фактором характеристики понятия субъектности. Например:

Философия рассматривает субъекта как продукта исторического развития и связывает его активность с особенностями деятельности людей. Реальное практическое изменение объекта в процессе этой деятельности и является критерием адекватности, соответствие действительности тем возникающим у субъекта образом, на основе которых и регулируется его деятельность.

Субъект (в переводе с лат. [subjectum]) - существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целесообразной деятельности, направленной на тот или иной объект. Субъект есть мыслящее существо - человек. Под субъектом так же понимается лицо или группа лиц, коллектив, организация, выступающие активным деятелем в каком-либо акте, процессе. Коллектив выступает не только объектом, но и субъектом воспитания. [4]

Субъект (с лат. subjectus - лежащий в низу, находящийся в основе, от sub - под jacio - бросаю, кладу основание), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности направленной на объект. [3]

Современные науки под субъектностью подразумевают субъектность человека, его свойство быть субъектом. Термин "субъект" употреблялся в истории философии в разных смыслах. Например, Аристотель обозначал им и индивидуальное бытие и материю - неоформленную субстанцию; в средние века схоластика понимает под "Субъектом" нечто реальное, существующее в самих вещах (тогда как объект существует для них лишь в интеллекте). Современная трактовка понятия "Субъект" берет начало от Р. Декарта, у которого резкое противопоставление субъекта и объекта выступило исходным пунктом анализа познания и, в частности, обоснование знания с точки зрения его достоверности. Следующий важный шаг на этом пути был сделан И. Кантом, который раскрыл некоторые существенные законы внутренней организации субъекта, делающее возможным достижение всеобщего и необходимого знания. В идеалистической форме тезис о социально-исторической природе "Субъекта" позн...

Другие файлы:

Повышение уровня самостоятельности у учащихся подросткового возраста на уроках технологии
Анализ теоретических подходов. Характеристика основных понятий. Уровни самостоятельности. Возрастные особенности подросткового возраста. Развитие само...

Проектная деятельность на уроках технологии при изучении раздела "Лоскутная пластика"
Сущность проектной деятельности учащихся. Разработка методики преподавания раздела "Проект" в школьном курсе "Технология". Требования, предъявляемые к...

Проектный метод на уроках "Технологии" (при изучении раздела "Лоскутная пластика")
Теоретические аспекты применения проектной деятельности на уроках технологии. Роль учителя и учащихся при выполнении проекта. Роль и место раздела "Ло...

Профессиональное воспитание на уроках технологии
Проблема профессионального воспитания на уроках технологии. Методы и формы организации профессионального воспитания учащихся. Разработка методики проф...

Использование компьютерных слайд-фильмов на уроках технологии при изучении темы "Конструирование и моделирование швейных изделий"
Теоретические основы создания современных электронных слайд-фильмов для использования в учебном процессе, возможности их применения и роль в повышении...