Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Источники педагогического знания в Древней Руси. Влияние христианской веры на развитие педагогических традиций. Аспекты нравственного воспитания личности в идеалах Руси. Анализ развития древнерусского образования и педагогической мысли в конце X в.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Смоленский государственный университет»

Психолого - педагогический факультет

Кафедра педагогики

Курсовая работа

Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах древней Руси

Выполнила:

Студентка гр. 31 очного отделения

СЕДАКОВА Светлана Алексеевна

Научный руководитель:

Канд. пед. наук, доцент

Мальцева В.М.

Смоленск

2013

Оглавление

Введение

Источники педагогического знания в Древней Руси

Педагогическая мысль Древней Руси

Нравственные заветы Древней Руси

Влияние христианской веры на развитие педагогических традиций

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современный период нового социально-исторического поворота в жизнедеятельности людей, когда общество поглощено проблемами освоения рыночных отношений, нестабильностью экономики, политическими сложностями, все более разрушаются социальные и нравственные устои. Это ведет к регрессу гуманности, нетерпимости и ожесточению людей, дезинтеграции внутреннего мира личности, вакууму духовности. Другими словами -- современное Российское общество переживает не столько экономический, сколько духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (и в первую очередь детскому и молодежному) во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах. Оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. 

Современное общество утратило традиционные моральные ценности (десять христианских заповедей, кодекс строителя коммунизма и др.), а новых не приобрело. Все это не дает возможности людям четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.

Человек не рождается с врожденной нравственностью. Нравственность - это продукт воспитания -- основа личности человека, роль ее огромна, и поэтому столь важно, как можно раньше ознакомить человека с нравственными ценностями. Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Любая общественная система, культура основываются на каких-либо постулатах и особенностях развития. Это совокупность взглядов на мир, научные открытия, географические особенности и т.п. Например, народы степи (кочевники), имеют одни стереотипы мышления, крайнего севера совершенно другие, а горцы отличаются от тех и других и т.д.

Для любого народа характерны определенные идеологические взгляды, свои подходы к познанию мира. Идеология и нравственные аспекты жизни любого народа, в древности базировались на каких-либо религиозных системах. 

История образования в Древней Руси не достаточно изучена, хотя интерес к этой теме возник в России более ста пятидесяти лет назад в работах М. Лавровского, М.П. Погодина, В.Н. Перетц. Работа М. Лавровского "О древнерусских училищах" положила начало тому направлению в историографии, которое признало высокий уровень просвещения в Древней Руси. Он впервые собрал из летописей сведения о школьном обучении, подверг их анализу и выдвинул ряд положений, вызвавших значительный интерес у современников. В наше время ученых (Розов Н.Н., Каптерев П.Ф., Громов Н.М., Петров В. М. , Смирнов В.И. и др.) также продолжает интересовать эта проблема.

Все вышесказанное доказывает актуальность выбранной мною темы курсовой работы - «Педагогический аспект формирования личности в нравственных идеалах Древней Руси»

Объект - процесс формирования личности в Древней Руси.

Предмет аспекты нравственного воспитания личности в Древней Руси.

Цель - выделить аспекты нравственного воспитания личности в идеалах древней Руси и определить их актуальность.

Исходя из указанной цели, можно выделить частные задачи, поставленные в курсовой работе:

изучить литературу по теме исследования;

проследить нравственные заветы Древней Руси и выделить их актуальность;

выявить источники педагогического знания в Древней Руси;

выделить педагогические традиции Древней Руси.

Для решения поставленных задач в курсовой работе использовались следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение и обобщение материала; изучение научной литературы.

Источники педагогического знания в Древней Руси

Источниками педагогического знания в Древней Руси занимались такие ученые как Смирнов В.И., Ярхо В., Петров В.М., Каптерев П.Ф., Громов Н.М. и другие.

Как пишет Каптерев П.Ф. «В рассматриваемый период формировались основные идеи, ценности, правила народной педагогики, которая не только определила специфику воспитания древних славян, но и на долгое время стала базой всей педагогической культуры русского народа. Среди ритуалов и обрядов особенный педагогический смысл несли обычаи, связанные с почитанием земли, воды, неба, ориентированные на выработку бережного отношения к хлебу, природе в целом, результатам труда, направленные на почитание старших и родителей». [13,с.31] В семье и родовой общине занимались и нравственным воспитанием детей, приучали их к выполнению обрядов, повиновению старшим членам общины, почитанию предков. Большую роль в моральном воспитании детей играло у нашего народа его богатое устное творчество: сказки, песни, былины. «Передаваемые устно из поколения в поколение, они знакомили детей с жизненными явлениями, давали им представления о семейных и общественных отношениях. Сказки, былины прививали детям любовь к труду, воспитывали у них любовь к родине, доброе отношение к людям и природе, ненависть к угнетателям» [20 c. 37]. Педагогические идеи, отражавшие принципы средневековой русской педагогики, дошли до нас в памятниках литературы и письменности.

Первое документальное свидетельство о начале систематического обучения детей в Древнерусском государстве содержится в "Повести временных лет" под 988 г., когда началось крещение населения. Два исторических факта - введение христианства и начало обучения - объединены сообщением о том, что великий киевский князь Владимир Святославич «начаставити по градам церкви и попы, и люди на крещенье приводити по всем градам и селам. Послав, нача поимати у нарочитое чади дети и даяти нача на учение книжное»[6, с.118 - 119]. В.И. Смирнов предполагает, что с тех пор на Руси существуют учебные заведения и появляются учителя-профессионалы. Учителя были как зарубежные, так и местные.

С.Д. Бабишин, ссылаясь на запись в Волгоградско - Пермской летописи за 988 г. о том, что "Князь великий Владимер, собрав детей 300, вдал учити грамоте", делает, на наш взгляд, вполне обоснованный вывод: «Если учесть, что учитель занимался не более чем с 7-8 учениками, то количество педагогов в школе составляло 35-40 человек.» Заметим, что здесь речь идет только о Киевской школе, которая в XI в. уже не была единственным учебным заведением на Руси: исторические источники сообщают об открытии в 1030 г. Новгородской школы. [3, с. 52]

В.Н. Татищев сообщает о том, что Всеволод Ярославич в Переяславле, Суздале, Чернигове и Киеве « на училисча подаяния давал» [32, с. 98], а приближенный князя книжник Василий в 1097 г. посетил Владимир - Волынский «смотрения ради училисч и наставления учителей» (школьная сеть требовала государственного «смотрения» за работой учебных заведений и «наставления» учителей) [32, с. 115]

В.И. Смирнов, основываясь на этой информации, предполагает, что «наставление учителей не исчерпывалось замечаниями и рекомендациями, высказанными во время смотрения училищ -- вполне вероятно, что тогда мог существовать некий свод педагогических требований и норм, выполнение-невыполнение которых становилось объектом смотрения, а также не исключалось и наличие элементарной предварительной профессиональной подготовки или самоподготовки учителей к педагогической деятельности. Он при анализе древнерусских литературных памятников, которые могли бы служить руководствами для учителей и воспитателей, исходит из того, что педагогика во все времена стремится найти и дать ответ на три главных вопроса: зачем, чему и как учить (воспитывать)? Следовательно, литература, предназначенная для учителя или используемая им в практических профессионально - педагогических целях, должна была:

раскрывать меру необходимости и возможности человека в познании себя и окружающего мира;

формулировать воспитательный идеал, опреде...

Другие файлы:

Культура Древней Руси
Рукописи, соборы и иконы - творческое наследие Древней Руси как один из этапов исторического развития мировой художественной культуры. Восприятие нрав...

Брак и семья в Древней Руси IX - XIII вв
Автор подробно раскрывает вопросы типологии семьи, эволюции морально-нравственных представлений о семье и браке в древнерусском обществе, процедуру за...

Трудовое воспитание школьников
Труд и всестороннее развитие личности. Психологический аспект трудового воспитания школьников. Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду....

Методы и приемы формирования заботливого отношения к природе
Психолого-педагогический подход к проблеме формирования заботливого отношения к природе у детей дошкольного возраста. Методы и приемы воспитания нравс...

Религиозно-духовная музыка Древней Руси
Культурологический аспект крещения Руси. Соотношение эстетико-художественного и утилитарно-дидактического в культовом пении. Духовная музыка X–XVII вв...