Педагогические пути коррекции осанки умственно отсталых детей 7-8 лет
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Содержание
Введение
Глава 1. Теоритические аспекты исследования педагогических путей коррекции осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет
1.1 Психолого - педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7-8 лет
1.2 Особенности физического развития умственно отсталых детей 7-8 лет
1.3 Понятие о нарушении осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет
1.4 Средства и методы коррекции нарушений осанки
Глава 2. Экспериментальное иследование эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Проверка эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7- 8 лет на занятиях ЛФК
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность вопросов обучения, воспитания, развития умственно отсталых детей 7-8 лет не теряет своей остроты, поскольку частота данного нарушения неуклонно растет. Так, в России нарушение осанки выявлено у 40-80% детей и подростков, частота искривления позвоночника за последние годы увеличилась с 3% до 10%.
В настоящее время отмечается резкое увеличение числа детей с различными мозговыми дисфункциями - эти отклонения лежат в основе двигательных нарушений, в том числе нарушение осанки.
При этом, по мнению В.А. Иванова, двигательная активность умственно отсталых детей 7-8 лет выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности ребенка, а биологически обусловленная потребность в двигательной активности в ходе процесса социализации превращается в биосоциальную проблему.
Согласно исследованиям А.И. Кравчука [18,C.31], младший школьный возраст является благоприятным периодом для усвоения и развития основных физических качеств, двигательных навыков и функциональных способностей посредством использования основных движений и специальных упражнений.
Подбор средств и методов педагогического воздействия с целью развития физических качеств у УО детей 7-8 лет, является одной из актуальных проблем физического воспитания в современных условиях.
По результатам, полученным исследованиями Ф.Р. Козициной, и Л.Г. Харитоновой [51,C.1] у УО детей младшего школьного возраста часто регистрируются отклонения в развитии позвоночника и окружающих его мышечных групп. Позвоночник растущего ребенка очень уязвим к действию повреждающих факторов, в нем легко возникают и закрепляются деформации во фронтальной и горизонтальной плоскостях.
Нарушение осанки - частый спутник многих хронических заболеваний, проявляющихся в общей функциональной слабости, гипотоническом (пониженном напряжении тканей) состоянии мышц и связочного аппарата. Дефекты осанки отрицательно влияют на деятельность сердца, желудка, печени, почек. дети коррекция осанка умственный отсталый
Исправление дефектов осанки достигается с помощью специальных упражнений, направленных на создание и укрепление мышечного корсета и для выработки и закрепления навыков правильной осанки.
Актуальность исследования определяется недостаточной изученностью проблемы подбора средств, методов обучения и организации занятий с УО детьми 7-8 лет с нарушением осанки.
Цель исследования - теоретический анализ и экспериментальная проверка эффективности методики коррекции осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет.
Объект исследования - педагогический процесс, направленный на коррекцию опорно-двигательного аппарата у умственно отсталых детей.
Предмет исследования - методика коррекции осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что введение новых упражнений в занятия по лечебной физической культуре у умственно отсталых детей 7-8 лет, будет способствовать коррекции осанки и положительно воздействует на физические качества детей данной категории.
Задачи исследования:
1.Изучить данные научно-методической литературы по проблеме исследования.
2.Разработать методику коррекции осанки для умственно отсталых детей 7-8 лет.
3.Проверить эффективность разработанной методики коррекции осанки для умственно отсталых детей 7-8 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная методика коррекции осанки у УО детей 7-8 лет может использоваться в практической работе учителей физической культуры в специальных коррекционных школах VIII вида.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования педагогических путей коррекции осанки у умственно отсталых детей 7-8 лет
1.1 Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей 7-8 лет
Исторически так сложилось, что различные аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучали и изучают представители различных наук: врачи, психологи, генетики, социологи, психотерапевты, юристы, а в последнее время - экологи и диетологи, отсюда родилось и множество терминов для обозначения этой группы индивидов.
Наиболее глубокие разработки в области аномального развития были сделаны выдающимся отечественным психологом Л. С. Выготским. Еще до Выготского проводили многочисленные исследования в области дефектологии и специальной психологии, накапливался эмпирический материал об особенностях развития детей с различными физическими и психическими аномалиями. Следует отметить огромное научно-практическое значение исследований, где подчеркивалась роль социального воспитания в развитии аномального ребенка. Это работы А. Адлера, А. С. Грибоедова, А. Сегена, П. Я. Трошина и др. [26, С.27].
Для диагностики УО часто применяют стандартизированные тесты, позволяющие вычислить коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателем УО считается IQ ниже 70. Однако этот психометрический критерий должен быть обязательно дополнен данными о социальной зрелости детей, т.е. об их бытовых навыках, способности к самостоятельным действиям, а также сведениями о психическом развитии, наличии физических заболеваний, способности к обучению. У УО детей обычно нарушается и речевое развитие, что еще больше затрудняет как обучение, так и оценку их интеллекта.
В настоящее время в России пользуются международной классификацией умственно отсталых (МКБ - 10), на основании которой детей разделяют на четыре группы по степени выраженности дефекта:
- с легкой (IQ - 50-69),
- умеренной (IQ - 35-49),
- тяжелой (IQ - 20-34),
- глубокой степенью умственной отсталости (IQ - ниже 20) [52, С.54].
Дети, относящиеся к первым трем группам, обучаются и воспитываются в соответствии с различными вариантами программы специальной (коррекционной) VIII вида [25, С.38].
В отечественной олигофренопедагогике до настоящего времени была широко распространена другая классификация (МКБ-9), согласно которой выделяли три степени умственной отсталости:
- дебильность (мышление наглядно-образное, имеется фразовая речь),
- имбецильность (доступно понимание и произношение простейших фраз),
- идиотию (грубо нарушены все функции, мышление отсутствует, речь неразвита, имеются элементарные эмоции).
Легкая степень умственной отсталости - дебильность - встречается значительно чаще, чем другие формы умственной отсталости. Такие дети отстают от своих сверстников в физическом развитии. Нарушения познавательной деятельности становятся очевидными чаще с началом их организованного обучения (в детском саду или школе). Они не могут усвоить программный материал, как другие дети, нуждаются в специальных образовательных условиях. Такие условия создаются для них в специальных дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта и специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. После окончания школы лица с нарушением интеллекта могут благополучно трудиться на производстве по полученной профессии и вести самостоятельную жизнь, некоторые из них продолжают свое обучение в производственных училищах. Они дееспособны, т.е. общество признает их способными отвечать за свои поступки перед законом, наследовать имущество, участвовать в выборах в органы местного и федерального управления и т.д.[32, С.8].
Умственная отсталость -- это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей [26, С.66].
Понятие "умственно отсталый ребенок" охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. "разлитой", характер. Все это обуславливает у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко - в познавательной.
Для всех детей данной категории помимо их позднего развития и значительного снижения интеллектуальной деятельности характерны грубые нарушения всех сторон психики: мышления, речи, памяти, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы [32, С.172].
Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети...
Внимание умственно отсталых школьников и пути коррекции
Сравнительная характеристика внимания умственно отсталых и нормально развивающихся школьников. Виды внимания и их механизмы. Свойства внимания и их пр...
Психологическая характеристика ощущения и восприятия умственно отсталых учащихся и их коррекция
Общая характеристика процессов ощущения и восприятия умственно отсталых детей. Особенности зрительного и слухового восприятия. Способность восприятия...
Особенности представлений об окружающем мире умственно-отсталых детей
Представление умственно-отсталого ребенка о природе и о себе как субъекте познания окружающего мира. Роль дидактической игры в коррекционно-воспитател...
Подготовка к обучению грамоте умственно отсталых детей
Теоретические основы проблемы готовности к обучению грамоте умственно отсталых детей. Воспитание детей с особыми образовательными потребностями. Харак...
Развитие творческих способностей умственно отсталых детей в ходе кружковой работы
Гуманистический подход к образованию, требующий от психологов, педагогов пристального внимания к изучению природы ребенка. Эффективные средства коррек...