Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Педагогические взгляды Толстого, Ушинского и Сухомлинского

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Общий взгляд Л.Н. Толстого на возникновение наших народных школ. Ушинский К.Д. "О пользе педагогической литературы". Представления Ушинского об идеальной схеме системы образования страны. Сухомлинский В.А. и его "Слово учителя в нравственном воспитании".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Содержание

  • 1. Толстой Л.Н. «Общий взгляд на возникновение наших народных школ»
  • 2. Ушинский К.Д. «О пользе педагогической литературы»
  • 3. Сухомлинский В.А. «Слово учителя в нравственном воспитании»
  • 4. Письмо Макаренко А.С. по его творчеству
  • Список литературы

1. Толстой Л.Н. «Общий взгляд на возникновение наших народных школ»

Толстой невысоко ценил педагогический опыт человечества, а между тем вся его деятельность прошла под влиянием этого опыта. Не говоря уже о том, что самое зерно его педагогических взглядов есть протест против одной стороны педагогического опыта - принудительности образования, а вся его теория есть как бы видоизменение теории Руссо, в практике своей деятельности Толстой находился постоянно под влиянием педагогического опыта человечества. В Яснополянской школе преподавались следующие предметы: чтение механическое и постепенное, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, рисование, черчение, пение, математика, беседы из естественных наук, Закон Божий.

Почему преподавались эти, а не другие предметы? Да потому, что эти предметы обыкновенно преподаются в школах. В своей статье «О народном образовании» Толстой утверждает, что требования русского народа относительно курса народной школы везде, во всей России, совершенно одинаковы, именно знание русской и славянской грамоты и счет, всякие же естественные истории, географии и истории (кроме священной), всякое наглядное обучение народ будто бы везде и всегда считает бесполезными пустяками. Но, конечно, Толстой не мог узнать взглядов на этот предмет народа во всей России, язык же и математика издавна признаны педагогическим опытом образованного человечества одними из лучших образовательных средств, годными для курсов всех общеобразовательных школ. И вся педагогическая система Толстого есть не что иное, как своеобразная педагогическая философия довольно умозрительного характера, потому что опыт не мог дать таких широкий положений, как следующие: закон эволюции - вздор, детская природа совершенна, а природа взрослых испорчена, воспитание вредно и лишь допустимо образование, русский народ хочет учиться только языку да счету и т. п. Толстой прав, настаивая на переоценке педагогических ценностей, на расширении опыта в педагогике, на превращении каждой школы в педагогическую лабораторию. С этой точки зрения весьма любопытны и характерны воззрения Толстого на задачи педагогического журнала, на те разделы и статьи, которые желательны в организме современной педагогики. Эти взгляды он показал, обращаясь в апрельском номере "Ясной Поляны" с просьбой о сотрудничестве к директорам гимназий, штатным смотрителям, учителям гимназий, уездных, приходских и частных училищ и церковнослужителям, учитывая в общем содержание статей которые он желал бы получать от них для своего журнала. Все таковые статьи должны иметь строго опытный и отчасти даже экспериментальный характер.

Наконец, образование и потому не совершенно свободно, что стремление осуществлять идеалы, желание обеспечить успех своих начинаний и взглядов, побуждение создать прочное положение реформе, предопределить ход будущих событий вынуждают старшее поколение направлять образование юношества по известному определенному пути, давать ему ту или иную постановку. Освободиться совсем от всех этих влияний образованию невозможно, его нельзя организовать без оглядки по сторонам, на жизнь, на историю, на стремления современников, невозможно вести образование юношества, закрыв глаза на всех и на все и ничего не видя, кроме желаний и удовольствия юношества. Сам Толстой признает, что если существует веками такое ненормальное явление, как насилие в образовании, то причины этого явления должны корениться в человеческой природе. Причины этого он находит во влиянии на постановку образования семейства, религии, государства и общества, но думает, что с признанием права свободного развития каждой личности влияние перечисленных причин устранится, что едва ли когда-нибудь может быть осуществлено. Но все же образование, повторим, относительно свободно, оно изменчивее, более подлежит влиянию разума отдельных лиц и потому допускает все же больший простор, чем воспитание.

Таким образом, вся суть взглядов Толстого на народную школу, оставляя в стороне его общие педагогические начала, о свободе и опыте как высших принципах образования сводится к тому, что при организации народного образования нужно стремится не к наилучшему, но к осуществимому, что нужно постоянно иметь в виду бытовую сторону народной жизни и к ней прилаживать школу по части помещения, времени и количеству занятий, вознаграждения учителя и т. д. Школа должна принять самые разнообразные формы применительно к местным условиям, чтобы лучше достигнуть желаемой полной гармонии между народной школой и народной жизнью, для этого вернее всего дело организации народной школы предоставить самим крестьянам, оставив за земством право выдачи денежных пособий и надзор за педагогической стороной дела. По нынешнему своему положению народ по большей части устроит себе дешевенькие школы грамотности, к распространению которых и следует стремиться, - числом поболее, ценою подешевле. Кое-где устроятся школы и получше, побогаче, но вообще дело собственно образования народа - дело будущего, настоящее же дело - распространение простой грамотности среди крестьян.

2. Ушинский К.Д. «О пользе педагогической литературы»

Педагогика - дело не только профессионалов. В этой статье Ушинский рассуждает о необходимости сделать педагогику достоянием общества. При этом утверждает, что «педагогика не может быть названа наукой «в строгом смысле слова», и что ей «нельзя выучиться, как выучиваются математике, астрономии, химии, анатомии и физиологии и проч.». В основание педагогики Ушинский кладет психологию, антропологию и логику. А педагога называет психологом.

Неубежденный учитель. Набор знаний - еще не образование: «преподавание есть только одно из средств воспитания». А вот откуда пресловутая «роль личности учителя»: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания... не перешедшая в убеждение воспитателя», не будет иметь никакой силы; и потому «главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя», и эту «воспитательную силу... нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения, но этот дух живет... в характере большинства воспитателей». Короче, если учитель рассуждает о честности, но сам - подлец, или «деньги не главное», а сам думает только о заработке - наши дети научатся или двоедушию, или переймут отрицательные качества вместо нравоучений.

Обществу неинтересны дети? А вот высказывание, актуальное и для России XXI века. Если общество слишком невнимательно по отношению к воспитанию, то оно «не имеет права требовать такой <к детям> любви, от кого бы то ни было, если оно само не показывает участия к делу воспитания». Как выход, Ушинский предлагает сделать педагогическую литературу достоянием общественности.

Родители в ответе. И все вытекающее отсюда. В частности, педагогика совершенно необходима родителям. «Отдавая детей на руки воспитателю или помещая их в учебное заведение, родители, конечно, не избавляются этим от священной обязанности наблюдать за воспитанием. Но для этого родители должны иметь здравые и ясные понятия о том, что они могут требовать, с одной стороны, от воспитателя или учебного заведения, а с другой - от своих детей». «Наблюдения над одними отметками, переходами из класса в класс и экзаменационными аттестациями весьма недостаточно»... Современных родителей часто интересуют те же совершенно поверхностные сведения «об успеваемости». Но это не повод посчитать родителей не способными к делу воспитания - Ушинский указывает, что родителям необходимо получить «ясные и здравые понятия о признаках различных наклонностей в детях, знать требования и цель различных родов воспитания и ученья, уметь выбрать и оценить воспитателя», они должны знать «что такое воспитание, его требования, его трудности». И поэтому автор и предлагает сделать педагогику открытой для родителей. Эти знания нужны им и потому, что «родители всегда являются хотя отчасти воспитателями своих детей и полагают первые семена будущих успехов или неуспехов воспитания».

Значимость общественного мнения. Педагогическая литература должна, по Ушинскому, показать школе, что общество от нее требует. Но общественное мнение, понятное дело, не всегда критерий истины. И в этом случае педагогическая литература должна таковое мнение развивать и очищать. «Ясное же и определенное представление общественного мнения о воспитании... есть именно та почва, в котором может укорениться самостоятельное развитие народного воспитания». То есть основа образовательной концепции - общественное мнение, и задача педагогики - не продиктовать свои условия, но помочь обществу прийти к правильному решению. «Действительную силу имеет только то воспитание, которое... будет основывать свои правила на общественном мнении».

Не нравиться общество - уходи. Когда таковое общественное мнение окончательно сформировано, и сообразно с этим сформирована система учебного заведения (Ушинский приводит в пример Итон, Оксфорд, Кембридж), такую систему нельзя менять под вкусы каждого отдельного родителя. Почему? «Человек уже так создан, что голос его в общественном мнении всегда служит выражением его совести, его лучших убеждений; а втайне и поодиночке он дает волю тем побуждениям своей души, дурную сторону которых он сам сознаёт очень хорошо и от которых он откажетс...

Другие файлы:

Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского
Краткий биографический очерк жизни и педагогической деятельности Василия Сухомлинского - известного украинского советского педагога. Учебные успехи В....

Становление и развитие педагогической мысли в России
Работа посвящена воспитанию и обучению детей в России. Обзор охватывает период от 19 в. до наших дней. Приведены взгляды Одоевского, Белинского, Герце...

Жизненный путь и деятельность В.С Сухомлинского
Биография, педагогическая деятельность, философско–педагогические идеи В.А. Сухомлинского и их развитие во второй половине XX столетия. Личностно-орие...

Петушок - Золотой Гребешок
В издание вошли русские народные сказки в перессказе Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, О.И. Копицы, А.Н. Толстого....

Педагогические идеи К.Д. Ушинского
Антропологическое обоснование педагогического знания. Закон детской природы. Народность в воспитании. Общественный характер образования. Оригинальност...