Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Педагогика сотрудничества: за и против

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
История появления и отличительные черты вальдорфских школ. Идея свободной школы Селестена Френе. Определение понятия, целевых ориентаций, преимуществ и недостатков педагогики сотрудничества; раскрытие ее основных принципов - свободы и сотрудничества.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Курсовая работа

Педагогика сотрудничества: за и против

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Развитие педагогики сотрудничества
    • 1.1 Идея вальдорфской школы
    • 1.2 Идея школы Френе
    • 1.3 Идея свободы и сотрудничества
  • Глава 2. Оценка методов педагогики сотрудничества
    • 2.1 Плюсы педагогики сотрудничества
    • 2.2 Недостатки педагогики сотрудничества
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Педагогика сотрудничества - направление в отечественной педагогике 2-й половины XX века, представляющее собой систему методов и приёмов воспитания и обучения на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности.

Среди авторов этой теории: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.А. Караковский, С.Н. Лысенкова, Л.А. и Б.П. Никитины, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др. Все авторы имели большой практический опыт работы в школе (свыше 25 лет) и разработали оригинальные концепции обучения и воспитания. Инициаторами объединения педагогов-новаторов стали гл. редактор "Учительской газеты" В.Ф. Матвеев и публицист С.Л. Соловейчик.

Основными положениями педагогики сотрудничества являются:

* отношение к обучению как творческому взаимодействию учителя и ученика;

* обучение без принуждения;

* идея трудной цели (перед учеником ставится как можно более сложная цель и внушается уверенность в её преодолении);

* идея крупных блоков;

* использование опор (опорные сигналы у Шаталова, схемы у Лысенковой, опорные детали у Ильина и др.),

* самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности учащихся),

* свободный выбор,

* интеллектуальный фон класса,

* коллективная творческая воспитательная деятельность,

* творческое самоуправление учащихся,

* личностный подход к воспитанию,

* сотрудничество учителей,

* сотрудничество с родителями.

Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов.

Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель, в первую очередь, должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться.

С.Л.Соловейчик писал, что сотрудничество - это совместная работа равных, о том, что сотрудника нельзя заставить отвечать или вызвать к доске. Тем более, сотрудника нельзя оценивать. Можно сделать вывод, что классно-урочная система и педагогика сотрудничества несовместимы в полной мере.

Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе.

В данной работе автор ставит перед собой целью через раскрытие положений и теорий о педагогике сотрудничества показать ее привлекательность для современного учителя, тренера, педагога.

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА

1.1 Идея вальдорфской школы

Структура вальдорфской школы

Первая вальдорфская школа была основана в Германии в 1919 году - в эпоху тяжелого экономического и социального кризиса. Ее основатель, Рудольф Штайнер, высказал мысль, что одной из причин социально-политического кризиса было то, что господствовавшая в то время во многих странах Европы система образования, ориентированная на сословное деление общества, воздвигала барьеры непонимания в сознании различных общественных групп, в то время как дети трудящихся вообще не имели возможности получать полноценное образование и вынуждены были включаться в производительный труд до достижения ими совершеннолетия. В гимназиях же дети хотя и получали "образование", но оно носило сугубо умозрительный, абстрактный, оторванный от жизни характер.

Штайнер выдвинул модель единой интегрированной общеобразовательной школы, "школы для всех людей", в основу которой должна быть положена идея общечеловеческого образования. Школа, по его мнению, прежде всего "должна ориентироваться на законы развития человека, которые у всех людей одинаковы", а не на сословное деление общества. Она должна опираться на целостную антропологию, учитывающую все стороны развития (голова, сердце и руки), специфические потребности детей в развитии в каждом возрасте. Идея общего образования, ориентированная на целостное интеллектуальное, нравственно-эмоциональное и практически-волевое развитие является ведущей идеей вальдорфской школы. Кем бы человек ни стал в смысле своего профессионального самоопределения, он прежде всего человек, и лишь во вторую очередь ученый, предприниматель, юрист или управленец.

"Если мы хотим в одном слове выразить основную идею вальдорфской школы, то можно сказать, что она стремится заменить идеал доктора на идеал человека". Среди выпускников одного класса вальдорфской школы мы можем встретить учеников с высокими достижениями в математике, иностранных языках, в истории или литературе, или же таких, которые показали прекрасные результаты в каком-либо виде искусства или же в ремесленно-практической области.

Мастерство и свобода - две стороны одной медали, которые взаимообусловлены. Свобода учителя без мастерства и умения, без педагогического понимания разрушительна. С другой стороны, без передачи значительной доли ответственности из рук управленцев в руки самих участников образовательного процесса не может быть здоровой педагогики, полноценного образования. Отсюда та роль, которую вальдорфцы придают подготовке учителя. Именно в этом - решающий фактор любой плодотворной школьной реформы. Так понятая педагогика становится искусством воспитания, основанным на понимании растущего человека, а идея классного учителя, несущего ответственность за свою работу и являющегося гарантом целостности педагогического процесса, - краеугольным камнем вальдорфской педагогики. Таким образом, целостность системы - не на принципах, а на живом человеке.

Школа, по мнению Штайнера, сориентированная на потребности и проблемы конкретных детей и идущая от ребенка, в которой ребенок будет не только учиться, но и жить полной жизнью, выпустит из своих стен здоровых, заинтересованных "полноценных людей" и тем самым выполнит свое подлинное общественное предназначение: быть мощным фактором позитивного развития общества и культуры.

Ориентация на потребности конкретных детей в их индивидуальном развитии может осуществляться только в непосредственной встрече педагогов-учителей, родителей и детей. Эта встреча носит всегда индивидуальный, неповторимый характер и связана с необходимостью принимать творческие решения. Штайнер отмечал, что деловая и практичная школьная жизнь может осуществляться только тогда, когда "опыт, полученный в конкретном преподавании, будет вливаться также и в управление".

Таким образом, принцип автономии и вытекающая из него идея самоуправления становится внутрипедагогическим, а не политическим требованием, связанным с необходимостью вводить в школу демократию в условиях переходного периода или по каким-нибудь другим внепедагогическим мотивам.

Коллегиальное самоуправление школы учителями, участие родителей в управлении и жизни школы - еще одна отличительная черта вальдорфских школ.

Ключевым системообразующим словом, относящимся к структуре управления школой вальдорфского типа, является не демократия, а именно самоуправление. Ведь далеко не все вопросы можно решать демократически. Во многих вопросах решающим является профессиональная компетенция. Не является системообразующим и принцип свободы. Ведь классный учитель работает не один. К детям приходят преподаватели музыки и искусства, рукоделия, иностранного языка и врач, который не только лечит, но и преподает. Все вместе они составляют классную коллегию. Все они видят ребенка по-разному, и на учительской конференции каждый рассказывает о нем, что с ним в данное время происходит, какие у него способности, какие трудности. Это называется феноменологическим обсуждением, из которого складывается образ ребенка. Учитель старается изменить подходы, выстроить отношения с учеником в соответствии с этим образом, полученным в результате такого обсуждения. Содержание классной конференции распространяется и на родительские вечера. Так возникает первичная ячейка - педагогическая община класса, состоящая из родителей и учителей.

Кроме классной конференции, существует конференция всех школьных учителей - органа учительского самоуправления. Конференция подразделяется на три части. Первая часть касается сугубо педагогических вопросов: вся школьная коллегия стремится углублять свои профессиональные знания, совершенствовать способности. Вторая часть конференции не касается содержания. На ней решаются организационные вопросы. И, наконец, третья часть конференции: в ней участвуют только постоянные сотрудники школы. На третьей части конференции обсуждаются и принимаются решения по поводу страт...

Другие файлы:

Педагогика сотрудничества
Технология индивидуального обучения и педагогика сотрудничества. Идея вальдорфской школы. Идея школы Френе. Идея свободы и сотрудничества. Импульс тво...

Образование и педагогика за рубежом в начале ХХ века
Педагогический традиционализм (социальная, религиозная и философская педагогика). Реформаторская педагогика. Свободное воспитание, экспериментальная п...

Педагогика сотрудничества
История развития педагогики сотрудничества - направления в отечественной педагогике, представляющего собой систему методов и приёмов воспитания и обуч...

Педагогика сотрудничества и личностно-ориентированный подход в преподавании истории
Педагогика сотрудничества и личностно-ориентированный подход в преподавании истории как средства организации продуктивного сотрудничества детей на уро...

Гуманная педагогика
Начало обновления образовательной сферы в сторону духовности, нравственности, гуманности, поиск систем по развитию личности. Авторитарная и гуманная п...