Педагог как руководитель детского коллектива
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Контрольная работа
Педагог как руководитель детского коллектива
1. Педагог как руководитель
На протяжении всей жизни человеческого общества были те, кто руководит и те, кем руководят. Современное развитие общества показывает, что успешная деятельность любого коллектива во многом зависит от умелого и грамотного руководства.
Руководство - это произвольное (целенаправленное) воздействие на руководимых людей и их общности, которое приводит к их осознанному и активному поведению и деятельности в соответствии с намерениями руководителя. Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Необходимой предпосылкой эффективного педагогического руководства развитием личности участников хореографических коллективов является умение ставить перед собой цели, умение планировать свою деятельность, делегировать полномочия, моделировать, проектировать и т.д. Также успешное руководство определяется набором личных качеств руководителя, которые впоследствии определяют действие.
Разберем главное качество, которым должен обладать руководитель:
1. Первое качество руководителя, это способность вызвать уважение своих подчиненных к себе. В этом руководителю помогают наличие хороших качеств характера. Если руководитель не способен преподать пример окружающим, то в этом случае он не способен никак помочь своим подчиненным.
2. Твердость характера - это невозмутимость, очень часто путают с жестокостью. Твердость характера основывается на знаниях законов нравственности. Знание же государственных законов дает возможность управлять людьми, но не располагать их к себе.
3. Правдивость. Обладая этим качеством, руководитель сможет понимать мысли, правильно определять характер ученика, также дает такое качество как предвидение - предвидение несчастных случаев и возможность прогнозировать развитие ученика. Данное качество самое важное для педагогов.
4. Позитивный взгляд - это совершенно не означает, что мы закрываем глаза на проблемы и заявляем, что все хорошо. Это прежде всего поиск положительных качеств в сотрудниках и учениках.
5. Внимательность обеспечивает руководителю «здоровые» отношения в коллективе. Руководитель должен уметь и дать наставления, и посоветовать и поощрить. На этом поприще существует спорная ситуация, иногда рабочие отношения между руководителем и его подчиненными переходят в дружеские. Правильно это или нет? Скорее всего, нет. Делая подчиненного своим другом, руководитель лишает себя возможности наказывать его, так как друзей нельзя наказывать. Очень важно в строительстве отношений с подчиненными смотреть им в глаза, но не для того, чтобы понять, как с ними строить отношения, а для того, чтобы понять, как подчиненные хотят строить отношения с руководителем. Если руководитель видит намерения подчиненного строить дружеские отношения, то он должен относиться по-доброму, но игнорировать дружеский стиль.
Обладание перечисленными качествами дает возможность руководителю создать благоприятный психологический климат в коллективе.
Как это было отмечено ранее, успешность руководства определяется действием: умением ставить цели, умением планировать, умением делегировать свои полномочия и т.д. Остановимся на наиболее важных.
1. Постановка цели.
Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим ученикам и сотрудникам - это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя хореографического коллектива.
Что такое цель? Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы.
При постановке задач необходимо учитывать профессиональные возможности и личные качества своих учеников и сотрудников. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка и сохраняться достаточно интенсивный ритм работы.
Первый вариант установки планки целей подразумевает поэтапное повышение результатов работы. Сначала руководитель незначительно повышает планку, чтобы понять, насколько ученики и сотрудники подготовлены к выполнению более высоких требований, а затем, судя по результату, повышает планку ещё и ещё. Такой подход эффективно использовать по отношению к ученикам, которые только что пришли в коллектив, и ещё сложно понять, на что действительно они способны. Также постепенно повышать планку целесообразно, если ученик хотя и давно занимается в коллективе, но не уверен в себе, поэтому не проявляет инициативы и самостоятельности. Постепенно ставя более высокие цели, ему дается возможность убедиться в том, что он все делает правильно.
Второй вариант - постановка цели, при которой нужно увеличить результативность деятельности, наполовину приблизившись к пределу возможностей. Такая задача подойдет тем членам коллектива, которые долгое время занимаются в коллективе, успешно справляются со своими задачами, однако не ищут новизны и не стремятся выделиться. Прямая установка на повышение продуктивности труда хотя и может вызвать некоторое сопротивление со стороны учеников, но вполне выполнима.
При третьем варианте установки целей ставится задача значительно повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Опытные и инициативные ученики, которые стремятся к лидерству в коллективе, уже в силу желания добиться большего готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать более высоких результатов.
И, наконец, четвертый вариант - постановка цели выше предела возможностей. Как уже можно сделать вывод, такая цель подойдет наиболее амбициозным и много добившимся членам коллектива. Эти ученики имеют высокие результаты работы, но для того, чтобы оставаться первыми, им также необходимо повышать планку, ставить более трудные задачи по отношению к тем, что они уже решили.
Соответственно, учитывая опыт и индивидуальные особенности личности учеников, можно ставить им такие цели, чтобы при довольно напряженном ритме работы они могли достигать поставленных перед ними целей.
Таким образом, умение ставить четкие, практические цели и задачи своим ученикам и сотрудникам - это одна из основных базовых компетенций эффективного руководства.
педагог руководитель коллектив детский
2. Планирование
Планирование - это проектирование желаемого будущего и эффективные пути его достижения. Это орудие мудрых людей. Планирование - это процесс принятия решений.
Элементы планирования:
· Результаты - определение целей и задач;
· Средства - выбор политики (определенного правила, способа действия), программ, процедур, служащих в достижении целей и выполнении задач;
· Ресурсы - люди, время, материалы и их количество;
· Внедрение - построение процедур принятия решений и способа их организации для выполнения плана;
· Контроль - разработка методики предсказаний и обнаружения ошибок и его срывов, а также их предотвращения или исправления на непрерывной основе.
Критерии хорошего плана:
· План должен соответствовать потребностям коллектива и требованиям среды;
· Он должен быть реальным и достижимым при имеющихся технических, финансовых, управленческих и человеческих ресурсах;
· Предполагаемые результаты должны быть в нем четко определены;
· Этапы и промежуточные фазы должны формировать результаты, которые можно оценить количественно и качественно;
· План должен определять четкие сроки для каждой фазы;
· За каждый результат должен отвечать определенный человек;
· Хороший план должен предусматривать все возможные изменения среды.
Следует знать, что чем смелее план, тем выше результат, чем выше результат, тем успешнее коллектив.
3. Делегирование полномочий
Делегирование полномочий - условия рациональной организации управления. Делегирование - это передача определенных функций, полномочий от вышестоящего руководства к нижестоящему.
Делегирование полномочий часто натыкается на психологические преграды. Для эффективного делегирования нужны стимулы. Важное значение имеет понятное изложение подчиненным обязанностей, задач, пределов полномочий. Если какие-то задачи не делегированы, то руководитель должен выполнять их сам.
Благодаря делегированию своих обязанностей руководитель, во-первых, формирует для себя и коллектива благоприятную атмосферу для творчества. В этой обстановке руководитель может позволить себе сосредоточиться на основных своих функциях - постановка танцев, поиск сюжета для танцевальных композиций, подбор музыкального материала. И, во-вторых, координированная работа «команды» обеспечивает наиболее успешную деятельность коллектива. Но при всем при этом руководитель остается беспрекословным лидером, который является генератором идей, вдохновителем коллектива и определяет направление его развития.<...
Формирование детского коллектива
Теоретические основы формирования коллектива младших школьников. Изучение опыта работы учителя начальной школы по использованию методов формирования д...
Развитие детского коллектива, участие педагога в этом
Профессиональные позиции педагога, их значение. Особенности развития детского коллектива. Роль и место педагога в этом процессе. Экспериментальное исс...
Влияние игры на сплоченность коллектива младших школьников
Сплоченность детского коллектива как педагогическая проблема. Процесс организации игры в начальной школе. Формирование сплоченности детского коллектив...
Коллектив как ведущий фактор становления личности
Характеристика школьного коллектива. Роль педагога и пути формирования ученического коллектива. А. Макаренко и В. Сухомлинский о влиянии детского колл...
Становление коллектива в педагогическом процессе
Понятие коллектива, его признаки и функции. Становление и развитие педагогической концепции детского коллектива. Педагогическая технология организации...