Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Методы работы с детьми в детском садике. Приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Укрепление физического и психического здоровья детей.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.1 Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

1.2 Задачи и содержание формирования культурно - гигиенических навыков у младших дошкольников

1.3 Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Глава 2. Практика диагностики и формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.1 Изучение уровня развития культурно-гигиенических навыков у воспитанников младшей группы ДОУ

2.2 Методические рекомендации для воспитателей по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

2.3 Результаты апробирования методических рекомендаций по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Заключение

Литература

Приложения

Введение

Необходимым условием экономического и социального развития страны является высокий уровень здоровья нации. Основным принципом государственной политики Российской Федерации в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека [12]. Состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка - одна из важнейших предпосылок его успешного воспитания, обучения и адаптации в условиях современного общества.

В целях модернизации системы дошкольного образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», разработаны ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Забота об охране здоровья детей - один из важнейших мотивов реформирования системы образования. Актуальность проблемы исходит из социального заказа общества на физически развитого, владеющего основными культурно-гигиеническими навыками выпускника дошкольного образовательного учреждения.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения впервые выделяют образовательную область «Здоровье». Содержание данной области направлено на достижение целей охраны здоровья через решение следующих задач:

• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

• воспитание культурно-гигиенических навыков;

• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет, согласно возрасту, гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

В сложившейся ситуации воспитание детей в области здоровья приобретает значение важной педагогической, социальной и медицинской проблемы. Начальным этапом в претворении в жизнь педагогического комплекса мер профилактики и снижения заболеваемости ребенка является формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков. Основной целью такого воспитания должно являться формирование не только культурно-гигиенических навыков, но и формирование ценностных ориентаций, обеспечивающих сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих.

Проблема гигиенического воспитания дошкольников с позиций ценностного подхода затрагивается в работах Т.А.Берсеневой, В.Г.Воронцовой, В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой[3, 8, 40].

Формирование универсальных учебных действий позитивного гигиенического поведения, а также ценностных ориентаций в отношении здоровья может осуществляться только в деятельности. Подход к процессу рассматривали П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина[24, 30].

При осуществлении педагогического воздействия на ребенка, педагогу следует учитывать личностные особенности субъектов образовательного процесса, способствовать их проявлению и развитию. В педагогике проблему личностно-ориентированного подхода исследовали Ю.К. Бабанский, Я. Корчак, Л.Г.Татарникова[1, 20, 40].

Для достижения положительного результата в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста большую помощь оказывает совместная, согласованная работа детского сада и семьи, которая позволяет в семейных условиях продолжить обучение и закрепить полученные в детском саду знания, умения и навыки позитивного гигиенического поведения.

Сегодня дошкольное образование рассматривается как необходимая предпосылка общедоступности качественного общего образования. Одна из приоритетных задач развития дошкольного образования в РФ - достижение оптимального уровня развития каждого ребенка дошкольного возраста.

К.Д.Ушинский подчеркнул, что если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна и знать его также во всех отношениях. При выявлении возрастных особенностей детей и фиксации определенного периода детства учитываются не только анатомические показатели, но и особенности физических процессов, качественные изменения роста, развитие психики, эмоционально-волевой и практической сфер зрелости. Общество нуждается в формировании личности, осознающей ценность здоровья. Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Современное дошкольное образование отличает вариативность программ и методов воспитания. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка являются основой укрепления, а также охраной его здоровья. Оно включает такие категории, как гигиенические навыки, культурное поведение и самообслуживание. Культурно-гигиенические навыки формируются в дошкольном возрасте. Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Это, безусловно, зависит от ряда факторов: условий, начала работы по формированию культурно-гигиенических навыков, эмоционального отношения ребенка к выполнению действий, систематичности упражнений и т.п.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в охране здоровья, способствует правильному поведению ребенка в быту и общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а культурно-гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Младший дошкольный возраст - от двух до четырех - важный период в развитии детей. По периодизации детства - это собственно младенчество и раннее детство. Это один из наиболее плодотворных и интенсивных периодов накопления ребенком социального опыта, становления физических функций, психических свойств и процессов. На данном возрастном этапе у младших дошкольников активно формируются первые навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте лягут в основу их дальнейшего развития. Вот почему одной из основных задач воспитания детей младшего дошкольного возраста является формирование навыков бытовой деятельности, позволяющих им успешно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения. Детей следует научить делать самим то, что им по силам, соответствует их жизненному опыту. Став самостоятельным, ребенок уже сможет сам себя обслуживать: умываться, одеваться, раздеваться, есть, аккуратно складывать одежду, причесываться, а также поддерживать порядок: убирать игрушки, книги, одежду, не прибегая к помощи взрослого.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

В каждый период возрастного становления ребенку важно достигнуть необходимый для этого периода полноты развития, психофизиологической зрелости, которая не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями. Наиболее важным и значительным для развития потребностей является данный возраст. Главным объектом педагогического внимания здесь является область образования привычек, эмоционального реагирования.

В 70-80-х гг. XX столетия проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста занимались современные авторы Ю.А.Афонькина, Л...

Другие файлы:

Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего школьного возраста
Теоретические основы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Гигиеническое воспитание детей. Опытно-экспер...

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Определение сущности культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста и исследование процесса их формирования. Воспитание у ребенка привыч...

Формирование культурно–гигиенических навыков у дошкольников
Зарубежные и отечественные педагоги о необходимости формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Роль игрового метода в...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста
Определение понятия "культурно-гигиенические навыки". Виды культурно-гигиенических навыков и методики их формирования. Гигиеническое воспитание в дошк...

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста