Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Характеристика физиологических закономерностей обучения двигательным действиям школьников. Особенности мыслительной деятельности и проявления памяти школьников. Факторы, которые способствуют повышению активности школьников на уроках физической культуры.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

1

РЕФЕРАТ

Данная курсовая работа состоит из 31 страниц и 10 литературных источников.

Ключевые слова: двигательная деятельность, гимнастика, физические качества, физическое воспитание, двигательный навык, учебная деятельность, обучение, физическая культура, физические упражнения.

Цель работы. Выявить особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Задачи:

1. Раскрыть физиологические закономерности обучения двигательным действиям школьников;

2. Выявить особенности обучения двигательным действиям школьников;

3. Определить роль физических упражнений в двигательной деятельности школьников.

Объект исследования: учебно-двигательная деятельность учащихся на уроках физической культуры.

Метод исследования: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы.

Практическая значимость: результаты работы могут использовать студенты факультетов физической культуры, учителя физической культуры, преподаватели высших и средних учебных заведений, тренера, инструкторы по физическому воспитанию.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ ШКОЛЬНИКОВ

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ И СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ЕГО УСТОЙЧИВОСТИ

2.2 ВОСПРИЯТИЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.3 ОСОБЕННОСТИ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.4 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАМЯТИ

2.5 ИНТЕРЕС К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ФАКТОР, ПОВЫШАЮЩИЙ АКТИВНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

2.6 ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.7 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

3. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ШКОЛЬНИКОВ

3.1 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

3.2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

4. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Учебно-двигательная деятельность является основным видом деятельности школьников на уроках физической культуры и имеет актуальную значимость в процессе физического воспитания. Учебная и двигательная деятельность учащихся на уроке физической культуры неразрывно связаны друг с другом. Учебная деятельность школьников связана с изучением физических упражнений, а в процессе выполнения физических упражнений учащиеся выполняют двигательную деятельности.

Учебная деятельность школьника на уроке физической культуры складывается из овладения системой действий. На сколько гармонично происходит взаимосвязь учебной и двигательной деятельности на уроке физической культуры, настолько эффективным будет процесс физического воспитания.

Цель работы. Выявить особенности учебно-двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры.

Физические упражнения оказывают огромное влияние на двигательную деятельность школьников. Согласно комплексной программе по физическому воспитанию школьники должны овладеть основами рационального выполнения техники основных поз, положений, элементарных движений, и целостных двигательных действий, наиболее значимых в повседневной практике, трудовой и бытовой деятельности.

Активная двигательная деятельность учеников как необходимое условие овладения учебным материалом. Изучение ребенком физических упражнений является его учебно-трудовой деятельностью, которая требует расходования имеющихся у него физических и психических сил. Следовательно, чтобы понять нескорые закономерности учебной деятельности ученика, необходимо учитывать психофизиологические закономерности работоспособности человека.

1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование произвольных движений у школьников происходит при активном участии сознания. Эффективность обучения зависит от понимания значения разучиваемых упражнений, от интереса учащихся, от соответствия методов обучения возрастным особенностям детей.

Двигательная деятельность человека тесно связана с функцией второй сигнальной системы. Поэтому в процессе обучения двигательным действиям следует использовать как практическое воспроизведение движения, так и его демонстрацию в словесные образы. Однако решающее значение в усвоении произвольных движений имеет двигательный опыт [2].

Неоднократное выполнение движения является главным условием формирования его специфических образов в нервных структурах полушарий большого мозга и подкорковых центрах. Источником формирования этих специфических образов являются проприоцептивные ощущения, возникающие в двигательном аппарате при выполнении произвольных движений.

Произвольные движения человека нельзя отождествлять с условными рефлексами животных. Условные двигательные рефлексы у животных, как правило, воспроизводят безусловные рефлексы или его видоизмененную форму. Целесообразные двигательные действия человека являются отнюдь не воспроизведенными врожденными рефлексами, а сложной формой единства безусловных двигательных рефлексов и новых форм движений, приобретаемых в процессе индивидуального развития. Произвольный характер двигательной деятельности человека связан с высшими психическими функциями - мышлением и сознанием.

Весьма существенными являются различия в биологической значимости и силе одних и тех же условных раздражителей для людей и животных. Сигналом для выработки условного рефлекса, как у животных, так и у человека в принципе может служить любой агент внешней среды. Но для человек наибольшую силу приобретают словесные сигналы, несущие высокую смысловую нагрузку [8].

Обучение новым движениям предполагает определенный уровень морфофункциональной зрелости опорно-двигательного аппарата и развития физических качеств. Это - структурная и функциональная основа обучения. Она может отвечать, соответствовать (быть адекватной) новому движению или быть несовершенной. Во втором случае процесс обучения затягивается. Поэтому создание прочного морфофункционального фундамента следует рассматривать как наиболее рациональный путь обучения новым действиям, в котором правило «от легкого к трудному» зачастую утрачивает смысл. Но во всех случаях сохраняет свою значимость правило достижения конечной цели наиболее рациональным, экономичным для целостного организма путем.

При обучении сложным движениям допускается расчленение их на логически завершенные элементы. Однако даже для детей целостный метод обучения, при котором сохраняется внутреннее единство всех элементов сложного движения, является предпочтительным. На первых порах оно может выполняться в облегченных условиях. Этот путь является также предпочтительным при освоении упражнений, требующих максимального проявления физических качеств. Дополнительные приемы и условия не должны использоваться при начальном обучении сложным упражнениям до появления двигательных автоматизмов [10].

Успешность овладения новыми движениями предопределяется и созданием оптимального фона для двигательной деятельности детей. Применение различных методов активизации внимания, психологическая настройка на предстоящую деятельность во вводной части урока способствует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы. Разучивание сложных движений в состоянии утомления малоэффективно.

Прочность выработанного двигательного навыка в значительной мере зависит от числа повторений разучиваемых движений. Неоднократное повторение их при постоянной оценке преподавателем правильности выполнения является одним из условий успешного овладения ими. Сила индифферентного раздражителя, то есть самого разучиваемого движения, должна иметь оптимальную величину. Очень сложные упражнения чрезмерные по силе раздражители, не соответствующие возрастным особенностям развития двигательной функции школьника, не будут освоены. Наоборот, слабые по силе, простые движения не представляют для ребенка интереса, не побуждают к повторному их выполнению [1].

В отличие от индифферентного подкрепляющий произвольное движение агент должен иметь максимальною силу. Оценка действий ученика, комментирование их, исправления ошибок, постоянное внимание способствует повышению эффективности обучения новым движениям.

Обучение физическим упражнениям, близким к естественным движениям (например, бегу), облегчается тем, что в них преобладают врожденные элементы движений (врожденные физиологические механизмы). Однако при ошибках в обучении возникает реальная опасность разрушений естественных основ регуляции движения. К этому может привести и введение всякого рода искусственных, несоответствующих нормальному физиологическому управлению движениями приемов и способов обучения.

Сложные движения требуют тщательной предварительной методики разработки обучения. Она строится на знании общей закономерности становления и развития движений и регуляции двигательной функции у детей. Сознательный, волевой контроль за выполнением сложных...

Другие файлы:

Активизация познавательной и двигательной деятельности учащихся на уроках физической культуры
Интерес к физической культуре как фактор повышения активности учащихся на уроке. Удовлетворенность школьников занятиями. Биологические факторы в позна...

Познавательная активность на уроке физической культуры
Характеристика принципов, используемых в педагогической деятельности на уроках физической культуры. Изучение сущности и способов формирования интереса...

Музыка как средство активизации учебной деятельности детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры
Специфические особенности деятельности младших школьников на уроках физической культуры. Проведение отбора музыкальных произведений для разных этапов...

Основы проведения уроков по физической культуре
Раскрытие сущности понятия "современный урок физической культуры" посредством изучения структуры и содержания современного урока, а также его проведен...

160 игр для детей младшего школьного возраста на уроках гимнастики
В учебно-методическом пособии рассматриваются особенности организации и методики проведения подвижных игр и игровых заданий с детьми младшего школьног...