Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Особенности социально-педагогической работы по предупреждению насилия в семье

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Семья как объект социальной работы. Социально-психологические особенности неблагополучных семей. Анализ нормативно-правовой базы Республики Беларусь по профилактике насилия в семье над детьми. Социальная работа с семьей. Основные формы насилия в семье.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

1.1 Семья как объект социальной работы

1.2 Социально-психологические особенности неблагополучных семей

1.3 Анализ нормативно-правовой базы Республики Беларусь по профилактике насилия в семье над детьми

ГЛАВА 2 ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ В СЕМЬЕ НАД ДЕТЬМИ

2.1 Эмпирическое исследование проблемы насилия в семье над детьми

2.2 Опыт по профилактике насилия в семье над детьми в средней школе

2.3 Программа профилактики насилия над детьми в семье

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В последние годы проблема насилия над детьми становится для современных обществ все более актуальной. Угрозы, преследующие детей самого разного возраста, приобретают острый и масштабный характер.

В большей степени распространению насилия над детьми способствует то, что общество в целом не готово открыто обсуждать эту проблему, а профессиональное сообщество в недостаточной степени располагает современными технологиями предупреждения насилия и оказания помощи пострадавшим детям.

Проблема насилия в отношении детей является актуальной для Беларуси. Только в 2009 году в результате преступлений погибло 82 несовершеннолетних, в т.ч. 54 - в возрасте до 14 лет, из них 9 - новорожденных, ранено 103 ребенка (48 из них в возрасте до 14 лет) [13].

Тревогу вызывает распространение сексуального насилия в отношении несовершеннолетних (270 преступлений полового характера в отношении несовершеннолетних в 2009 году по сравнению с 248 преступлениями в 2008 г.), высокая латентность которого объясняется стремлением жертвы скрыть произошедшее из-за стыда и страха перед взрослыми и сверстниками [13].

Имеющиеся на сегодняшний день исследования проблемы насилия в отношении детей, а также пренебрежения правами и нуждами детей являются монодисциплинарными и не дают полного представления о типах, видах и уровне распространения недостойного обращения с детьми в Республике Беларусь.

Представленные стратегия и модели противодействия насилию над несовершеннолетними включают в себя профилактику преступлений, усиление уголовной ответственности за преступления против несовершеннолетних, обеспечение контроля за лицами, совершившими такие преступления и освобожденными из мест лишения свободы, а также создание комплекса компенсационно-реабилитационных мер для жертв преступлений. Реализация стратегии и внедрение моделей требуют изменения и развития законодательной и нормативной базы, а также правоприменительной практики, совершенствование системы социальной профилактики на базе СШ №19.

Цель курсовой работы: охарактеризовать проблему насилия в семье над детьми и разработать программу социально-педагогической работы по профилактике насилия над детьми в семье.

Задачи

1. Рассмотреть семью как объект социальной работы.

2. Изучить опыт по профилактике насилия в семье над детьми на примере СШ №19 г. Минска.

3. Разработать программу профилактики насилия над детьми в семье.

Объект: насилие над детьми в семье как проблема социальной работы.

Предмет: профилактика насилия в семье над детьми.

Гипотеза исследования: профилактика насилия над детьми в семье должна носить комплексный характер и включать профилактико-просветительскую деятельность, охранно-защитную деятельность, диагностико-аналитическую деятельность и коррекционно-реабилитационную деятельность.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ и обобщение специальной литературы по теме исследования.

2 Анкетирование

3 Практическая работа по разработке программы профилактики насилия над детьми в семье

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАСИЛИЯ НАД ДЕТЬМИ В СЕМЬЕ

1.1 Семья как объект социальной работы

Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление - первый вид общения людей. В то же время как социальная система семья имеет черты социального института и одновременно малой социальной группы.

Семья рассматривается как «основанная на браке или кровном родстве исторически изменяющаяся малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью» [23, с. 389].

Семья - это социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания [5].

Осуществляя социальную функцию, семья формирует личность в зависимости от ее культурного социального и духовного уровня [7, с. 270].

Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие ее в прошлом. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. Л.А. Андрикевич обобщенно выделяет следующие функции семьи [3, c.42]

1. Репродуктивная функция.

В любой семье важнейшей является проблема деторождения. В нынешних условиях она сопряжена с часто неразрешимым противоречием. С одной стороны, дети - это фактор стабилизации семьи, а с другой - это неотвратимая масса проблем: от неприемлемых условий для жизнеобеспечения детей до складывающихся со временем деформированных взаимоотношений между супругами.

2. Образовательно-воспитательная функция (социализация). Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.

3. Сексуально-эротическая функция.

4. Функция духовного общения. Она связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

5. Эмоциональная функция. Она связана с заботой о каждом члене семьи, с психологической поддержкой.

6. Хозяйственно-экономическая функция. Она связана с питанием семьи, приобретением и содержанием домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройством жилища, созданием домашнего уюта, организацией жизни и быта семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета.

7. Функция первичного контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи.

Кроме традиционных функций можно выделить другие, возникшие в современной семье. Традиционные функции стали резко ослабляться, но возникла новая, ранее неизвестная - психотерапевтическая функция. Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, т.е. в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.

Психотерапевтическая функция семьи позволяет ее членам удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В целостной системе общества семья является важнейшим ее элементом, и от того, насколько адекватно требованиям общества выполняют свои функции супруги и родители, зависят многие социально-значимые явления.

Главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования [5, 7].

Также кроме вышеназванных выделяют функции духовного общения, досуговую, и социально-статусную [7, c. 274].

Черты семьи как социального института заключены в социальных нормах, санкциях и образцах поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками. Как малую группу, основанную на браке или кровном родстве, ее характеризуют общность быта всех членов семьи, взаимная моральная ответственность и взаимопомощь.

Семья является той формой общности людей, в которой - соединенные браком мужчина и женщина, их дети и родственники связаны кровнородственной связью. Являясь социальным образованием, семья имеет определенные социальные функции, которые являются отражением как общественных потребностей в ее жизнедеятельности, так и индивидуальных потребностей членов семейной группы.

Главной функцией семьи называется функция первичной (или базисной) социализации ребенка, его формирования.

Под структурой семьи понимают систему отношений родства, а также совокупность духовных, нравственных, психологических отношений, внутрисемейной установки и отношения власти и авторитета.

В струк...

Другие файлы:

Социально-экономические причины насилия
Определения насилия. Корни насилия. Причины насилия. Социально-психологические, социокультурные факторы домашнего насилия. Гендерные различия. Типы на...

Методика работы социального педагога по предупреждению насилия в семье

Роль менеджмента в социально-педагогической работе
Теоретические концепции социально-педагогического менеджмента. Особенности организации работы социально-педагогической работы в школе и система деятел...

Основные проблемы профилактики насилия в семье
Роль оказания помощи жертвам насилия. Социальная проблематизация насилия в семье. Насилие над детьми, его формы. Разработка рекомендаций по организаци...

Насилие в молодой семье: социологический анализ (региональный аспект)
Определение теоретико-методологической основы социологического исследования насилия в семье. Изучение форм проявления насилия в семье. Анализ степени...