Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Особенности развития одаренности в детском возрасте

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Понятие творчества и одаренности в трудах разных отечественных и зарубежных авторов. Анализ особенностей и отличительных черт развития одаренных детей, их взаимоотношения. Проблемы, связанные с педагогической работой с данной группой детей в школе.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Введение

В общем, плане творчество рассматривается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей, порождающая нечто новое, ранее не бывшее. Взгляд на эту проблему с точки зрения возрастной психологии обнаруживает необходимость уточнения такого толкования. Прежде всего это касается результативности как главной характеристики творчества. С этой точки зрения детская игра, к примеру, не создает ценностей в общеупотребительном смысле слова. И всё же мы говорим о творческой игре, о способности детей уникальным образом смотреть на окружающий мир, преобразовывать его в своих фантазиях. Прав Л.С. Выготский, который писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других или для себя [4; 189].

По-видимому, применительно к ранним ступеням развития детей нужно делать акцент на субъективной стороне творческого процесса, на том, что ребенок открывает и преобразует в самом себе, в своем видении мира независимо от степени осознанности и внешней результативности этого процесса, на том, что делает его «существом, обращенным к будущему, созидающим и видоизменяющим свое настоящее».

Вышесказанным обосновывается актуальность темы, и в связи с этим встает задача поиска критериев, по которым можно судить о наличии у ребенка творческого отношения к окружающему миру.

Цель исследования: рассмотреть проблемы детского творчества и одаренности.

Объект - способность к творчеству.

Предмет - проблемы развития детского творчества.

В исследовании выдвигается гипотеза: одаренные дети с не выявленным в дошкольном возрасте потенциалом отличаются низкими показателями самооценки, чувством неполноценности.

Задачи исследования:

1. Дать понятие творчества и одаренности разных авторов;

2. Проанализировать особенности развития одаренных детей;

3. Показать особенности взаимоотношений одаренных детей

Методологической основой исследования является идея одаренности как целостного, многогранного и развивающего качества личности, которой придерживались многие авторы (А.М. Матюшкина, В.А. Моляко, Е.И. Щелбанова и др.).

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Эксперимент

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

1. Теоретические аспекты проблемы детской одаренности

1.1 Понятие одаренности в работах отечественных и зарубежных авторов

Исследования одаренности и творчества в детском возрасте занимают особое место в современной психологии. Существуют различные подходы и концепции. Это многообразие концепций отражает сущность природы одаренности, невозможность выработки общих эталонов развития для всех ее проявлений.

Одну из концепций предложил Н.С. Лейтес [11], [12].

Н.С. Лейтес в многосторонних исследованиях обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сензитивные периоды психического развития. Он убедительно показал, в частности, что сензитивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания [11; 174]. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Дети, по Н.С. Лейтесу, в общем одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Автор показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сензитивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности [11; 112]. Эта проблема чрезвычайно важна для решения вопросов эффективного психического развития человека в онтогенезе. Для этого нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие подлинный индивидуальный подход к школьникам. Н.С. Лейтес одним из первых, вслед за своим учителем Б.М. Тепловым, начал исследование индивидуальности человека.

Н.С. Лейтесу удалось творчески продолжить и применить к детям теорию Б.М. Теплова о том, что талант определяется не столько умственным развитием человека, сколько индивидуальным своеобразием, совокупностью входящих в него факторов. С положением о том, что одаренность характеризуется прежде всего своим индивидуальным своеобразием, невозможно не согласиться: талантливые люди в науке, в технике, в искусстве не повторяют друг друга, у каждого свои творческие особенности. [12; 67].

М.А. Холодная относит одаренность к проявлениям интеллекта. По ее мнению интеллектуальная одаренность, обнаруживает себя в экстраординарных интеллектуальных достижениях, в качестве их психического носителя, с ее точки зрения, выступает индивидуальный познавательный опыт субъекта, а точнее - особенности его состава и строения [39; 72].

Предположение о том, что в основе экстраординарных интеллектуальных достижений лежат специфические формы организации познавательного (шире - ментального) опыта человека, в том или ином виде можно найти сейчас в работах разных авторов. Так, А. Де Гроот пришел к заключению, что любой творческий продукт - это вовсе не результат интуитивного озарения, врожденной гениальности и т.п., но, напротив, всегда следствие специфического саморазвития личности, связанного с длительным накоплением и дифференциацией полезного для данной области деятельности опыта [7]. Аналогично Дж. Уолтерс и X. Гарднер описывает явление кристаллизации опыта, возникающее в условиях избирательного взаимодействия субъекта с определенными аспектами своего окружения и проявляющееся в изменениях его представлений о соответствующей предметной области и самом себе. Происходящая радикальная перестройка индивидуального познавательного опыта и является толчком к появлению тех или иных творческих продуктов [12]. В свою очередь, X. Грабер утверждает, что человеческая экстраординарность (в виде реальных творческих достижений) является следствием длительно и многократно повторяющихся встреч человека с соответствующей проблемной областью. Причем, по его мнению, дело здесь даже не столько в изменениях когнитивной сферы, сколько в образовании новых форм социальных связей с другими людьми, а также новых форм осознания самого себя. В этот инкубационный период по мере увеличения погруженности в требования задачи происходит своего рода самомобилизация себя, своих психологических ресурсов, что в итоге и обеспечивает возможность экстраординарных творческих решений [9].

Психологическая модель интеллектуальной одаренности

Ниже приводится психологическая модель интеллектуальной одаренности, предложенная М.А. Холодной, описывающая когнитивное устройство этого психического явления.

Предложенная М, А. Холодной психологическая модель интеллектуальной одаренности позволяет различать раннюю одаренность, являющуюся, по справедливой оценке Н.С. Лейтеса, следствием особенностей возрастного созревания (феномен вундеркиндов), и собственно интеллектуальную одаренность, связанную с экстраординарной интеллектуальной успешностью в реальной деятельности человека (феномен талантливости) [39; 101].

Взгляды на природу детского творчества столь многочисленны, что рассмотреть их все в рамках курсовой работы не представляется возможным. Исследования Н.С. Лейтса, М.А. Холодной являются лишь небольшой частью из всех концепций творческой одаренности.

Однако в рамках нашего исследование необходимо рассмотреть понятие «творческость» или креативность», которому уделяется большое внимание во многих концепциях одаренности.

Взгляды на природу креативности изменялись: если вначале она понималась как регрессивный мыслительный процесс, то впоследствии ее стали рассматривать как высший мыслительный процесс. Так, в качестве основы творческости бралась «регрессия, обслуживающая Эго» (Э. Крис, 1960) и предсознательные процессы (Л. Куби, 1958). Впоследствии С. Ариети (1964) предпринял попытку изучения творческости как своеобразного синтеза бессознательных процессов и логического мышления, присвоив этому синтезу наименование «третичных процессов». И наконец, креативность стала рассматриваться как высшая форма мышления, превосходящая обычные мыслительные акты. Таковы представления о «сверхрациональности» творчества (Р. Мэй, 1958), а также о творческости как о двуедином «янусовом мышлении» и «гомопространственном мышлении» (А. Ротенберг, 1965) [24].

При всех различиях указанные подходы рассматривают творческость как аспект интеллекта; поэтому решающим моментом, определяющей характеристикой творческости является наличие продукта, или решение задачи.

В качестве отдельного направления исследований одаренности может быть выделен личностный подход.

В рамках этого подхода исследуются характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные качества личности одаренных людей, в результате чего создается их обобщенный личностный портрет.

...
Другие файлы:

Особенности учебно-воспитательной работы с одаренными детьми дошкольного возраста
Теоретические основы детской одаренности. Психолого-педагогические основы развития одаренности в дошкольном возрасте. Особенности развития одаренных д...

Одаренные дети: особенности их развития и воспитания
Понятие и характеристика одаренности, история ее изучения и специфика проявления в детском возрасте. Особенности психосоциального и физического развит...

Развитие одаренности у детей младшего школьного возраста
Психологические особенности развития личности младшего школьника. Принципы и методы выявления одаренности у детей в школьном возрасте. Организация лич...

Ампутации конечностей в детском возрасте
Критерии ампутации, виды, особенности. Морфофункциональные особенности формирования культи в детском возрасте. Общее понятие об остеофитах. Развитие п...

Педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессе школы
Понятие интеллекта, интеллектуальной одаренности, диагностика уровня ее развития в средней школе. Виды одаренности и их признаки. Условия развития ода...