Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Особенности профессиональной деятельности лингвиста в условиях информатизации общества

Тип: статья
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Виды информационных технологий, используемых в профессиональной деятельности гуманитария-лингвиста. Популярные образовательные порталы и информационные ресурсы. Платформы для реализации дистанционного обучения. Примеры учебных заданий для студентов.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Особенности профессиональной деятельности лингвиста в условиях информатизации общества

О.Г. Хохловская

Третье тысячелетие надвигается на человечество как клубок кризисов. Человеку бросают вызов и экологический кризис, и пугающие последствия генной инженерии, а также неконтролируемость и непредсказуемость процессов, связанных с техногенными факторами. Не обойдена катаклизмами и сфера духовной деятельности человека. Глобализационный процесс создает, как пишет Н. Г. Багдасарян, «сбои в трансляционных механизмах культуры», ставя «и сообщества, и каждого человека в отдельности перед необходимостью переосмысления своей культурной идентичности». Стремительное нарастание связанности мира, проявляющейся в увеличении миграционных потоков, расширении информационной сферы, не имеющей национальных или государственных границ, превращает известную поговорку «мир тесен» в объективную реальность.

Тем исключительнее становится миссия образования как важнейшего механизма культурной трансляции, тем сложнее деятельность его участников. Новый облик современного мира и новые условия деятельности предъявляют как к преподавателям, так и к студентам вузов требование переосмысления не только содержания и форм совместной образовательной деятельности, но и представления о целях и задачах профессиональной подготовки. Другими словами, задача трансляции культуры в рамках образовательных систем только тогда решаема, когда преподаватели и студенты находятся в едином, взаимонаправленном процессе переосмысления и осознания своей культурной идентичности, когда язык и формы учебной деятельности релевантны сознанию всех участников образовательного процесса. В этой ситуации от преподавателя требуется высокая культура трансляции, которая состоит не только в передаче определенного государственными требованиями объема знаний, но и в формировании у будущих выпускников гибкости, способности встраивать профессиональную деятельность в социокультурный контекст, принимать нетривиальные решения в усложняющемся и кризисном мире.

С этой точки зрения в наибольшей степени усложняется преподавательская и научная деятельность гуманитариев-лингвистов, т. к., стремясь говорить со студентами на языке современной культуры, они вынуждены решать множество разнообразных задач. Помимо активного включения в свою научную и учебную деятельность ресурсов компьютера и Интернета, они должны учитывать не только изменения, происходящие в языке как предмете изучения, связанные с появлением нового вида дискурса

- сетевого общения, но и изменения и сдвиги, происходящие в языковом сознании и психике современных студентов, вызванные воздействием информационных технологий. В связи с этим переформулируются и образовательные цели, исходя из которых, в рамках образовательной деятельности преподаватели-лингвисты должны:

- в полном объеме знать основные информационные ресурсы и рекомендовать их студентам для решения определенной учебной задачи;

- использовать и обучать студентов использованию информационных технологий в научной деятельности;

- создавать условия для освоения студентами возможностей информационных технологий в обучении и самообразовании;

- обучать студентов использованию программных продуктов, ориентированных на задачи избранной специальности;

- вырабатывать практические навыки обращения к интернет-ресурсам по вопросам гуманитарных дисциплин;

- обучать использованию полученных в области информационных технологий знаний и навыков при выполнении выпускной квалификационной работы;

- знать особенности речевой сферы сетевого общения, использовать этот речевой материал в качестве предмета анализа для формирования у студентов критически-аналитического восприятия современных им языковых явлений.

В глобальном мире формируется общество, определяемое как постиндустриальное или постэкономическое, а чаще как информационное. Это обусловлено изменением роли и места информации и для индивида, и для общества в целом: информация превращается в ресурс постоянно возрастающей ценности. Следовательно, повышается значимость навыков владения информационными технологиями в труде ученого-гуманитария и педагога.

Из чего состоит сумма технологий, которые доступны каждому конкретному филологу, историку, искусствоведу на его рабочем месте? Прежде всего разберемся с ключевыми терминами: информационные технологии, информационные ресурсы, документы.

«Информационные технологии - это приемы, способы методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки и использования данных» (ГОСТ 34.003 - 90).

«Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем)» (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» №24-ФЗ от 20.02.1995).

Документом согласно тому же закону называется любая идентифицируемая информация, зафиксированная на материальном носителе (вне зависимости от его знаковой природы). Под это определение подпадают не только письменные тексты, но и фонограммы, изображения и т. п. [9. С. 5-6].

В чем же обычно нуждается гуманитарий-лингвист?

Во-первых, в постоянно возобновляемых систематических знаниях, так как принцип «учиться всю жизнь», популярный во всем мире, - актуален и для тех, кто профессионально занимается изучением слова и текста.

Во-вторых, исследователю в работе над текстом и словом нужен надежный инструмент, освобождающий его от части рутинной работы.

В-третьих, спецификой своего предмета лингвист приучен постоянно обращаться к словарям, справочникам, энциклопедиям, ко всему, что поддерживает ищущую мысль.

Следуя этой логике, все существующие и потенциальные информационные технологии, интересующие гуманитария-лингвиста, можно разделить на три группы, которые авторы условно называют образовательными, инструментальными и поддерживающими технологиями [9. С. 6].

С точки зрения А.Т. Хроленко, А.В. Денисова, существуют следующие виды информационных технологий в труде гуманитария:

Образовательные информационные технологии (ОИТ) - это технологии, обеспечивающие гуманитарное образование, полное или частичное (дистанционное образование).

Инструментальные информационные технологии (ИИТ) - это набор компьютерных программ, используемых для решения конкретной научной проблемы, над которой работает специалист.

Поддерживающие информационные технологии (ПИТ) - это совокупность информационных ресурсов, к которым специалист постоянно обращается за поддержкой и советом: найти информацию, текст, комментарий, толкование слова, перевод и т. д.

Образовательные информационные технологии (ОИТ) в свою очередь реализуются в следующих формах:

• дистанционное образование;

• центры дистанционного обучения при вузах;

• вузы дистанционного обучения;

• центры дистанционного обучения;

• образовательные порталы;

• образовательные ресурсы.

Полномасштабное дистанционное обучение (ДО) как разновидность образовательных информационных технологий - это отдельный, широко обсуждаемый и достаточно разработанный сегодня вопрос, но предметом нашего обсуждения он не является, т. к. нашей задачей является рассмотрение факторов, влияющих на формат научной, методической и учебной деятельности отдельного преподавателя- гуманитария. А вот избирательное дистанционное обучение - это как раз то, чем занимаются сегодня большинство преподавателей. Под избирательным ДО понимаются дополнительные образовательные услуги студентам: методические материалы в электронном виде, самостоятельная работа и др. В условиях ДО общение преподавателя (тьютора) с учащимися осуществляется через электронную почту, контекстом для общения является обсуждение творческих заданий (assignments), которыми завершается практически каждый эпизод курса. Избирательное ДО распространено очень широко. Элементы его используют во многих вузах России.

Эффективное ДО основано на создании иллюзии «присутствия преподавателя» (teaching presence) с помощью целенаправленного дидактического общения. Принципы целенаправленного дидактического общения заключаются в следующем:

• личное взаимодействие учителя и ученика повышает мотивацию;

• хорошо разработанный материал для самостоятельного изучения и двустороннее общение на расстоянии усиливает мотивацию;

• информация, передаваемая и получаемая в разговорной, неофициальной форме, легко усваивается и запоминается;

• дистанционное дидактическое общение облегчает самостоятельную работу студентов и увеличивает общее количество времени учебного взаимодействия с преподавателем;

• формы ДО экономят временные затраты преподавателя при проведении контрольных мероприятий [9. С. 13-14].

Для реализации дистанционного обучения, как полномасштабного, так и избирательного, используются платформы (Soft(H)). Soft - это платформа дистанционного обучения. Различают коммерческие платформы и бесплатные. Наиболее известные и самые дорогие лидеры из к...

Другие файлы:

Развитие методов оценки недвижимости в условиях информатизации общества
Стоимость и ее виды. Оценка земельного участка. Влияние информатизации общества на процесс оценки недвижимости. Методы оценки при информатизации общес...

Комплекс требований к профессиональной подготовке лингвиста-преподавателя в контексте профилизации обученияобучения
Теоретико-практические предпосылки обновления содержания профессиональной подготовки лингвиста-преподавателя. Дидактические и психолого-педагогические...

Социокультурная компетентность как залог профессиональной деятельности
Осуществление профессиональной деятельности лингвиста-переводчика в рамках межкультурной коммуникации, ее основные виды. Социально-психологическое изу...

Проблемы повышения эффективности профессиональной деятельности
Основные психологических проблем повышения эффективности профессионализма. Эффективность деятельности как индикатор профессионализма. Механизмы профес...

Сущность и влияние информатизации на жизнь постиндустриального общества
Роль информатизации в постиндустриальном обществе, анализ реально происходящих изменений в экономике под воздействием фактора информатизации. Проблемы...