Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Особенности педагогической работы с детьми, страдающими глухонемотой

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Анатомические и физиологические особенности глухонемоты. Развитие речи, причины глухонемоты. Педагогические основы воспитания глухонемых детей в советское время и в современный период. Система дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

13

Размещено на

Особенности педагогической работы с детьми, страдающими глухонемотой

Оглавление

глухонемой ребенок воспитание педагогическое

  • Введение
  • 1. Анатомические и физиологические особенности глухонемоты
  • 1.1 Понятие термина «глухонемота». Развитие речи в онтогенезе и причины глухонемоты
  • 1.2 Причины и профилактика глухонемоты
  • 2. Педагогические основы воспитания и развития глухонемых детей
  • 2.1 Советский период
  • 2.2 Российский период
  • 2.3 Система дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Проблема развития детей, с нарушениями слуха, изучает такая наука как сурдопедагогика. Сурдопедагогика - наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями слуха. (7)

Ранняя диагностика и специальная система занятий с ребенком позволит уменьшить последствия этого недостатка у ребенка и его влияния на последующую жизнь. «Последовательность в развитии речи у глухонемого, - говорит Н.A. Pay, основательница первого детского сада для глухонемых в России, - должна быть слепком с развития речи нормального ребенка. Стадии, этапы развития речи должны быть одни и те же, что и у нормального ребенка; разница будет только в средствах, способах и времени - глухонемой ребенок в состоянии будет говорить в 3 - 4 года, что нормальный говорит уже на первом году своей жизни». (6)

Цель работы: охарактеризовать особенности педагогической работы с детьми, страдающими глухонемотой.

Задачи:

1. Дать понятие термину «глухонемые дети».

2. Отметить причины развития глухонемоты

3. Показать особенности развития направления в педагогике по работе с детьми, страдающими глухонемотой, в СССР и России.

4. Отметить особенности системы дошкольного и школьного образования в специальных учреждениях для глухонемых детей.

5. Сделать выводы

1. Анатомические и физиологические особенности глухонемоты

1.1 Понятие термина «глухонемота». Развитие речи в онтогенезе и причины глухонемоты

Глухонемота - врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота и обусловленное ею отсутствие речи. (3)

Развитие речи в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей. Если ребенок рождается глухим или теряет слух в возрасте до 1 года, то он лишается возможности овладеть речью без специальных приемов обучения. Нередко и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2-3 лет) речь, уже развившаяся в той или иной степени, но недостаточно упрочившаяся, теряется, если не принять специальных мер для ее сохранения и развития. (4)

1.2 Причины и профилактика глухонемоты

Причиной глухонемоты могут быть любые пороки развития органа слуха и перенесенные в раннем детстве заболевания, приводящие к глухоте. Каких-либо патологических изменений в речевом аппарате у глухонемых обычно не наблюдается. Распознавание глухонемоты сводится к определению связи между отсутствием речи и нарушением слуха. У взрослых и детей старшего возраста это не представляет трудности. Диагноз глухонемоты у маленьких детей затруднен. Отсутствие слуха у детей грудного и младшего дошкольного возраста часто остается незамеченным, а поводом к обращению за помощью является обычно задержка в развитии речи либо распад речи, уже начавшей формироваться. В этих случаях отдифференцировать глухонемоты от речевых нарушений при нормальном слухе нередко сложно.

Поскольку глухонемота является, как правило, результатом врожденного недоразвития органа слуха или патологических процессов приведших к гибели его нервных элементов, прогноз в отношении восстановления слуха следует считать неблагоприятным. (5)

Профилактика глухонемоты включается в предупреждении и устранении причин, вызывающих врожденную глухоту и развитие глухоты в раннем детском возрасте, а также в преодолении ее последствий путем специального воспитания и обучения детей, лишенных слуха. (4)

Таким образом, в онтогенезе ребенка возможно проявление глухоты до того как он научится говорить и после. В соответствии с этим в педагогике должны применяться различные методики по работе с такими детьми.

2. Педагогические основы воспитания и развития глухонемых детей

2.1 Советский период

Система воспитания глухонемых детей в СССР являлась не только теоретическим построением, но представляла собой реальный факт сложившейся педагогической практики. Однако, теоретическая и практическая разработки этой системы, направленной на создание сурдопедагогики, в СССР была не доведена до конца.(2)

В СССР существовал закон о всеобщем обязательном обучении, распространяющийся и на глухонемых. Все глухонемые дети, начиная с ясельного возраста, посещают специальные учреждения (ясли, детские сады, школы), где они овладевают речью, в том числе и устной ее формой, получают общеобразовательную и профессионально-трудовую подготовку. При обучении глухонемых словесной речи использовались зрительное восприятие устной речи (чтение с губ) и пальцевая азбука - дактилология, в качестве вспомогательных средств - тактильно-вибрационные ощущения и имеющиеся у многих глухонемых остатки слуха.(5)

В СССР глухонемые пользовались всеми гражданскими правами, а работу по их профессиональному обучению, трудоустройству и культурно-бытовому обслуживанию вели общества глухонемых. (3)

2.2 Российский период

Комплексное изучение российской логопедией детей, имеющих различные по механизму нарушения речевого развития, позволило создать фундаментальную научную базу для становления в стране разветвленной сети специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи и установить пути и направления ее совершенствования.

В настоящее время определены структура различных видов учреждений для детей с нарушениями речи и содержание коррекционно-развивающего и воспитательного процесса в них. Предусмотрена преемственность, обеспечивающая возможность перевода ребенка в учреждение, соответствующее наличному уровню его общего и речевого развития.

Коррекционное воздействие по преодолению речевой патологии осуществляется с учетом обоснованных в российской коррекционной педагогике специфических принципов, опора на которые помогает устранить или скоррегировать имеющееся речевое расстройство. (1)

2.3 Система дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи

Сеть дошкольных учреждений для детей с нарушениями речи в России начала развиваться в 60-х гг. ХХ века. Сначала логопедическая помощь детям дошкольного возраста оказывалась в специальных группах, которые были открыты в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Позже появились специализированные детские сады для детей с нарушениями речи, в которые принимались сначала преимущественно дети с легкими расстройствами (функциональными нарушениями звукопроизношения), затем - с более сложными нарушениями (заиканием, общим недоразвитием речи). В этих учреждениях оказывается «стационарная» логопедическая помощь, основной задачей которой является не только коррекция имеющегося речевого дефекта, но и подготовка детей к овладению грамотой, вторичная профилактика речевых расстройств. В специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи реализуется комплекс коррекционного обучения, предусматривающий реализацию мероприятий, направленных на преодоление речевых и неречевых, первичных и вторичных расстройств в структуре речевого дефекта. Коррекционное обучение строится с учетом общих программных требований обучения и воспитания ребенка дошкольного возраста. (1)

В свою очередь, разветвленный характер имеет и сеть школьных учреждений для детей с нарушениями речи. Учащиеся с легкой степенью выраженности речевых расстройств обучаются в общеобразовательных школах и посещают логопедические занятия на специально организованных на базе этих школ логопедических пунктах. В основном это дети, имеющие нарушения звукопроизношения и нарушения чтения и письма.

На логопедический пункт дети направляются по инициативе психоневрологов, учителей, родителей. (1)

Дети с тяжелыми нарушениями речи обучаются в специальных коррекционно-образовательных учреждениях V вида - так называемых «речевых» школах, предназначенных для учащихся с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа, в данном учреждении выдвигаются и специфические задачи:

1. преодоление различных видов нарушений устной и письменной речи;

2. устранение связанных с ними особенностей психического развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

3. профессионально-трудовая подготовка.

В этих школах имеются два отделения. На 1-е отделение пр...

Другие файлы:

Содержание и методика занятий физкультурой с детьми, страдающими церебральным параличом
В издании рассмотрены особенности организации физкультурно-оздоровительной .работы с детьми, страдающими ДЦП. Приведены практические рекомендации по п...

Коррекционная работа с детьми с нарушенной психологией
Специальная дошкольная педагогика как наука. Система лечебных мероприятий на преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведени...

Особенности социально-педагогической работы с детьми сиротами
Сиротство, его причины и пути преодоления. Характеристика социальных детей-сирот разного возраста. Особенности социализации и социально-педагогической...

О социально-педагогической работе с детьми
Развитие социальной педагогики на современном этапе. Роль социального педагога в работе с детьми. Отсутствие профессионально подготовленных кадров, ор...

Роль раннего возраста для последующего развития ребенка
Возрастные особенности раннего детства и специфика педагогической работы с детьми. Содержание и методика работы с детьми в дошкольных учреждениях разн...