Особенности педагогической деятельности в начальной школе
Краткое сожержание материала:
Размещено на
Размещено на
Автономная некоммерческая организация
высшего профессионального образования
Академический Международный институт
Курсовая работа
по дисциплине: Педагогика
на тему
«Особенности педагогической деятельности в начальной школе»
Работу выполнил студент
Ларионова Лариса Владимировна
Кашира 2012 г.
1. Педагогика, ее предмет, задачи и функции
В Древней Греции педагогом назывался раб, который был приставлен к ученику и сопровождал его в школу, прислуживал ему на занятиях и вне них. Педагогика образована от греч. paides - дети и ago - вести, в дословном переводе означает «детоводитель».
Позже слово педагогика стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его, обучать, направлять духовное и телесное развитие. Накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании.
Главная задача педагогики - накопление и систематизация знаний о воспитании.
Перечислим функции педагогики:
познавать причины и следствия различным образом организованного воспитания, образования, развития и обучения людей;
указывать педагогической практике лучшие пути и способы достижения поставленных целей;
вооружать педагогов - практиков профессиональными знаниями;
вырабатывать умение проектировать, осуществлять и оценивать учебно-воспитательный процесс.
Термин предмет педагогики означает направленное развитие и формирование человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания. Кратко - это воспитание человека как особая функция общества.
1.1 Педагогическая деятельность
Общая характеристика понятия «деятельность».
Деятельность в общем смысле понимается как категория научного знания, специфическая форма общественно-исторического бытия людей с одной стороны, а с другой стороны - как способ их существования и развития, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности. Социальные законы, в отличии от природных, обнаруживаются только через человеческую деятельность, создающую новые формы и свойства действительности, превращающую исходный материал в продукт. Любая деятельность, которая осуществляется ее субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Если учитывать, что деятельность выступает как форма бытия и способ существования человека, то она, во-первых, обеспечивает создание материальных условий жизни человека, удовлетворение естественных человеческих потребностей, а во-вторых, становится фактором развития его духовного мира, формой и условием реализации его культурных потребностей.
Деятельность представляет собой активную форму отношения субъекта к объекту. Истина постигается, открывается, изучается в познавательной деятельности; в трудовой деятельности создаются, сохраняются, совершенствуются материальные ценности; в художественной - воспринимается, интерпретируется, создается, воссоздается, транслируется художественный образ; в общественной - декларируются, пропагандируются, распространяются социально-ценностные идеи.
1.2 Сущность педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - особый вид человеческой деятельности, которая имеет целенаправленный характер, потому что педагог всегда ставит перед собой определенную цель (например научить читать географическую карту, воспитать такое качество личности, как патриотизм, и т.д.). В широком смысле педагогическая деятельность направлена на выполнение социальной функции, состоящей в передаче, трансляции будущим взрослым опыта, накопленного человечеством. Можно сказать, что педагогическая деятельность выступает как особая, социально и личностно детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
Педагогическая деятельности возникла на заре цивилизации в ходе решения таких жизненно важных для общественного развития задач, как создание, хранение и передача подрастающим поколениям образцов (эталонов) производственных умений и норм социального поведения.
Раньше дети учились в общении со старшими, подражая и во всем следуя им, в последствии стали создаваться классы, школы, гимназии. После того, как школа претерпела в разных странах на разных исторических этапах значительные изменения в целях, содержании и формах образования, она сформировалась как ведущий социальный институт, основное назначение которого - организация эффективной педагогической деятельности.
Педагогическую деятельность профессионально осуществляют только педагоги, а родители, производственные коллективы, общественные организации, средства массовой информации являются вольными или невольными участниками образовательно-воспитательного процесса.
Профессиональная педагогическая деятельность осуществляется в образовательных учреждениях: дошкольных заведениях, школах, гимназиях, лицеях, средних специальных и высших учебных заведениях, учреждениях дополнительного образования, повышения квалификации и переподготовки. Педагогическая деятельность имеет следующие характеристики: целеполагание, мотивированность, предметность. Сущность педагогической деятельности можно раскрыть, проанализировав ее строение, которое А.Н.Леонтьев представлял как единство цели, мотивов, действий (операций), результата, причем ее системообразующей характеристикой он считал цель.
Подведем итог: под педагогической деятельностью понимается особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, а также создание условий для их личностного развития и подготовки к выполнению определенных социальных ролей в обществе.
1.3. Связь педагогики с другими науками
Педагогика является развитой самостоятельной наукой, имеет ограниченную область исследования. Она не может существовать без связи с другими науками. Так как объектом воспитательной деятельность является человек, педагогика тесно связана с науками, которые изучают человека:
общественные науки - человека как члена общества;
биологические науки - человека как продукта биологической эволюции;
психологические науки - человека как мыслящее существо с его психическим внутренним миром.
Теперь рассмотрим связь педагогики с общественными науками подробнее.
Из общественных наук, которые помогают определить смысл и цели воспитания, правильно учитывать действие общих закономерностей человеческого бытия и мышления, педагогика связана с философией тесным образом. Философия - методологическое основа педагогики, способствующая осмыслению целей воспитания и образования.
Перечислим общие вопросы и проблемы педагогики и философии:
проблемы цели воспитания;
проблемы формирования мировоззрения;
взаимосвязь коллектива и личности;
гносеологические проблемы, которые связаны с разработкой теории познания и ученического познания как одной из форм познания человеком окружающей его действительности.
Этики и эстетика - области философии, помогают решению таких педагогических задач, как нравственное и эстетическое воспитание, формирование научного мировоззрения.
Социология исследует основные пути развития групп и слоев населения, закономерности социализации, влияние социальной среды на человека, положения человека в обществе, а также воспитания личности в различных социальных институтах. Педагогическая социология образовалась на стыке педагогики и социологии. Она осуществляет перевод общих данных и результатов социологических исследований о процессах изменения социальной структуры общества, профессиональной занятости людей в конкретных задачах воспитания, решение которых осуществляется совместно со школой, семьей и общественностью.
Педагогика связана с такой областью экономики, как экономика образования, т.к. высокий уровень образования является важным условием повышения производительности труда. Экономика образования помогает в решении следующих педагогических задач:
определение затрат на обучение в связи с удорожанием жизни;
определение стоимости обучения в различных типах образовательных учреждений;
определение затрат на учительские кадры, на строительство, оборудование, наглядные пособия и др.
Для того, чтобы решить эти задачи, педагогика и экономика опираются на демографические данные. Демография исследует проблемы народонаселения: рождаемость, смертность, миграции. Без демографических данных невозможно решить вопросы строительства и размещения школ, а также подготовки учителей.
Биологические науки являются естественно-научной базой педагогики. Здесь педагогика опирается на работы великих русских физиологов: И.П.Павлова и И.М.Сеченова, которые отражают вопросы сигнальных систем (первой и второй), нервно-психического развития человека, рефлекторной деятельности, развития и функционирования органов чувств и т.д.
Возрастная физиология (наука об особенностях строения и функционирования организма человека) и школьная гигиена (изучает вопросы гигие...
Организация деятельности учителя по использованию средств наглядности на уроках в начальной школе
Разработка вопросов по использованию средств наглядности в педагогической литературе. Особенности использования средств наглядности на уроках в началь...
Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно-познавательной мотивации младших школьников
История развития оценочной системы. Психологическая сущность и особенности оценочной деятельности учителя в современной начальной школе. Восприятие мл...
Проведение презентации с использованием PowerPoint на уроке краеведение в начальной школе
Особенности использования компьютерной техники в начальной школе, которая развивает познавательные способности учащихся: внимание, воображение, память...
Педагогическая психология
В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом рассматриваются основные проблемы педагогической психологии: психологиче...
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе
Понятие "активная деятельность" в психолого-педагогической литературе. Особенности психологических познавательных процессов младшего школьника. Средст...