Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Особенности использования проектного обучения в системе СПО

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Развитие проектного метода обучения в истории дидактики. Обобщение педагогического опыта по применению проектной методики, технологии использования на учебных занятиях производственного обучения. Разработка творческого проекта "Найди свой стиль".
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Курский государственный университет»

Факультет индустриально-педагогический

Специальность: 050501 (030500.04) Профессиональное обучение (дизайн)

Специализация Художественное проектирование и конструирование швейных изделий

Кафедра общетехнических дисциплин

Очная форма обучения

Выпускная квалификационная работа на тему:

«Особенности использования проектного обучения в системе СПО»

Курск - 2014

Аннотация

Выпускная квалификационная работа на тему «Особенности использования проектного обучения в системе СПО» состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования, а так же теоретическая и практическая значимость выпускной квалификационной работы.

В первой главе рассмотрены сущность, содержание и история проектной методики обучения в образовательном процессе.

Во второй главе обобщен педагогический опыт по применению проектной методики в системе СПО.

В третьей главе содержатся методические рекомендации по использованию проектной методики и разработан творческий проект «Найди свой стиль».

В заключении обобщены результаты проведенной работы и сделаны выводы и определена ее значимость.

Введение

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания.

В концепции модернизации образования способность студентов к самостоятельному решению проблем в различных сферах жизнедеятельности названа одним из важнейших результатов и показателей нового качества образования, отражающих современные международные тенденции в области общего образования. Этот показатель и ещё такие, как функциональная грамотность, владение социальными и когнитивными компетенциями, способность к широким обобщениям и умение решать практические задачи на основе интуиции и здравого смысла, входят в состав критериев международных сравнительных исследований уровня подготовки обучающихся (TIMSS, CIVIC) [65]. В исследованиях принимают участие многие студенты, к сожалению, показывающие по указанному критерию далеко не лучшие результаты. Названные обстоятельства делают весьма актуальной проблему поиска эффективных и доступных для массовой практики педагогических технологий, позволяющих обеспечить новое качество образования, преодолеть отставание от уровня мировых стандартов, реализовать принцип личностно-ориентированной направленности образования.

Реформирование среднего профессионального образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Ряд педагогических теорий, особенно те из них, которые исследуют проблемы мотивации учения, активизации познавательной деятельности, развития личности и познавательных способностей учащихся в процессе обучения [13; 31; 44; 51; 59], дают основание предположить, что педагогической технологией, отвечающей в большей степени, чем многие другие, вышеназванным требованиям, может служить проектное обучение, так как оно побуждает учащихся проявлять способность:

- к осмыслению своей деятельности с позиций ценностного подхода;

- к целеполаганию;

- к самообразованию и самоорганизации;

- к синтезированию, интеграции и обобщению информации из разных источников;

- умения делать выбор и принимать решения.

Задача, стоящая перед учебными заведениями, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новой педагогической технологии [21]. Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т.е. их надпредметный характер.

Проектная методика является альтернативой традиционному подходу к образованию, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Её применение особенно актуально на старшей ступени обучения (10-11 класс) средней общеобразовательной школы, либо в системе СПО [31]. Она детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И.А. Зимней, Т.Е Сахаровой, М.Б. Павловой, Е.С. Полат, И.Д. Чечель.

Таким образом, актуальность технологии проектного обучения для современного образования определяется его многоцелевой и многофункциональной направленностью, а также возможностью её интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду с овладением обучающимися системными базовыми знаниями и ключевыми компетенциями происходит многостороннее развитие личности.

Актуальность, теоретическая значимость и недостаточная практическая разработанность данной проблемы обусловили выбор темы исследования: «Особенности использования проектного обучения в системе СПО».

Цель работы: теоретически обосновать особенности проектного обучения, разработать и внедрить проект «Найди свой стиль» в образовательный процесс среднего профессионального образования.

Объектом исследования является образовательный процесс среднего профессионального образования.

Предмет исследования: технология проектной деятельности в учреждениях профессионального образования.

Задачи:

1. Раскрыть сущность и содержание проектного обучения в системе СПО.

2. Определить особенности использования метода проекта в системе среднего профессионального образования.

3. Проанализировать опыт использования проектного обучения в образовательном процессе.

4. Разработать творческий проект «Найди свой стиль».

Теоретическая значимость исследования заключается в определении особенностей использования метода проекта в образовательном процессе СПО.

Практическая значимость исследования: разработанный творческий проект может быть использован в системе среднего профессионального образования.

Глава 1. Проектная методика обучения: сущность, содержание и история развития

1.1 Развитие проектного метода обучения в истории дидактики

Сам термин «метод проектов» пришел к нам из Америки в начале прошлого века. Основателями его считаются американские ученые Дж. Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик. Исходный лозунг основателей системы проектного обучения - "Все из жизни, все для жизни". Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни [33].

Для того чтобы обучаемый имел возможность через проектную деятельность усвоить получаемые знания было разработано проектное обучение. Благодаря технологии проектного обучения преподаватель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль студентов в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Но в результате они должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания из разных областей, получить реальный и ощутимый результат [64]. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими, с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

Стимулирование интереса обучающихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи), или критического мышления [62]. Суть рефлекторного мышления - вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. «Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления»[62].

Чтобы студент воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую д...

Другие файлы:

Технология проектного обучения профессионального образования
Метод учебных проектов как образовательная технология XXI в. Основные цели учебных проектов, их классификация. Этапы работы над проектом. Практическое...

Проектный метод как средство развития общетрудовых умений у учащихся 7 класса на уроках технологии
История возникновения проектного метода в России. Типология методов обучения и их структурирование. Особенности подросткового возраста, обеспечивающие...

Проектное обучение учащихся старших классов на уроках технологии
Сущность и особенности проектного обучения. Практическое применение и экспериментальная проверка эффективности проектного обучения старшеклассников на...

Позиция педагога при реализации проектного метода в образовании
Психологическая характеристика подросткового возраста. Анализ условий учебного процесса в традиционной общеобразовательной школе. Построение проектног...

Технология проектного обучения
Переход от традиционных к развивающим гуманитарным образовательным технологиям как одно из направлений реформы общеобразовательной школы. Активные исс...