Особенности воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Краткое сожержание материала:
2
Размещено на
Размещено на
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет им. Н.Г.Чернышевского
Кафедра коррекционной педагогики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: Особенности воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Чита - 2009
Содержание
Введение
Глава I. Проблема воспитания навыков чтения у детей с недостатками интеллекта в работах отечественных специалистов
1.1 Психофизиологические основы чтения в норме и при умственной отсталости
1.2 Особенности воспитания навыков чтения у умственно отсталых
Учащихся
1.3 Методы и приёмы воспитания навыков чтения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Глава II. Опытно-экспериментальное изучение особенностей воспитания навыков чтения у детей с недостатками интеллекта
2.1 Выявление уровня сформированности навыков чтения у умственно отсталых учащихся 3 класса
2.2 Коррекционная работа по воспитанию навыков чтения у детей с недостатками интеллекта
2.3 Результаты коррекционной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Чтение - сложный процесс, требующий умения узнавать буквенный состав слова, устанавливать связь с другими словами, интонационно верно передавать смысл читаемого. В процессе формирования полноценного навыка чтения у учащихся должны быть выработаны такие качества, как правильность, беглость, сознательность и выразительность.
Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современной педагогической и психологической литературе. Это вызвано её большой практической значимостью.
Особую коррекционную направленность обучение чтению приобретает в специальной (коррекционной) школе VIII вида, определяя возможности умственного развития и речевой коммуникации её выпускников. В пределах данной проблемы особое значение приобретает вопрос первоначального обучения чтению школьников с недостатками интеллекта.
В дефектологической литературе, посвящённой вопросам формирования чтения у данной категории детей, раскрываются трудности протекания этого процесса, определяются возникающие при обучении проблемы (М.Ф. Гнездилов, А.К.Аксёнова, А.И.Граборов, Р.С.Левина, В.Г.Петрова, Н.К.Сорокина, Р.И.Лалаева и др.). Как показали исследования М. Ф. Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной, Р. С. Колеватовой навыки чтения у умственно отсталых детей формируется медленно.
Чтение учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характеризуется большим количеством ошибок (замены, повторы, пропуски, добавления букв, слогов, слов) и их стойкостью. В свою очередь нарушение правильности чтения затрудняет выработку навыка беглого и выразительного чтения, осознание читаемого текста.
По мнению ряда исследователей, психофизиологической основой трудностей чтения является замедленный темп приёма и переработки зрительно воспринимаемой информации, трудность установления ассоциативных связей между зрительным, слуховым и речедвигательным центрами, участвующими в акте чтения, низкий темп протекания мыслительных процессов, лежащих в основе осмысления воспринимаемой информации, слабость самоконтроля.
Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность, внимание, бедность словаря и несформированность грамматического строя, затруднения в понимании логических связей - все это приводит к тому, что умственно отсталые дети читают текст со значительными искажениями. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учащихся массовой школы, становятся многочисленными, типичными для учеников вспомогательной и представляют собой явление довольно стойкое, сохраняющееся даже в старших классах и тормозящее развитие навыка беглого чтения.
Общая умственная недостаточность и недоразвитие речи приводит к нарушению сознательного чтения. Учащиеся испытывают трудности в осмыслении причинной зависимости явлений, в установлении последовательности событий. Даже имеющийся у детей прошлый опыт не всегда способствует правильному усвоению содержания произведения. Для умственно отсталых детей характерно фрагментарное усвоение читаемого материала.
Для успешного обучения чтению у ребёнка должны быть сформированы интерес и любовь к книге, умение воспринимать и понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, самостоятельно пересказывать несложные произведения, определять своё отношение к героям. У нормально развивающихся детей эти качества и умения начинают формироваться и совершенствоваться в дошкольном возрасте.
Как показывают исследования, дети с олигофренией оказываются не готовыми к началу обучения, в том числе и к учебной деятельности на уроках чтения. Они приходят в школу, не зная букв, не владея элементарными фонематическими представлениями, с недостатками зрительного восприятия. В силу неоднородности контингента одного класса вспомогательной школы по характеру и степени сенсорной, речевой и интеллектуальной недостаточности, дети в процессе обучения оказываются на разных этапах овладения навыком чтения. По мере усложнения программных требований к уровню развития навыков чтения возникает ряд новых трудностей.
В связи с большой распространённостью нарушений навыков чтения и их значительной стойкостью у учащихся с интеллектуальной недостаточностью проблема поиска способов и приёмов, способствующих наиболее эффективному формированию навыков чтения (беглость, осознанность, правильность, выразительность) является актуальной и практически значимой для коррекционной педагогики.
Объектом исследования являются навыки чтения (беглость, сознательность, выразительность, правильность).
Предмет исследования - процесс воспитания навыков чтения (беглости, выразительности, осознанности, правильности) умственно отсталых учащихся 3 класса.
Цель исследования - изучение особенностей воспитания навыков чтения у учащихся с интеллектуальной недостаточностью 3 класса.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы в общей и специальной методической литературе;
2. Выявить особенности воспитания навыков чтения у учащихся с недостатками интеллекта;
3. Разработать и опробовать приемы воспитания навыков чтения с учётом психофизиологических возможностей умственно отсталых учащихся.
Методы работы:
1. Изучение и анализ литературных источников;
2. Психолого-педагогический эксперимент;
3. Наблюдение;
4. Количественный и качественный анализ полученных данных.
Гипотеза дипломного исследования - предполагается, что воспитание у учащихся с недостатками интеллекта полноценного навыка чтения будет проходить эффективнее при организации коррекционной работы по развитию таких качеств как правильность, осознанность, беглость, выразительность с учётом дефектов фонематического восприятия, зрительной памяти, мыслительной деятельности.
Организация исследования: Экспериментальной базой являлся 3 класс Черновской специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Читы.
Практическая значимость работы заключается в том, что выявленные способы и методы воспитания навыков чтения могут быть использованы педагогами, логопедами, психологами, работающими с учащимися с недостатками интеллекта.
Работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность изучаемой проблемы, определены цели, задачи исследования, его объект, предмет, сформулирована практическая значимость, методы исследования.
Первая глава содержит теоретический анализ научных и научно-методических разработок по проблеме нарушения чтения у учащихся специальных учреждений. На основе анализа теоретических источников освещены аспекты данной проблемы, определено направление экспериментального исследования.
Во второй главе содержится описание организации экспериментального исследования, методика его проведения, содержание коррекционной работы, а также сравнительный анализ полученных результатов.
В заключении предоставлены выводы по теоретической и практической части работы.
Приложение содержит стимульный материал, сводные таблицы.
чтение умственный отсталый учащийся
Глава I. Проблема воспитания навыков чтения у детей с недостатками интеллекта в работах отечественных специалистов
1.1 Психофизиологические основы чтения в норме и при умственной отсталости
Чтение, как вид деятельности, можно определить как процесс декодирования,...
Возможности использования музыки в эмоциональном развитии дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Основные характеристики эмоционального развития детей дошкольного возраста. Особенности развития и проявления эмоций у детей с интеллектуальной недост...
Формирование навыков чтения у младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения с использованием игровых приемов
Психофизиологические основы чтения. Трудности в формировании навыков чтения у детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-педагогическая работа по фор...
Проблемы формирования социально-трудовых навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью
Особенности высшей нервной деятельности и психических процессов у детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Структура и содержание...
Особенности трудовой деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Значение ручного трудового воспитания для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Особенности ручного трудового воспитания детей старш...
Преодоление произносительных расстройств у детей с нарушением интеллектуального развития
Проблема состояния и коррекции речи детей с интеллектуальной недостаточностью в научной литературе. Особенности речевых нарушений у детей с интеллекту...