Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы

Тип: дипломная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения. Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Особенности взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса начальной школы

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование особенностей взаимодействия с детьми с отклонениями в развитии в условиях учебно-воспитательного процесса

1.1 Психологические механизмы адаптации личности и проблемы педагогического общения с детьми

1.2 Особенности адаптации детей с нарушениями интеллекта к социуму в рамках учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения

1.3 Модель психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы

Глава 2. Экспериментальная работа по организации коррекционно-развивающей обучения детей с нарушениями интеллекта

2.1 Диагностика развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости

2.2 Организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися с лёгкой степенью умственной отсталости

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

На фоне глубоких социально-экономических изменений в развитии общества происходят серьезные перемены в системе образования в осмыслении его целей, содержания, методов вследствие наметившейся тенденции к изменению традиционного, авторитарного обучения и воспитания в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с особыми нуждами в общеобразовательную среду и создания новых технологий для работы с ними.

Задачи гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей требуют обязательного учета психофизиологических особенностей каждого ребенка, создания оптимальных условий для их полноценною развития, личностного становления, формирования индивидуальности, оказания психолого-педагогической помощи детям с отклонениями и развитии. Последние нуждаются в своевременном выявлении психических особенностей, в создании условий для их развития психолого-педагогическими средствами.

Анализ литературы по интересующей нас проблематике позволяет констатировать, что в специальной психологии последних десятилетий уделялось пристальное внимание вопросам обучения детей с отклонениями в развитии. Созданы учебные планы и программы, определено содержание обучения, включая пропедевтические разделы по всем основным и коррекционным предметам. Ребенок с отклонением в развитии может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания.

Особенно важным в этой области исследования представляется вопрос развития коммуникативных умений у обучающихся с нарушением интеллекта различной степени выраженности. Общение - это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский называл самой неискоренимой и самой человечной. У детей с нарушениями интеллекта данная потребность не возникает сама по себе, именно поэтому психолог одной из задач, реализуемых в своей деятельности, выделяет развитие коммуникативных умений, которые способствуют социализации обучающихся с особыми образовательными потребностями в общество.

Но для того, чтобы у ребят появилась мотивация на взаимодействие как со взрослым, так со сверстниками, необходимо побуждение их к этому со стороны всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Инструментом конструктивного взаимодействия педагога с обучающимся, по мнению Н.Е. Щурковой, является «нежное прикосновение к душе ребенка», делающее акцент на оказание помощи ребенку в его развитии [64, с. 28]. И.В. Вачков в книге «Групповые методы в работе школьного психолога» предлагает педагогу-психологу использовать средства психологической психотерапии, такие как арт-терапия, игровая терапия, элементы сказкотерапии, но с соблюдением следующих принципов:

- принцип деятельностного подхода: опора на тот вид деятельности, который доступен ребенку с интеллектуальной недостаточностью;

- принцип комплексного подхода: поддержка тесного контакта психолога с педагогом-дефектологом, учителем, воспитателем и родителями;

- принцип иерархичности: от простого к сложному, ориентируясь не только на уровень актуального развития ребенка, но и на его потенциальные возможности. [34]

Необходимо отметить, что в существующих моделях психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии недостаточное внимание уделяется формированию у учащихся познавательной сферы с опорой на эмоции, без чего невозможно успешное решение задач коррекционно-развивающего обучения.

Цель исследования: разработка и обоснование модели деятельности педагога по оказанию психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы.

Объект исследования коммуникативные умения и навыки детей с отклонениями в развитии, обучающихся в младших коррекционно-развивающих классах общеобразовательной школы.

Предмет исследования: особенности психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в условиях общеобразовательной школы

Гипотеза исследования состояла в том, что систематическая и целенаправленная работа по формированию и развитию коммуникативных умений учащихся начальной школы с отклонениями в развитии способствует преодолению недостатков интеллектуальной и личностной сферы детей.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме;

2. Отобрать и модифицировать методы, обеспечивающие эффективное выявление недостатков психического развития у детей, поступающих в школу.

3. Провести диагностику уровня развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.

4. Разработать комплекс занятий по коррекции и развитию коммуникативных умений детей с нарушениями интеллекта.

5. Исследовать эффективность реализации коррекционной работы по развитию коммуникативных умений для учащихся младших классов, способствующей преодолению недостатков интеллектуальной и личностной сферы детей с нарушениями интеллекта.

Для решения поставленных задач и исходных положений применяются следующие методы исследования:

-анализ психолого-педагогической, методической и другой научной литературы;

- организация целенаправленной опытной работы;

- изучение, анализ, обобщение опыта по проблеме;

- выявление реального состояния проблемы коммуникативного развития младших школьников с нарушением интеллекта в практике;

- тестирование, анкетирование.

Этапы исследования:

1.Теоретический (сентябрь 2010г. - октябрь 2010 г.)

Анализ психолого-педагогической литературы. Исходя из источников литературы, написана выпускная квалификационная работа.

2.Экспериментальный (ноябрь 2010 г. - март 2011 г.)

Разработка диагностирующего (констатирующего), формирующего и контрольного этапов эксперимента. Сбор экспериментального материала на всех этапах эксперимента. Проведение экспериментальной работы.

3.Обобщающий (апрель - май 2011г.)

Обработка результатов исследования, обобщение, литературное оформление исследования, определение перспективы дальнейшего изучения возможностей реализации перспективных задач, обозначенных в ходе исследования.

Обоснованность и достоверность положений и выводов исследования были обеспечены результатами опытной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществляется по различным направлениям: выступления автора на занятиях в учебном заведении, на научно - практических конференциях, на заседании методического совета в базовой школе; в процессе непрерывной педагогической практики и др.

Практическая значимость результатов проведенного исследования заключается в том, что они могут быть использованы в начальной школе, в системе дополнительного образования для повышения эффективности образовательного процесса.

Опытно - экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ Аул-Бергульской СОШ. В эксперименте участвовали учащиеся 2 класса коррекционно-развивающего обучения в количестве 8 человек.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,...

Другие файлы:

Здоровьесберегающие технологии в условиях начальной школы
Сущность здоровьесберегающих образовательных технологий; анализ учебно-воспитательного процесса на примере здоровьесберегающей методики В.Ф. Базарного...

Сущность и содержание интегрированного подхода к обучению учащихся начальных классов
Роль и место способов интеграции в начальной школе. Особенности построения и проведения интегрированных уроков: организация учебно-воспитательного про...

Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса на начальной ступени общеобразовательной школы приложение 1

О детях с отклонениями в развитии
Среди учеников массовой школы есть дети с теми или иными отклонениями в развитии. В основе этих отклонений лежат нарушения различных сторон психофизич...

Специфика внедрения информационных технологий в начальных классах
Роль информационных технологий в организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Опытно-экспериментальная работа по информатизации учеб...