Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Основы педагогического мастерства

Тип: учебное пособие
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Педмастерство учителя как комплекс свойств личности педагога. Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Мастерство и коммуникативность учителя в управлении учебно-воспитательным процессом.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутский государственный педагогический колледж № 1»

Учебно-методическое пособие

Основы педагогического мастерства

2004

Содержание

Введение

I. Педмастерство учителя как комплекс свойств личности педагога

1.1 Педагогическое мастерство и его элементы. Профессиональные знания, умения, способности к педагогической деятельности. Профессионально значимые личные качества педагога. Любовь к детям, склонность к педагогической работе - фундамент педагогического мастерства

1.2 Пути, условия, средства становления педмастерства. Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования профессионального мастерства

1.3 Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств

1.4 Педагогическая техника как инструментарий педмастерства

II. Мастерство педагогического взаимодействия

2.1 Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Стили общения. Методы, приемы, средства педагогического воздействия, взаимодействия

2.2 Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Развитие коммуникативных способностей педагога

2.3 Приёмы создания благоприятного психологического климата в коллективе. Понятие конфликта как столкновения, отражающего создавшиеся противоречия. Избегание конфликта

2.4 Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Пути ликвидации последствий конфликта

2.5 Проектирование педагогического взаимодействия. Приёмы косвенного воздействия педагога, условия их успешного применения. Педагогическая этика, такт - умение педагога устанавливать целесообразный тон и стиль в отношениях «человек - человек»

2.6 Педагогический такт и культура общения учителя. Упражнения в проведение коммуникативной атаки

III. Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

3.1 Мастерство учителя при подготовке к уроку, прогнозирование взаимодействия с ребенком. Организация групповой и индивидуальной деятельности детей

3.2 Мастерство учителя в стимулировании активной познавательной и развивающей деятельности учащихся

3.3 Стимулирование активной познавательной и развивающей деятельности в процессе игры, учебного занятия, внеучебной деятельности. Создание эмоционально-положительного фона на занятиях - условия активной творческой работы детей. Создание ситуации успеха - залог творческой активности детей

3.4 Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности коммуникативных умений педагога

3.5 Игра - сфера жизни детей. Игра - активная познавательно-развивающая деятельность детей

Заключение

Литература

Введение

педагогическое мастерство учитель

Уважаемые студенты и преподаватели!

В последние годы в системе образования появились новые педагогические тенденции - изменение целеполагания в направлении гуманизации, культуросообразности и природосообразности; усиление личностной ориентации содержания и технологий образования; творческая и развивающая направленность обучения.

В процессе обучения традиционно преобладает теоретическая часть и недостаточно развита практическая составляющая. Наиболее распространенная методика преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла складывается, главным образом, именно из классических лекций, семинаров, зачетов, контрольных работ, экзаменов. К числу серьезных недостатков преподавания относятся излишний академизм, формализм, оторванность от имеющегося у студента опыта.

Сочетание дисциплин «Введение в педагогическую профессию» и «Основы педагогического мастерства», которые изучаются на втором курсе в третьем семестре, позволит будущему учителю сформировать представление о целостности профессиональной деятельности педагога, поможет осознать себя в роли педагога-воспитателя, оценить свои способности.

Но в то же время дисциплина «Основы педагогического мастерства», изучается тогда, когда у студентов еще не закончился сложный адаптационный период, и они не начали изучать ведущие общепрофессиональные дисциплины «Теория образования и обучения», «Теория и методика воспитания». Это в значительной степени осложняет реальное сотрудничество и взаимодействие преподавателей со студентами, достижение высокой коммуникативности, включенности каждого студента в учебный процесс, развитие творческих способностей, выработку умений и, соответственно, педагогического мастерства в целом. В то же время современное образование требует от студентов не только знаний основных понятий, приобретения определенных умений, навыков, но и развития педагогических способностей, приобретения творческой позиции, наличия собственной точки зрения на изучаемый материал.

Если организовать обучение так, чтобы студенты каждый раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели. В традиционной практике педагог большую часть занятия объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает задание по образцу и очень мало отводит времени на активизацию познавательной деятельности студентов. Значительную помощь при организации процесса обучения в настоящее время будут иметь лекции и практические занятия с использованием методов активного обучения. Основная направленность этих занятий с использованием данной группы методов - личностно-ориентированная, предполагающая наличие возможности для каждого студента, преподавателя вкладывать в свою деятельность личный смысл и формировать свою позицию. Это позволит создать условия для успешной самореализации будущих учителей в их дальнейшей деятельности, поскольку данная дисциплина предполагает интеграцию знаний об искусстве обучения и воспитания, творчестве, способностей саморазвития и самореализации, овладении коммуникативными умениями, прогрессивными технологиями педагогического взаимодействия и мастерством управления учебно - воспитательного процесса.

В данной ситуации создание современного учебно-методического пособия по дисциплине «Основы педагогического мастерства», раскрывающего не только традиционную проблематику учебно-воспитательного процесса, но и специфику работы школы завтрашнего дня, где должны работать творческие учителя, безусловно, является актуальным и своевременным.

Цель настоящего учебно-методического пособия - оказать помощь студентам и педагогам при подготовке к лекционным и практическим занятиям по дисциплине «Основы педагогического мастерства», направленным на развитие личности будущего педагога и их творческую самореализацию в ходе обучения.

Основные задачи, решаемые учебно-методическим пособием:

Помочь студентам более глубоко овладеть изучаемой дисциплиной.

Способствовать развитию у студентов необходимых общеучебных умений: анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и т.д. полученную информацию.

Способствовать развитию у студентов необходимых общепрофессиональных умений: применять полученные знания на практике, ретроспективно восстанавливать типичные педагогические обстоятельства, в которых может произойти то или иное психолого-педагогическое явление.

Осуществлять в системе контроль за качеством подготовки студентов в целом и по изучаемой дисциплине в частности.

При всем многообразии имеющихся систем обучения основными критериями их отбора и рассмотрения в данном учебно-методическом пособии выступают природосообразность, личностная ориентация и творческое развитие обучающихся. Эти позиции тесно взаимосвязаны и соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественного образования.

Материал данного учебно-методического пособия систематизирован по разделам. Первый раздел: «Педмастерство учителя как комплекс свойств личности педагога»; второй раздел - «Проектирование педагогического взаимодействия»; третий раздел: «Мастерство учителя в управлении учебно-воспитательным процессом».

Данное содержание позволяет значительно обогатить субъектный опыт студентов. Первый раздел содержит основные понятия, раскрывает сущность и содержание учебной дисциплины. Содержание второго раздела учебно-методического пособия помогает будущим учителям осознать место педагогического взаимодействия в профессиональной деятельности педагога; роль личностных качеств учителя в повышении воспитательного эффекта педагогического взаимодействия, способствует выстраиванию взаимодействия с учащимися в системе «человек - человек». Третий раздел раскрывает значение мастерства учителя в управлении учебно-воспитательным процессом

В каждом разделе конкрети...

Другие файлы:

Основы педагогического мастерства
Описание:Книга Якушевой Светланаы Дмитриевны "Основы педагогического мастерства" стала лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2008 года, проводимо...

Определение педагогического мастерства
Сущность и содержание педагогического мастерства, его общая характеристика и отличительные признаки. Определение уровня педагогического мастерства на...

Основные подходы к пониманию сущности педагогического мастерства в современной педагогике спорта
Даны сравнительные характеристики понимания педагогического мастерства тренера педагогов разного времени. Обозначена структура педагогического мастерс...

Педагогическое мастерство
Формирование артистизма как основа профессионального педагогического мастерства. Специфика педагогической работы. Быстрое и гибкое реагирование на воз...

Методическая поддержка учителя начальной школы как условие роста его педагогического мастерства
Суть педагогического мастерства учителя начальных классов в историческом контексте и в условиях модернизации современной школы. Направления и формы ме...