Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Cовременные тенденции образования. Процесс образования связанный с инноватикой. Учитель и тьютор – взаимодополняющие позиции в целостном построении образования. Инновационная ветвь в образовании - включение в процесс обучения не учителя, а тьютора.
Краткое сожержание материала:

38

Содержание

  • Введение 3
  • Глава 1. Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования 6
    • 1.1 История тьюторства 6
    • 1.2 Тьюторская практика в школе 10
      • 1.2.1 Начальная школа 11
      • 1.2.2 Средняя школа 14
      • 1.2.3 Старшая школа 15
    • 1.3 Функции тьютора в работе с обучающимися 16
    • 1.4 Тьюторство, как профессиональная деятельность 23
      • 1.4.1 Задачи тьютора 24
      • 1.4.2 Роли тьютора 31
      • 1.4.3 Компетентность тьютора 35
      • 1.4.4 Карьера тьютора 37
      • 1.4.5 Психологические особенности 40
  • Глава 2. Элективный курс «Задачи с параметрами», как возможность применение идей тьюторского движения 41
  • Библиографический список 44

Введение

В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития современного общества. Важнейшей инновационной ветвью в образовании является включение в процесс обучения не учителя, а тьютора.

Нет ничего более противоположного, чем учитель и тьютор. [3]

Хотя это утверждение и не отменяет другого: учитель и тьютор - взаимодополняющие позиции в целостном построении образования. Учитель - этот тот, кто знает чему, как и зачем учить. Тьютор - это тот же ученик, но который знает чему, как и зачем учиться. Частица «СЯ» в этом контексте меняет все.

Тьютор - не тот, кто умеет учить учиться - он умеет учиться и передавать свой опыт самообразования тому, кто тоже находится в процессе самообразования.[11]

Тьютор - не тот, кто передает знание, пусть даже добытое в результате самообразования, но тот, кто передает опыт Учения.

Вот и получается, что быть тьютором в рамках какого-либо школьного предмета можно только в том случае, если вы сами продолжаете находиться в позиции изучающего (а не знающего), изучающего не методику преподавания, а сам предмет и изучающего - самостоятельно и для себя.

В дидактике тьютор - это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор - это наставник. Тьюторство - это отдельная культура, формировавшаяся в истории параллельно культуре преподавания и обучения. Культуре тьюторства, по крайней мере, девятьсот лет. Сегодня массовый характер тьюторство обретает в дистанционных формах обучения, хотя в них уже во многом отличается от своих очных форм.[2] Сегодня возникает необходимость возрождения именно классической тьюторской позиции, очного тьюторства. Культура самообразования не приняла в нашей истории коллективных форм, позволившей оформиться фигуре тьютора. [4]

Напротив, дидактика со времен Коменского породила множество методик, касающихся возрождения активной позиции ученика и различных форм самообучения под руководством учителя (метод проектов и индивидуальных планов, коллективного творческого воспитания и комплексной системы обучения). Но все они методы - методы обучения.

Тьюторство востребовано в сферах достаточно сложного содержания, где нет однозначных методов познания, где понимание требует персональных, личных усилий.

Такое понимание не может быть, как правило, организовано технологически, для всех одинаково. Тьютор, также как и его подопечный, может не знать ответа.

Но у него есть опыт такого понимания, опыт самостоятельного нахождения ответов. И он умеет поделиться своим опытом и создать условия для возникновения такого опыта у других.

Тьютор похож на фигуру научного руководителя, только его находки остаются в тени, потому что не касаются открытия нового для всего человечества, но только - для очередного подопечного.

Опыт работы (попыток передать опыт тьюторства) показывал, что учителю подчас трудно встать в позицию тьютора.

Прежде всего, потому что, они знают ответы, знают, как правильно к ним подвести - и это есть часть их профессии, они учат правилам и преподают законы. У тьютора другие цели, другой стиль и повод для общения.[3]

Сравним

Учитель

Тьютор

В каком процессе участвует, в каком качестве?

обучение, управляет процессом

самообразование,

сопровождает, поддерживает процесс

За что отвечает в идеале?

передает знание

участвует в формировании индивидуальной ответственности за знание

На что опирается в своей деятельности?

Методики обучения

Рефлексия опыта самообразования

Объектом исследования - применение в процессе обучения идей тьюторского движения, предмет исследования - основы деятельности тьютора в системе образования.

Цель данной курсовой работы в том, чтобы рассмотреть основы деятельности тьютора и использование позиции тьютора в процессе обучения.

Глава 1. Основы деятельности тьютора, как педагога в системе образования

1.1 История тьюторства

Университеты средних веков и современные университеты далеко не одно и то же. [5]

1. По содержанию образования низшая ступень средневекового университета - факультет свободных искусств - соотносима с нашей средней и старшей школой, на ней школяры осваивали так называемые семь свободных искусств: арифметику, геометрию, музыку, астрономию, грамматику, риторику (искусство доказывать) и диалектику (искусство вопрошать).

2. Изначально сроки обучения не ограничивались, в том числе потому, что программ обучения не существовало и происходило оно в основном стихийно - в форме самообразования. Процесс самообразования, а значит пребывания в университетском сообществе, мог длиться от 10 до 20 лет.

3. Возраст школяров мог быть самый разный, но ходу того, как университетская жизнь упорядочивалась, совсем молодые люди - 14-15 лет - поселялись в университетских городках.

Современная школа имеет ряд преимуществ перед вузом в возрождении тьюторских традиций. Школа относится к еще нецелевому периоду освоения мира знания, когда знание может присваиваться ради собственной ценности. Она является заведением, где проходит 10 лет жизни ученика, а значит, есть возможность узнавать его в его отношениях к знанию, есть время для индивидуальной образовательной истории.

В XI-XII веках в Европе возникло необыкновенное явление - мощное интеллектуальное движение, повсеместный всплеск тяги к знанию. Экономическая и культурная жизнь развивалась так, что требовала большого количества грамотных людей. Знания становились необходимым условием жизни и развития общества. [3]

Университетское сообщество представляло собой братство, исповедующее ценности знания и свободы и говорящее на одном языке - латыни. С одной стороны, это сообщество было наднациональным, не знающим государственных границ, странствующим от кампуса к кампусу вслед за получающими известность магистрами. С другой стороны, ученые чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов и ценностей.

Таким образом, центр тяжести культуры сместился от монастырей к городам, которые становились покровителями школяров: настоящим городом мог считаться тот, который имел свой университет. А университеты стали тем общественным институтом, который открыл кладовые знания миру.

 Слово университет в средние века означало любую общественную организацию или любой организованный союз людей, свободно объединившихся в каких-либо целях или интересах. Изначально университеты являлись корпорациями преподавателей и школяров, различавшихся лишь тем, что в одних заправляли всеми делами школяры, а в других - преподаватели.

Границу между школяром и преподавателем в средневековом университете провести было практически невозможно. Так бакалавр был, с одной стороны, преподавателем, а с другой - продолжал оставаться школяром.

Магистр низшего факультета (факультета искусств), стремившийся получить ученую степень по одному из высших факультетов (юридическому, медицинскому или богословскому), становился там в положение школяра, а затем бакалавра, и только потом порывал связь с прежним факультетом. Школяр зарабатывал себе деньги преподаванием, чтобы скопить необходимую сумму для посещения лекций какого-либо прославленного профессора. И учащие, и учащиеся одинаково были лицами духовного звания, а зачастую и одного возраста. Интересно, что еще в XIX веке большая часть тьюторов в коллегиях обязана была принять духовный сан, в то время как в университете...

Другие файлы:

Педагог как организатор процесса обучения и воспитания личности
Теоретические основы проблемы педагогической деятельности. Воспитание как специально-организационная деятельность педагога по достижению целей образов...

Деятельность педагога дополнительного образования
Общая характеристика и особенности деятельности педагога дополнительного образования. Сущность основных понятий дополнительного образования, оценка ег...

Творчество учителя как активный элемент художественного образования (на занятиях керамикой в системе дополнительного образования)
Профессионально-значимые качества педагога. Соотношение личного творчества учителя и ученика на занятиях. Выразительные средства керамики. Задачи обуч...

Анализ профессиональной деятельности педагога
Система Российского образования на современном этапе развития общества. Профессиональная деятельность педагога. Стимулирование учебно-познавательной д...

Организация социальной защиты населения в системе образования
Особенности и технологии социальной работы в системе образования. Проблемы детей, традиционно находящихся в фокусе внимания социальных служб. Место и...