Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Организация среды в дошкольном учреждении, способствующей развитию детей дошкольного возраста

Тип: курсовая работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Теоретическая, методическая и экспериментальная разработка концепции, представляющей педагогическую стратегию организации образовательной среды дошкольного учреждения, обеспечивающей качественно новый уровень образованности детей дошкольного возраста.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

41

Организация среды в дошкольном учреждении, способствующей развитию детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы организации среды

1.1 Проблемы формирования образовательной среды

1.2 Организация образовательной среды в дошкольном учреждении

1.3 Опыт организации образовательной среды в ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602

1.3.1 Характеристика дошкольного образовательного учреждения

1.3.2 Характеристика учебно-воспитательного процесса

1.3.3 Характеристика дополнительного образования

1.3.4 Результаты воспитательно-образовательной деятельности

ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование: процедура, результаты и их обсуждение

2.1 Процедура исследования

2.2 Результаты исследования

2.3 Обсуждение результатов

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Создание комфортных здоровьесберегаюших условий -- одна из главных задач современного образования. При этом здоровьеберегающими условиями являются условия, которые обеспечивают индивидуальный и дифференцированный подход к ребенку в педагогическом процессе с учетом его возрастных, психических возможностей, уровня развития здоровья.

Главный механизм обеспечения здоровьесберегающего характера проектируемой образовательной среды заключается в саморазвитии субъектов образования. Именно поэтому необходимо говорить об организации образовательной среды на основе педагогической стратегии, которая должна выступать в качестве того генерального фактора, который бы способствовал становлению и развитию творческих способностей детей дошкольного возраста, саморазвитию личности в целом. Основная цель образовательной среды - максимально развить в ребенке, заложенный творческий потенциал.

Объект: дошкольное образование как педагогическая система.

Предмет - педагогическая стратегия организации образовательной среды дошкольного учреждения, обеспечивающей качественно новый уровень образованности детей дошкольного возраста.

Цель работы состоит в разработке концепции, представляющей педагогическую стратегию организации образовательной среды дошкольного учреждения, обеспечивающей качественно новый уровень образованности детей дошкольного возраста.

Задачи: образовательный среда дошкольный учреждение

- раскрыть теоретические и методические основы организации среды, способствующей развитию детей дошкольного возраста;

- определить педагогические условия и средства, способствующие развитию детей дошкольного возраста;

- выявить изменения в мотивационном, когнитивном, эмоциональном и деятельностном (поведенческом) аспектах у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Мы предположили, развитие детей дошкольного возраста в детском учреждении будет эффективным при условии разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательной программы и психолого-педагогической технологии.

Степень изученности проблемы. Проблема образовательной среды одна из актуальных и рассматривается современными исследователями достаточно широко. ГА. Ковалев предлагает выделять в качестве структурных единиц анализа образовательной среды физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. В.А. Ясвин понимает образовательную среду как систему влияния и условий формирования личности, он предлагает рассматривать с целью анализа пространственно-архитектурный, социальный и психодидактический элементы. В. И. Слободчиков предлагает более емкое понимание среды как производной от системы складывающихся взаимодействий, формирующих связи и отношения. В. В. Рубцов обращает особое внимание на взаимодействие взрослого с ребенком на основе общности в составе проблем образовательной среды. И. В. Вачков консолидируя мнения исследователей, динамизирует, оживляет, понятие процессуальностью, направленной на цель: все взаимодействия выстраиваются в систему во имя и ради развития личности. Он предлагает понимать образовательную среду как интегративный процесс, включающий в себя компоненты взаимодействия учителей и учащихся, ориентированный на личность как важнейшую ценность.

База исследования. ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 и ГОУ детский сад № 761 Восточного окружного управления Департамента образования г. Москвы.

Методы исследования. Испытуемые дети 5-6 летнего возраста составили 2 группы (КГ- воспитанники ГОУ детский сад № 761 и ЭГ - воспитанники ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602). Всего 24 человека. Количество мальчиков и девочек одинаковое.

ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы организации среды

1.1 Проблемы формирования образовательной среды

Историографический аспект проблемы формирования образовательной среды связывается с именами:

? К.Д. Ушинского, выдвинувшего идею о связи школы с жизнью, зависимости направления и содержания общественного развития от последующей деятельности воспитанников;

? Н.И. Пирогова, убеждённого, что представления о смысле и цели существования человека зависят не только от его природных склонностей, но и от социального окружения, влияния со стороны других людей;

? Я. Корчака, типологизировавшего среды на «догматическую», «идейную», «безмятежного потребления», «внешнего лоска и карьеры»;

? П.Ф. Лесгафта, выявившего взаимосвязь типа личностного развития ребёнка («лицемерный тип», «честолюбивый тип», «добродушный тип» и др.) с педагогической средой семейного воспитания;

? С.Т. Шацкого, разработавшего концепцию взаимодействия школы со средой - педагогику среды.

Как диалектически развивающийся динамический процесс социальная среда представлена Л.С. Выготским. Взаимное влияние социальной среды и поведения человека исследовалось Д.Марковичем, П.А.Сорокиным. Изучение соотношения социальных структур со средой позволило А.Хоули сформулировать «принцип изоморфизма»: разнообразие организационных форм подобно разнообразию окружающих сред.

Конкретное социальное пространство, посредством которого специалист включается в культурные связи общества, трактуется как социокультурная среда. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. -- М.: Речь, 2006.

Взаимоотношения и взаимовлияния человека и естественной, искусственной, материальной, физической среды рассматриваются в рамках средовой психологии. Андреев А.Н. Модели корпоративного управления: особенности и структура // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. Сер.: Экономика. - 2005. - Вып. 10. - Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2005-с.61-63

Образовательная среда трактуется как часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, образовательных процессов Ковалева О.П. Основные факторы, оказывающие влияние на лояльность в сфере образовательных услуг // Апрельские экономические чтения: Сборник трудов междунар. науч.-практ. конф. - Омск: изд-во ОмГУ. - 2008.- с.68-71.; система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития Ясвин В.А.. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001.- 368 с. ; совокупность возможностей обучения и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология, 2000, № 4. - с.22-33.; полиструктурная система взаимодействия учащихся и педагогов Рубцов В.В. и др. Психологическая культура и психологическая безопасность как актуальные области психологических исследований // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании. СПб, 2003.с 48-52.; система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека Слободчиков В.И., Исаев Е.А. Основы психологической антропологии. Психология развития чедловека: Развитие субъективной реальности в онтогонезе: Учебное пособие для Вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000.- -196 с.; социокультурная система (система общения личностей и социальных групп), которая выстраивается на основе механизмов ценностного регулирования отношений. Ковалева О.П. Основные факторы, оказывающие влияние на лояльность в сфере образовательных услуг // Апрельские экономические чтения: Сборник трудов междунар. науч.-практ. конф. - Омск: изд-во ОмГУ. - 2008.- с.68-71.

Образование собственной среды развития посредством создания и изменения обстоятельств современной жизни своим поведением и трудом как проявление социальной активности человека рассмотрено в трудах Б.Г.Ананьева. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2т. - М., Педагогика, 1980-- 610 с.

Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб, Речь, 2006

В структуре образовательной среды выделяют: физическое окружение, человеческие факторы, программы обучения Ковалева О.П. Роль методической службы в инновационной деятельности образовательного учреждения // Кадровое обеспечение региональной экономики и управления: правовое поле, проблемы и перспективы: Материалы первой международной научно-практической конференции. - Омск: изд-во СИБИТ. - 2006.- с. 43-45.; социально-контактную, информационную, соматическую и предметн...

Другие файлы:

Организация досуга в дошкольном учреждении
Методики дошкольного образования. Эффективные формы и методы организации досуга в дошкольном учреждении, обеспечивающие качественно новый уровень восп...

Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении для проведения сюжетно-ролевых игр старших дошкольников
Исследование влияния предметно-игровой среды на развитие сюжетно-ролевой игры детей старшего дошкольного возраста. Изучение психолого-педагогических у...

Организация методической работы в дошкольном учреждении
Задачи методической службы в дошкольном образовательном учреждении. Утверждение комплексной программы, соответствующей требованиям к содержанию, метод...

Разработка практических рекомендаций по сохранению и укреплению психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в контексте воспитания в семье и дошкольном образовательном учреждении
Эта проблема заслуживает внимания не только специалистов в областях психологии, педагогики, но и, прежде всего, родителей, воспитателей дошкольных обр...

Эстетическое воспитание детей в дошкольном образовательном учреждении
Влияние творчества на преобразование окружающей среды и решение задач эстетического воспитания, требования к развитию культуры личности к концу пребыв...