Организация социальной помощи неблагополучным семьям детей-дошкольников
Краткое сожержание материала:
2
Размещено на
ГОУ ВПО МО "Международный университет природы, общества и человека "Дубна"
Факультет "Экономики и управления", кафедра социальной работы
Реферат по истории социальной работы
на тему:
Организация социальной помощи неблагополучным семьям детей дошкольников
Выполнил: Тарасенко Екатерина Владимировна
Проверил:
Дубна, 2011 г.
Содержание
- 1. Понятие и критерии неблагополучной семьи
- 2. Типы неблагополучных семей
- 3. Причины неблагополучия семьи
- 4. Как ведется работа с неблагополучными семьями
- 5. Примеры трех групп неблагополучных семей
- 6. Вывод
- Литература
- Приложение
1. Понятие и критерии неблагополучной семьи
Неблагополучные семьи - в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Социологическими, психолого-педагогическими и медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психологическое развитие детей. Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами.
Педагоги дошкольного учреждения, которое посещает ребенок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию. Какие семьи относятся к неблагополучным? Неблагополучной является семья, которая не выполняет свою воспитательную функцию.
Основные критерии при определении семьи, находящейся в социально опасном положении:
· неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий);
· отсутствие условий для воспитания детей (отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.):
· отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни);
· вовлечение детей в противоправные действия (распитие спиртных напитков, бродяжничество, попрошайничество, проституция и т.д.);
· жестокое обращение с детьми со стороны родителей (нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку);
· отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, детским садом, невнимание родителей к успеваемости ребенка);
· семьи, в которых дети совершили правонарушение или преступление;
· семьи, где родители ограничены в родительских правах;
· прочие.
Если даже несовершеннолетний проживает во внешне благополучной семье, но совершил преступление или систематически совершает правонарушения, то данная семья относится к категории находящихся в социально опасном положении.
Основные критерии при определении несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении:
· вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья;
· вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию;
· совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Под обстановкой понимается положения, обстоятельства и условия существования несовершеннолетнего. Опасность есть возможность наступления каких-либо вредных последствий, в данном случае угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетнего. Пример: оставление малолетнего ребенка одного дома на длительное время.
К обстановке, не отвечающей требованиям по воспитанию или содержанию несовершеннолетнего можно отнести в частности, содержание несовершеннолетнего в условиях антисанитарии, отсутствие у него надлежащего питания, вседозволенность и другое.
2. Типы неблагополучных семей
Семья, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствует требованиям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.
Но не всегда благополучие может проявляться столь явно. Есть семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях - об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.
Есть и другой тип неблагополучия: внешне семья так же вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется родителям, не заслуживающим серьезного отношения. В семьях этого типа изолированно существуют взрослые и дети. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.
К неблагополучным должны отнести и семьи, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и собственными родителями.
3. Причины неблагополучия семьи
Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.
В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело. В детском саду они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате развода неполная семья может стать неблагополучной. Обследование семей показало, что 50% "трудных" детей - это дети из неполных семей.
Обычно у родителей, злоупотребляющих алкоголем, низкий профессиональный уровень, причем у отцов он ниже, чем у матерей. У большинства отцов в прошлом было трудное детство. Это подтверждает влияние детских лет на развитие личности. У родителей-алкоголиков низок и культурный уровень: досуг они посвящают застолью, играм в карты и т.п. Отцы не ходят с детьми на прогулки, не читают им книг.
В большинстве неблагополучных семей мужья не принимают участия ни в ведении домашнего хозяйства, ни в уходе за детьми. Все хозяйственные и родительские заботы ложатся на плечи матери. Это ведет к ее переутомлению, раздражительности, что вызывает ссоры и, в конечном итоге, пагубно отражается на неокрепшей нервной системе ребенка. В тоже время родители считают, что создают детям все условия: дети одеты, накормлены, у них есть книжки, игрушки.
4. Как ведется работа с неблагополучными семьями
Показателем семейного благополучия являются сами дети: их поведение в детском саду, интересы, характер общения со взрослыми и детьми, усвоение программы. Все отклонения от нормы служат для воспитателя сигналом о том, что у данного ребенка могут быть неблагоприятные условия дома, что ребенок и его родители требуют особого внимания. Такие семьи воспитатель посещает в первую очередь.
Однако одного посещения недостаточно: воспитатель не всегда может стать свидетелем конфликтов, пьянства (родители стараются скрыть это от посторонних). Поэтому необходимы неоднократные посещения семей, беседы отдельно с каждым из его членов о причинах отклонений в поведении и развитии ребенка, беседы с ребенком о его играх и занятиях дома, о том, как он проводит время вечером, в выходные дни. Полученную таким путем информацию нельзя использовать для воздействия на родителей, так как это может спровоцировать внутрисемейные конфликты, закрыть пути для доверительных контактов с семьей. Информация о неблагополучной семье служит педагогу, прежде всего для определения направления, содержания и методов работы с ней.
Для целенаправленности работы и систематического анализа ее результатов - все неблагополучные семьи берутся на учет, на каждую семью заводится карточка, где фиксируется: состав семьи, жилищные и материальные условия, образование родителей, их культурный уровень, отношение к воспитанию, характер внутрисемейных взаимоотношений, общая обстановка в семье, условия для игр и занятий ребенка, а также проведенные и планируемые мероприятия, направленные на устранение неблагополучия в семейном воспитании, положительные изменения. Систематический контроль осуществляется путем посещения семей воспитателем, при необходимости привлекаются члены родительского комитета, медицинские работники, представители РОНО, общественные организации, шефы. Результаты посещений регулярно обсуждаются совместно с родительским комитетом и другими...
Оказание государственной помощи семьям, имеющих детей
Понятие, содержание и направления реализации социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющих детей. Особенности и правовые основы д...
Организация работы Управления социальной защиты населения администрации Тракторозаводского района г.Челябинска по назначению и выплате пособий семьям, имеющим детей
Основные направления социальной политики государства по оказанию помощи семьям, имеющим детей. Функции Управления социальной защиты населения админист...
Особенности социальной помощи семьям с детьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Социальная работа в семьях с детьми с ограниченными возможностями. Основные концепции инвалидности. Организация и содержание социальной работы в Росси...
Социальная помощь многодетным семьям
Социально-экономическая ситуация многодетных семей в России. Содержание социальной помощи семьям, имеющим три и более ребенка. Общее понятие о социаль...
Создание центра социальной помощи молодым семьям "Дружная семья" в городе Хабаровске
Исследование социально-бытовых проблем молодых семей на примере города Хабаровска. Разработка центра социальной помощи семьям: определение организацио...