Студенческий сайт КФУ - ex ТНУ » Учебный раздел » Учебные файлы »Педагогика

Организация разнообразных видов деятельности как условие развития, обучения и воспитания дошкольников

Тип: контрольная работа
Категория: Педагогика
Скачать
Купить
Виды детской деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении. Сущность и содержание педагогического общения, его направления и задачи, предъявляемые требования. Педагогические условия организации игры. Основные задачи трудового воспитания.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Размещено на

Организация разнообразных видов деятельности как условие развития, обучения и воспитания дошкольников

Тема 1

1.1 Назовите виды детской деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении?

Основные виды деятельности детей в ДОУ являются:

- Двигательная;

- Игровая;

- Продуктивная;

- Коммуникативная;

- Трудовая;

- Познавательно-исследовательская;

- Музыкально-художественная;

- Чтение (восприятие) художественной литературы.

1.2 Какая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте?

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируются и проявляются потребность ребенка воздействовать на мир. Все игры обычно воспроизводят те или иные самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых.

Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития, она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

1.3 Что такое общение? Какова сущность педагогического общения?

педагогический воспитание образовательный дошкольный

Общение важнейшая составная часть человеческого бытия, присутствующая во всех видах человеческой деятельности.

Общение - это способ взаимодействия людей, обусловленный социально-экономическими и культурными отношениями в обществе.

В общении достигается взаимопонимание и согласованность действий, поступков, поведения, формируются качества человека как субъекта культуры, познания, труда. Общение - важнейший профессиональный инструмент педагогической деятельности, так как выступает фактором формирования личности человека, средством воспитания.

В настоящее время следует учитывать, что изменились не только общественные отношения, семья, школа, но и сам ребенок: изменились уровень его информированности, степень притязаний и требований, форма общения. Все это предполагает внесение изменений в организацию учебно-воспитательного процесса, выбор иной формы педагогического общения. Сегодня на первый план выходит не воспитательное воздействие, когда ребенок выступает как пассивный объект воздействия педагога, а взаимодействие.

Педагогическое общение предполагает уважение личности ребенка, его мнения. Далеко не каждый воспитатель интересуется мнением своих воспитанников, может «присоединиться» к мнению малыша, посчитать его мнение правильным и интересным. Ну а попросить прощение за то, что, например, ошибочно считала его виновником конфликта, могут единицы. Хотя это не только не снижает авторитет учителя в глазах своих учеников, а, напротив, сближает их. Вместе с тем, если предложить детям, например, подумать, как лучше провести новогоднюю елку или праздник сказок, то предложений и задумок, рожденных детской фантазией, будет множество. Поэтому выражения «Как ты думаешь?», «Как ты считаешь?», «Где лучше?» и т.п. должны быть неотъемлемой частью в общении педагога со своими воспитанниками. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, стремлением воспитателя решать определенные развивающие и воспитательные задачи.

Создание ситуации успеха - важный момент в педагогическом общении. Не столько слова, сколько заинтересованное участие в жизнедеятельности детей является определяющим в общении ребенка и воспитателя, нацеленность на развитие личности малыша, создание атмосферы добра и взаимного доверия.

Педагогическое общение может быть выражено через оценку.

Педагогическая оценка - часть общения воспитателя с ребенком. Оценка педагогом ответа ребенка на занятии, помощи товарищу или участия в празднике, ухода за цветами или скорости самостоятельного завязывания шнурка - все для ребенка значимо, все нуждается в положительной оценке: словом, взглядом, жестом, благопожеланием. Положительная оценка - своеобразный стимул активной деятельности, хорошего аппетита, должного поведения и успехов детей.

Чем выше оценка, тем больше желания у ребенка учиться, трудиться, играть, творить. Это, естественно, не значит, что оценки должны быть только положительными, а отрицательных должно быть как можно меньше. Даже отсутствие положительной оценки само по себе является определенным наказанием для малыша. Вот почему так важно в каждом конкретном случае, давая оценку деятельности ребенка, быть предельно аккуратными, ведь способности и возможности у детей различны.

Общение должно носить непринужденный свободный характер. Особое значение следует придавать формированию навыков правильного общения в детском саду, помогая малышам усвоить необходимые нормы и правила поведения: в коллективе, в игре, в совместной деятельности, за столом, на празднике и т.п.

Если ребенок с первых лет жизни видит вокруг себя доброту и заботу (и не только по отношению к себе), он воспринимает это как норму и сам следует ей. Это является главным и определяющим в жизни и поведении ребенка сегодня и взрослого человека - завтра.

1.4 Как можно оценить культуру общения взрослого и ребенка?

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребёнка надо научить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребёнок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определённый момент, в определённой обстановке такое поведение становится недопустимым, т.е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребёнка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А.М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса - воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.

Уже в младшем, а особенно в среднем дошкольном возрасте, когда ребёнок осваивает грамматический строй речи, учится правильно строить простые фразы, его приучают называть взрослых по имени и отчеству, на «Вы», корректируют произношение, учат детей говорить в нормальном темпе, без скороговорки или растягивания слов. Не менее важно в это же время научить ребёнка внимательно слушать собеседника. Спокойно стоять во время разговора, смотреть в лицо говорящему.

При организуемых педагогом воспитательно - образовательных мероприятий поведение, вопросы и ответы детей в значительной мере регламентированы заданиями, содержанием материала и формами организации детей. Понятно, что культура общения их в таких процессах формируется быстрее и легче, но не менее важно воспитывать культуру общения в повседневной жизни.

Непосредственно с воспитанием культуры общения у детей воспитатель воспитывает и такие нравственные качества как вежливость, деликатность, предупредительность, скромность, общительность и также не маловажно навыки коллективизма. Важно прививать ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками, спокойно разговаривать, не нарушать игры шумным вторжением.

1.5 Каковы формы общения ребенка дошкольного возраста со сверстниками?

Общение со сверстниками играет важную роль в психическом развитии дошкольника Оно является необходимым условием формирования у него общественных качеств, проявления и развития элементов коллективистских отношений в группе дошкольного заведения.

На протяжении дошкольного детства развиваются и сменяют друг друга эмоционально-практическая, ситуативно-деловая, внеситуативно-деловая, внеситуативно-личностная формы общения дошкольника со сверстниками

Каждая форма общения по-своему влияет на психическое развитие детей: эмоционально-практическая побуждает их к выявлению инициативы, расширяет спектр эмоциональных переживаний; ситуативно-деловая способствует развитию в личности, самосознания, любознательности, смелости, оптимизма, творчества; внеситуативно-деловая и внеситуативно-личностная формируют умение видеть в партнере самоценное личность, учитывать его мысли и переживания. Каждая из них помогает ребенку конкретизировать, уточнить,...

Другие файлы:

Особенности физического воспитания дошкольников в США
Особенности программы и роль целенаправленного физического воспитания в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольно...

Вариативность альтернативных белорусских программ в воспитании дошкольников
Значение программ воспитания и обучения, их содержания от цели воспитания дошкольников. Программа "Пралеска" - первая национальная программа воспитани...

Интеграция интеллектуального и двигательного развития дошкольников подготовительной группы в процессе физического воспитания
Вопросы интеллектуального воспитания дошкольников. Увеличение объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности в детском саду. Подходы к обуч...

Методическая работа по развитию экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
Изучение теории развития экспериментальной деятельности. Экспериментирование как необходимое условие развития личности ребенка. Этапы и направления ус...

Сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников
Сущность и особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Значение сказки в нравственном воспитании старших дошкольников. Организация раб...